Где взять титан для «боингов» и «эйрбасов»

Мировая авиастроительная отрасль остаётся зависимой от поставок из России титана, и эта зависимость вызывает на Западе опасения по поводу безопасности для производства гражданских и военных самолётов, а также авиадвигателей. Россия может перекрыть поток этого металла и поставить критически важные для национальной обороны и гражданской авиации компании недружественных стран в затруднительное положение,  пишет  The Washington Post.



Значение титана для аэрокосмической промышленности обусловлено его прочностью и лёгкостью. Этот металл имеет характеристики прочности, как у стали, но при этом он на 45 процентов легче, более устойчив к нагреванию и коррозии и может использоваться в продукции от краски до имплантатов. Авиастроение не может обойтись без титана: сам металл и его сплавы применяются в силовых конструкциях и обшивке самолётов, в лопатках турбин авиационных двигателей, шасси. Это важнейший материал, поскольку промышленность стремится к созданию всё более лёгких самолётов.

Титан и его сплавы, уверенно шагнувшие в Авиацию

В январе 2021 года корпорация «ВСМПО-Ависма» и Boeing подписали контракт на поставку титановой продукции до 2026 года, согласно которому российская компания должна была поставлять компании Boeing и её подрядчикам титановые поковки для производства самолётов B787 Dreamliner, B777, B767 и B737 MAX.

После начала специальной военной операции, 7 марта 2022 года, авиастроительный гигант официально заявил о приостановке закупок титана у «ВСМПО». В Boeing тогда отмечали, что имеют значительные складские запасы титана, накопленные в последние несколько лет в рамках усилий по диверсификации поставок.

При этом уже в мае того года был приостановлен выпуск модели B737 MAX, в том числе из-за трудностей с сырьём. Отказываясь от российского титана, Boeing подвергает себя серьёзному риску в силу того, что «ВСМПО» является крупнейшим мировым поставщиком титана для всех без исключения авиастроительных компаний мира, его закупали и продолжают закупать и Boeing, и Airbus, и Embraer, и другие крупные компании. Все поставщики комплектующих для самолётов Boeing в США также были вынуждены отказаться от закупок титана у «ВСМПО».

Несмотря на то, что российский производитель и поставщик титана хоть частично и принадлежит Ростеху, на который западные ограничения распространяются, он не попал под санкции Соединенных Штатов и Европейского Союза. Единственно, что было сделано – введён экспортный контроль над «ВСМПО-Ависма», что, однако, не запрещает поставки российского титана в США, а только ограничивает экспорт товаров для самой «ВСМПО» в Россию.

Источники фото pravdaurfo.ru

«Мы думаем, что введение санкций против титана из России означало бы введение санкций против самих себя», – заявил в июне 2022 года исполнительный директор Airbus Гийом Фьёри.

В декабре 2022 года в Airbus заявили, что в течение нескольких месяцев откажутся от российского титана, но согласно российской базе данных по экспорту, объём титана, предназначенного для поставок европейскому аэрокосмическому консорциуму, в 2022 году увеличился по меньшей мере до 24 миллионов долларов, что является максимальным показателем для любой европейской или американской компании и на 940 процентов превышает закупки Airbus годом ранее, пишет The Washington Post.

«Судя по имеющимся данным за прошлый год, Airbus всё ещё получал титан от российского поставщика как минимум до ноября 2023 года. В своем заявлении представитель Airbus заявил, что компания не комментирует объёмы закупок и контракты с поставщиками, но соблюдает все действующие санкции против России. В заявлении отмечается, что компания уже закупала титан у поставщиков за пределами России, в том числе в Европе, Соединенных Штатах и Азии», – говорится в стате TWP.

15 ноября 2021 года на авиасалоне в Дубае Boeing и «ВСМПО-Ависма» договорились о поставках титана для существующих и будущих самолётов и технологическом сотрудничестве на долгие годы вперед. В Верхней Салде было открыто совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UBM).

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, подписанным руководителями компаний, Boeing и «ВСМПО-Ависма» планировали совместно работать над увеличением загрузки UBM, ростом инвестиций в исследования и разработку новых титановых сплавов и технологий, расширением роли «ВСМПО» в производстве титановых деталей и компонентов для самолётов Boeing. Но уже в 2022 году UBM было закрыто, в Boeing заявили, что «добывают титан преимущественно в США». Однако основные поставщики Boeing продолжили закупать российский титан.

В 2022 году экспортные поставки «ВСМПО» составили около 15 000 тонн титана на сумму 370 миллионов долларов, подавляющее большинство титана было отправлено в недружественные страны, причём Германия, Франция, США и Великобритания возглавили этот список. В 2023 году «ВСМПО» экспортировала титана на сумму не менее 345 миллионов долларов.

Российский титан

Французская аэрокосмическая компания Safran Group, которая поставляет двигатели и шасси для аэрокосмических компаний, включая Boeing, в 2022 году увеличила импорт из России более чем на 20 миллионов долларов по сравнению с 8,6 миллионами долларов годом ранее. Двигатели LEAP 1B производства Safran, устанавливаются на Boeing 737 MAX. Airbus также использует LEAP в некоторых самолётах. В Safran утверждают, что объём закупок в 2022 году вырос, но «доля российского титана в них не увеличилась».

