ЦИАМ представит перспективные разработки авиадвигателестроения

Экспозиция Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 будет обширной и разноплановой.




Ряд экспонатов будет посвящен перспективному направлению исследования гибридных и электрических технологий для гражданской авиации. Так, посетители Авиасалона получат возможность увидеть первые российские «электросамолеты» – летающую лабораторию Як-40ЛЛ с гибридной силовой установкой (ГСУ) и сверхлегкий пилотируемый экспериментальный самолет «Сигма-4Э» с полностью электрической силовой установкой. Уникальная особенность ГСУ, реализуемой ЦИАМ в широкой кооперации отечественных предприятий, – применение высокотемпературных сверхпроводниковых технологий (ВТСП), позволяющих существенно увеличить КПД электрических машин при тех же габаритах и массе. Мощность электродвигателя, установленного на Як-40ЛЛ в дополнение к двум турбореактивным двигателям самолета, – 500 кВт (680 л.с.), электродвигателя «Сигмы-4Э» – до 80 кВт (109 л.с.).

Гибридная силовая установка в составе Як-40ЛЛ на испытаниях

На экспозиции будет представлен макет демонстратора технологий полностью сверхпроводящей ГСУ повышенной мощности. Эта перспективная разработка, к работам над которой ЦИАМ планирует приступить в 2022 году, является частью комплексного проекта «Силуэт», направленного на развитие применения технологий ВТСП и криогенных топлив в авиации.

Облик Як-40ЛЛ – демонстратор гибридной СУ на высокотемпературных сверхпроводниках

На самолете Як-18Т можно будет увидеть установленный на него для летных испытаний авиационный поршневой двигатель АПД-500 мощностью 500 л.с. АПД-500 разработан ЦИАМ на основе серийного автомобильного мотора линейки двигателей Единой модульной платформы ФГУП «НАМИ» в рамках научно-исследовательской работы «Адаптация». Для авиаверсии разработан ряд новых узлов и систем, обеспечивающих эффективную и безопасную работу двигателя в авиационном режиме в соответствии с требованиями Авиационных правил АП-33. Двигатель – демонстратор технологий успешно прошел комплекс испытаний на наземных и высотных стендах, первые летные испытания запланированы на вторую половину 2021 года.

Будет представлен и разработанный в ЦИАМ по заказу ФПИ демонстратор технологий односекционного турбированного роторно-поршневого двигателя РПД-100Т мощностью 100 л.с. Авиамотор предполагается применять для нужд малой авиации и БПЛА.

Облик самолёта Сигма-4 с электрической СУ

ЦИАМ также покажет технический облик перспективной энергетической установки на базе двухсекционного турбированного роторно-поршневого авиадвигателя РПД-350Т с высокоэффективным мотор-генератором. Данная установка ориентирована на использование в летательных аппаратах вертикального взлета и посадки.

Перспективным для беспилотной авиации может стать и другой экспонат – демонстратор электродвигателя ЭД-60ЦМ с заявленной мощностью 85 кВт (более 115 л.с.). Двигатели данного типа планируется использовать в различных видах БПЛА.

Макет гибридной СУ

В рамках исследования технологий и конструктивных решений для перспективных двигателей на стенде также будут демонстрироваться детали, созданные из композитных материалов, в т.ч. с помощью аддитивных технологий. Экспериментальные изделия значительно превосходят образцы, выполненные по традиционным технологиям из металлов и сплавов, по таким важным характеристикам, как предельная рабочая температура, износостойкость, масса и др.

МАКС-2021 пройдет с 20 по 25 июля 2021 года в г.о. Жуковский на территории ЛИИ им. М.М. Громова. Ознакомиться с перспективными разработками ЦИАМ можно будет на коллективной экспозиции организаций, входящих в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», в павильоне F3, стенд А9, и на статической стоянке (самолеты Як-40ЛЛ, «Сигма-4Э», Як-18Т).

Двигатель-демонстратор АПД-500 установлен на самолёт и покажут на МАКС 2021

Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова представит на МАКС-2021 авиационный поршневой двигатель АПД-500 мощностью 500 л.с., установленный на самолёте Як-18Т для проведения лётных испытаний.

Воздушное судно с установленным на нём авиадвигателем АПД-500 можно будет увидеть на объединённой экспозиции предприятий, входящих в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», на Международном авиационно-космическом салоне МАКС 2021.

Демонстратор авиационного поршневого двигателя АПД-500 мощностью 500 л.с. разработан ЦИАМ на основе автомобильного мотора линейки двигателей Единой модульной платформы ФГУП «НАМИ». Главной задачей НИР «Адаптация», в рамках которой ведутся работы по заказу Минпромторга России, является подтверждение возможности создания авиационного двигателя на базе серийного автомобильного мотора, а также оценка преимуществ его создания по срокам и стоимости.

Для авиаверсии специалистами ЦИАМ разработан ряд новых узлов и систем, обеспечивающих эффективную и безопасную работу двигателя в авиационном режиме в соответствии с требованиями Авиационных правил АП-33:

  • стартер-генератор, позволяющий в одном блоке реализовать режим запуска и генерирования энергии для нужд двигателя и борта;
  • редуктор, спроектированный под применение воздушных винтов с изменяемым шагом;
  • дублированная двухканальная система управления двигателем с независимыми контурами для надёжной работы;
  • система наддува с приводным нагнетателем, обеспечивающая заданные мощностные характеристики авиационной версии, и др.

Достижение демонстратором требуемых параметров уже подтверждено комплексом испытаний на наземных и высотных стендах. Первые лётные испытания запланированы на вторую половину 2021 года.

– По завершении лётных испытаний можно будет говорить уже об открытии опытно-конструкторских работ. Двигатель-демонстратор мы создаём на базе серийного автодвигателя, поэтому ОКР можно будет завершить быстрее и экономичнее, чем при организации работ «с нуля». Отечественный поршневой двигатель – это возможность для «перезагрузки» всей малой авиации России. Он сможет найти самое широкое применение, дать толчок и ремоторизации, и созданию новых летательных аппаратов, – отметил генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин.

 

По теме: