Индия вывела в море первый собственный авианосец Vikrant

4 августа 2021 года из Кочина (Индия) впервые вышел в море на заводские ходовые испытания первый построенный в Индии авианосец Vikrant. Строительство корабля была осуществлено на индийском государственном судостроительном предприятии Cochin Shipyard Limited (CSL) по программе Indigenous Aircraft Carrier (IAC). Авианосец унаследовал название в честь первого индийского авианосца Vikrant (бывшего английского Hercules), входившего в состав ВМС Индии с 1961 по 1997 годы. Ввод нового Vikrant в состав ВМС Индии сейчас запланирован на август 2022 года. Достижение кораблем стадии начальной боевой готовности ожидается в середине 2023 года.




“День гордости для Индии: перевоплощенный “Викрант” отправился сегодня на первые ходовые испытания через 50 лет после того, как его прославленный предшественник сыграл ключевую роль в победе в войне 1971 года”,сообщили в командовании ВМС Индии. Упомянутый Vikrant – авианосец британской постройки, служивший в индийском флоте с 1961 по 1997 год.

История строительства и основные  характеристики

Новый Vikrant строился с 2008 года на индийской верфи Кочин при содействии итальянского холдинга Fincantieri и Невского ПКБ. Влияние последнего заметно по форме летной палубы. По большинству параметров корабль схож с Vikramaditya – советским авианесущим крейсером “Адмирал Горшков”, проданным Индии в 2012 году. Однако Vikrant спроектирован как авианосец и его внутреннее пространство использовано более рационально.

Водоизмещение корабля 37,5 тысячи тонн, он способен принять на борт до 14 истребителей МиГ-29К, вертолеты Ка-28, Ка-31 и HAL Dhruv. Ранее министр обороны Индии Раджнатх Сингх сообщил, что Vikrant войдет в состав ВМС страны в 2022 году.

Напомним, что программа строительства своими силами двух авианосцев была принята в Индии еще в 1988 году. Разработка проекта с перерывами осуществлялась Управлением военно-морского проектирования (Directorate of Naval Design) ВМС Индии с 1989 года, однако фактическая полномасштабная разработка проекта 71 по программе Air Defence Ship (ADS), переименованной затем в Indigenous Aircraft Carrier (IAC), была начата в 1999 году. В проектировании корабля по заключенным контрактам фактически головную роль играло итальянское судостроительное объединение Fincantieri, а в разработке авиационно-технической части корабля приняло активное участие российское АО “Невское проектно-конструкторское бюро”. Проект был формально утвержден правительством Индии в январе 2003 года, однако в последующем неоднократно дорабатывался, что, в частности, привело к росту стандартного водоизмещения корабля с 37,5 до 40 тысяч тонн.

Авианосец «Москва» станет морским царем

Строительство корабля IAC-I было начато на верфи Cochin Shipyard Limited (CSL) в 2008 году, формальная закладка состоялась 28 февраля 2009 года. Строительство корабля неоднократно прерывалось и шло со значительным отставанием от графика и с превышением стоимости программы, в результате отставания от первоначальных плановых сроков примерно на семь лет. Корпус корабля трижды в ходе постройки выводился (“спускался на воду”) из сухого строительного дока CSL. Первый раз корпус корабля был выведен из дока 29 декабря 2011 года по технологическим соображениям с целью освобождения дока для спуска строившегося коммерческого судна. Второй раз авианосец был выведен из строительного дока 12 августа 2013 года в ходе церемонии “крещения”, когда он и получил название Vikrant. Третий корабль был выведен из сухого дока 10 июня 2015 года в ходе церемонии “окончательного” спуска на воду, после чего еще шесть лет достраивался на плаву.

Общая стоимость строительства корабля сейчас оценивается индийскими источниками в 23 тысячи кроров рупий (около 4 млрд долл), причем, видимо, без учета стоимости проектирования.

Новый Vikrant имеет, согласно последним данным, стандартное водоизмещение около 40 тысяч тонн и полное водоизмещение более 45 тысяч тонн. Наибольшая длина корабля 262 метра, наибольшая ширина 62 метра и осадка 8,4 метра. Главная энергетическая установка газотурбинная, включает четыре газовые турбины General Electric LM2500+ мощностью по 40500 л.с, работающих через два редуктора Elecon на два вала. Скорость полного хода должна составить 30 уз, дальность плавания экономическим ходом якобы 8000 миль. Штатный экипаж 1645 человек, включая авиагруппу.

Справочно>> ТХ авианосца Водоизмещение – 37 500 тонн, длина корпуса – 262 метра, ширина – 62 метра. Установлены четыре газотурбины LM2500+ мощностью более 80 МВт (110 000 л.с.). Скорость – до 28 узлов. Дальность плавания –7500 морских миль. Экипаж – 1560 человек. Вооружение составляют четыре итальянских 76-мм арткомплекса, две установки вертикального пуска ЗУР “Барак-1” и “Барак-8” израильского производства, российские зенитные арткомплексы AK-630. Авианосец может нести на своём борту 26 истребителей и 10 вертолётов. Основу авиакрыла составят или французские Rafale-M, или американские F/А-18E Super Hornet. Окончательное решение о выборе палубного истребителя обещают принять в ближайшее время.

Корабль использует трамплин для взлета самолетов и должен нести авиаггруппу в составе истребителей МиГ-29К/КУБ, Naval Tejas, вертолетов РЛДН Ка-31 и противолодочных вертолетов (суммарно до 26 истребителей и 10-14 вертолетов). Авиатехническое оборудование, включая аэрофинишеры, российского производства.

В состав радиоэлектронного вооружения корабля входят АСБУ CMS индийской разработки, израильский радиолокационный комплекс IAI Elta EL/M-2248 MF-STAR с четырьмя неподвижными антеннами АФАР, РЛC общего обнаружения Leonardo RAN-40L, индийский комплекс РЭБ Shakti. Оборонительное вооружение на корабле, по всей видимости, еще не установлено, но, по более ранним сообщениям, должно включать 64 вертикальные пусковые установки израильского ЗРК средней и большой дальности Barak 8, четыре 76-мм универсальные артиллерийские установки Leonardo Super Rapid и четыре 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М.

Индийский авианосец Vikrant прошёл первые испытания

Первый построенный Индией авианосец успешно прошёл ходовые испытания. Вчера, 8 августа, портал indiatimes.com сообщил о том, что корабль Vikrant вернулся с пятидневного тестирования.

«Индийский авианосец Vikrant сегодня успешно завершил свой первый морской рейс. Испытания прошли в соответствии с планом, и параметры систем оказались удовлетворительными», — заявил официальный представитель ВМС Индии Вивек Мадхвал.

В ходе плавания испытывался ряд характеристик корабля. В их числе качество сборки корпуса, работа главной двигательной установки, выработка и распределение энергии, а также функциональность вспомогательного оборудования.

Первый самостоятельно построенный индийский авианосец INS Vikrant завершил четвёртый этап ходовых испытаний

Будущий флагман одного из флотов ВМС Индии авианосец INS Vikrant завершил очередной этап ходовых испытаний, уже четвертый по счету. Об этом сообщает индийская пресса со ссылкой на командование ВМС Индии.

Авианосец вернулся с очередного выхода в море, в рамках которого состоялось испытание большинства бортовых систем корабля, включая комплекс авиационных средств. Как заявили индийские военные, INS Vikrant совершит еще один выход в море, видимо контрольный, после чего его начнут готовить к передаче в состав флота. Предварительно, выход в море состоится в конце июля, передача авианосца – в августе…

Авианосец INS Vikrant
Первый этап ходовых испытаний корабля завершился с удовлетворительными результатами 21 августа 2021 года. За ним последовали второй и третий этапы, которые были завершены 21 октября 2021 года и 22 января 2022 года, соответственно. Во время испытаний были проведены проверки главной энергетической установки, электрических и электронных систем, палубных механизмов, спасательных средств, судовых систем навигации и связи.
Этот проект является первой попыткой командования ВМС Индии и предприятия Cochin Shipyard Limited самостоятельно спроектировать и построить авианосец. Как заявлено, “национальное содержание” в конструкции корабля составляет 76%.
«Викрант» существенно усилит ВМС Индии
Справочно>> Длина корабля – 262 м, максимальная ширина – 62 м, осадка – 8,4 м, полное водоизмещение – около 40000 т. Он оснащен газотурбинной силовой установкой, включающей 4 турбины LM2500 компании General Electric общей мощностью 80 МВт. Максимальная расчетная скорость – более 28 узлов. Дальность хода – около 7500 морских миль на скорости 18 узлов. Как планируется, на борту “Викрант” будет базироваться авиагруппа в составе 30-36 летательных аппаратов, включая истребители МиГ 29К, вертолеты Ка 31, многоцелевые вертолеты MH-60R, легкие вертолеты “Дхрув”…