Руководители британской компании Rolls-Royce, производящей двигатели как для Airbus, так и для Boeing, заявили весной 2022 года, что прекратят закупки российского титана. Но импорт российского титана продолжился, увеличившись с 5 миллионов долларов в 2021 году до 6,7 миллионов долларов в 2022 году. При этом поставки «ВСМПО» для Rolls-Royce также были отмечены в апреле 2023 года.

Сохраняющаяся зависимость европейских фирм от российского титана подтверждается данными о торговле Европейского союза, отмечает The Washington Post. В 2023 году Евросоюз импортировал российского титана на 244 миллиона долларов, что толбко на 20 процентов меньше, чем самый высокий объём импорта в 2019-м. Данные по торговле США за 2023 год показывают закупки российского титана на 47 миллионов долларов, что почти на 80 процентов ниже пика 2019 года.

Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат (УКТМК), расположенный в Казахстане, производит титановую губку, слитки и слябы. А «ВСМПО-Ависма» – плоский и сортовой прокат, трубы и штамповки. У японских Toho Titanium и Osaka Titanium, откуда идут поставки Boeing, номенклатура продукции шире, чем у УКТМК, но по числу позиций титановых полуфабрикатов они также проигрывают российской компании.

Покупать у китайских производителей титана в США опасаются. Учитывая сложные внешнеполитические и экономические отношения Запада с КНР, есть высокая вероятность, что появится зависимость авиастроения и оборонно-промышленного комплекса теперь уже от китайских компаний, а этого в Америке боятся больше, чем полностью отказаться от российского титана. В 2022 году обнаружение китайского сплава при сборке истребителей F-35 привело к остановке производства и расследованию. Позже Пентагон выдал разрешение на использование сплава.

ВСМПО-АВИСМА продолжит поставлять титан для Airbus А350

Примерно 80 процентов титановой губки, используемой в Соединенных Штатах, поступает из Японии, которая с трудом справляется с увеличившимся спросом. Но американским компаниям потребуется помощь правительства, чтобы возобновить производство губки в достаточном объёме в Соединенных Штатах.

Титановая промышленность США могла бы заполнить недостающие объёмы, возникшие после отказа Boeing от сотрудничества с «ВСМПО», но для этого потребуются значительные инвестиции и внедрение новых технологий. А если нет ни того, ни другого, то авиакосмической отрасли ЕС и США остаётся втихую или через третьи страны продолжать покупать титан в России.

По теме:

Титан – настоящее и будущее мировой авиации

Завершена валидация сертификата типа на двигатель ТВ3-117

Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) и Национальным агентством гражданской авиации Бразилии (ANAC) продолжается работа в рамках Меморандума о взаимопонимании по повышению безопасности полётов. В октябре текущего года АО «ОДК-Климов» получило валидированный сертификат типа на двигатель ТВ3-117 в Национальном агентстве гражданской авиации Бразилии. Двигатель отвечает международным требованиям, безотказен в условиях высокогорья и перепадов высоких-низких температур, сообщили …

ЦАГИ: советский военно-транспортный самолет Ан-12

16 декабря 1957 года впервые поднялся в небо один из лучших самолетов военно-транспортной авиации СССР — Ан-12. Именно ему было суждено стать главным «воздушным грузовиком» планеты во второй половине XX века. Немалый вклад в создание этой машины внесли ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского. История создания История лайнера началась летом 1955 года, когда первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил ОКБ авиаконструктора …

Новые бомбардировщики(ПАК ДА): Россия гонится за США

Россия и США в ускоренном темпе создают бомбардировщики дальней авиации. Американскому B-21 “Raider” конкуренцию должен составить российский ПАК ДА. И, судя по всему, Вашингтон сможет получить перспективные самолеты раньше. “Газета.Ru” разобралась в ходе разработки американского бомбардировщика и проанализировала, когда конкуренты представят свои проекты. США могут получить бомбардировщик дальнего действия раньше России Исследовательская служба конгресса США …

Росавиация проверяет лётную годность иностранных самолётов

С 26 сентября по 31 декабря 2022г. Росавиация по поручению главы ведомства Александра Нерадько проводит проверку лётной годности почти 599 иностранных самолётов 28 российских авиакомпаний. Это лайнеры, надзор за которыми до введения западных санкций осуществляли власти Бермудских островов и Ирландии. Об этом пишет газета «Известия». В марте 2022 года авиавласти Бермуд (ВСАА) и Ирландии отозвали сертификаты …

C919 – важный шаг на пути к великому возрождению китайской нации

30 сентября 2022г. Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин встретился с представителями группы разработчиков C919 и посетил выставку достижений этого проекта. Успешная разработка самолёта и получение им сертификата типа свидетельствует о возможностях Китая самостоятельно разрабатывать лайнеры класса А320 и В737, что является важной вехой в развитии авиаотрасли. А встреча с инженерами показывает, сколь высоко внимание …