Один из перспективных проектов гражданской авиации, над которым работают в ЦАГИ, – это тяжёлый транспортный самолёт «Слон». В настоящее время проводится совершенствование его аэродинамической компоновки и апробация ряда новых технических решений. Работы выполняются по государственному контракту с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках НИР «Технологии-транспорт–2», сообщили в пресс-службе ЦАГИ.
Для того чтобы повысить топливную эффективность и улучшить эксплуатационные свойства самолёта, специалисты института разработали и изготовили ряд модификаций элементов летательного аппарата. Это различные варианты законцовок крыла, альтернативное поперечное сечение фюзеляжа, уменьшенный по размерам обтекатель стыка крыла с фюзеляжем и новые пилоны с мотогондолами. Их влияние на аэродинамику модели было оценено во время недавно проведенного цикла исследований.
Особое внимание в ходе испытаний уделялось законцовкам крыла различной конфигурации. Применение серповидных и удлинённых концевых аэродинамических поверхностей показало ожидаемый рост аэродинамического качества модели на крейсерских режимах полёта. Также были исследованы укороченные варианты законцовок.
По теме: Статус программы транспортного самолёта ПАК ТА
«На данном этапе исследований однозначный выбор между вариантами законцовок делать рано. Для первых двух типов в дальнейшем потребуется устанавливать на крыло механизм складывания. Это сделает самолёт тяжелее, сложнее в исполнении и дороже в производстве. Но их внедрение, безусловно, положительно скажется на его аэродинамике в целом. Применение укороченных законцовок приведёт к незначительному снижению дальности полёта, но в то же время позволит облегчить массу конструкции. При этом сохранятся несущие свойства крыла. Сокращение размаха крыла позволит летательному аппарату базироваться в большем числе аэропортов», – рассказал научный сотрудник Центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ» Александр Крутов.
Испытания также показали, что расширение транспортных возможностей самолёта, связанное с увеличением размеров фюзеляжа, не влечёт за собой существенного ухудшения аэродинамических характеристик. Модифицированный обтекатель стыка крыла с фюзеляжем за счёт меньших размеров и упрощенной формы позволяет удешевить производство, при этом практически не ухудшая аэродинамическое качество. Модификация пилонов и мотогондол позволила снизить негативное влияние на обтекание нижней поверхности крыла.
Полученные результаты испытаний подтвердили расчётную эффективность модификаций. Проведённая работа дополнила научно-технический задел по проекту тяжёлого транспортного самолёта «Слон», который также может быть использован в других разработках.
Проект направлен на исследование технологий перспективного транспортного самолёта для замены тяжёлого дальнего транспортного воздушного судна Ан-124 «Руслан». Этот летательный аппарат будет предназначен для перевозки тяжёлых и крупногабаритных грузов на дальность порядка 7 тыс. км со скоростью 850 км/ч. Потребная длина взлётно-посадочной полосы – 3 км. Максимальная коммерческая нагрузка – 180 т (у Ан-124 – 120 т). «Слон» проектируется под российские перспективные двухконтурные турбореактивные двигатели ПД-35.
По теме:
24.05.2019г. Airbus разработал винглеты, имитирующие крыло альбатроса…
07.09.2016г. Киев поставил ультиматум Москве по использованию самолетов Ан…