105-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: широкофюзеляжный самолет Ил-86

Первый в истории нашей страны рейс широкофюзеляжного авиалайнера Ил-86 состоялся 26 декабря 1980 года. На борт поднялись 350 пассажиров, чтобы совершить перелет из Москвы в Ташкент.

Почему у советских ученых возникла идея создания широкофюзеляжного самолета? В стране постепенно увеличивалось число авиаперевозок. Особенно большой пассажиропоток ожидался в год проведения Летних Олимпийских игр — 1980-й. В этих условиях «Аэрофлоту» была жизненно необходима машина с широким фюзеляжем, способная вместить более 300 человек.



Разработки вели сотрудники конструкторского бюро имени С.В. Ильюшина. Свои рекомендации по аэродинамической компоновке дал Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского: умеренные толщины классических профилей при среднем удлинении крыла и стреловидности обеспечивали требуемые характеристики. Впервые в отечественном пассажирском самолетостроении гондолы двигателей разместили под крылом. Были введены бустерное управление и система улучшения устойчивости.

Самолеты «Ил» в ЦАГИ: яркие моменты общей истории

Кроме того, благодаря сотрудничеству со специалистами центра авиационной науки, удалось создать такой фюзеляж, который позволял поставить в ряд сразу девять кресел с двумя проходами. На нижней палубе размещались стеллажи для грузов. Работала система «багаж с собой», когда пассажир сначала оставлял свои вещи в нижнем отсеке, а затем поднимался в салон. Самолет был оснащен новейшими системами автоматического управления и навигации, что позволяло экипажу из трех человек осуществлять полеты внутри страны и за границу в любых климатических условиях, в любое время суток. В целом при создании Ил-86 применено свыше 50 новых технологических решений. В сентябре 1981 года экипаж заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Георгия Волохова установил на серийном Ил-86 порядка 18 мировых рекордов.

Но летный век масштабного советского самолета был недолгим: из-за неэкономичности и шумности двигателей с 2000 года началось массовое списание авиалайнеров. Последними регулярными рейсами Ил-86 были «Москва — Симферополь», «Москва — Сочи», «Москва — Новосибирск» в 2010 году.

По теме:

История отечественных аэробусов СССР и России