Академик Е.Федосов: самолёт 6-го поколения появится к 2050г

Совершенствование боевой авиации от поколения к поколению происходит в процессе накопления опыта и обмена мнениями между научными специалистами, конструкторами, инженерами и военными. Зачастую такое взаимодействие приводит к разработке революционных концепций. В настоящее время рассматривается концепция самолёта шестого поколения, появление которого ожидается к 2050 году. Каким он может быть, рассказал в редакционной колонке ТАСС научный руководитель Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС), академик РАН Евгений Федосов.



Человеческий фактор является неотъемлемой частью авиации сейчас и останется им в будущем. Несмотря на то, что технологии искусственного интеллекта развиваются стремительными темпами, только человеческий интеллект и интуиция лётчика способны оценить критическую ситуацию и принять единственно верное решение. «Поэтому мы пытаемся не заменить живого лётчика машиной, а создать все условия для выполнения сложных боевых задач», – пишет Евгений Федосов.

Пилотируемая авиация останется навсегда, потому что человеческий мозг пока еще никто не превзошел. <…> Наш мозг имеет большие ресурсы, которые проявляют себя в критической ситуации – и чем сложнее боевая операция, тем важнее “интеллектуальность”. Поэтому мы пытаемся не заменить живого летчика машиной, а создать все условия для выполнения сложных боевых задач. Я убежден, что человека невозможно исключить из боевой операции”, – пишет он.

По мнению Федосова, нейросети могут совершать миллиарды операций в секунду. Однако, когда необходима интуиция, а также в безвыходных ситуациях, не смогут принять решение. “Самолеты становятся все более “интеллектуальными”, но это обычная автоматизация процесса управления”, – заключил академик.

Сейчас учёные, специалисты и военные работают над концепцией самолёта шестого поколения, идут поисковые исследования и обмен мнениями. Академик РАН полагает, что такой самолёт появится к 2050 году, но уже сейчас нужно понимать, какими станут вооружённые конфликты будущего. В силу того, что борьба идёт в информационном пространстве, а также продолжается военное и мощнейшее политическое и экономическое противостояние, войны XXI столетия будут гибридными. ГосНИИАС полагает, пишет Евгений Федосов, что авиагруппировка шестого поколения будет состоять из пилотируемых самолётов и БПЛА, при этом беспилотники будут работать в ближней зоне и смогут работать в режиме «камикадзе». Институт полагает, что авиагруппировка шестого поколения будет смешанной (пилотируемый самолет и беспилотник), при этом беспилотники будут работать в ближней зоне и смогут работать как смертники», — пишет он.

Истребители 6-го поколения следующих десятилетий

«Появление ракет “воздух – воздух” с дальностью полёта в 300 и более километров делает применение беспилотников актуальным. Они могут атаковать цели в ближней зоне, но, чтобы разобраться в тактической обстановке после удара, всё равно необходим человек. Причём работать он должен в дальней зоне, чтобы не подвергаться риску быть сбитым», – считает академик.

При этом дальнейшее развитие боевой авиации в сторону усложнения – порочная практика. Из поколения в поколение растут функции, которые возлагаются на самолёт, что приводит к усложнению техники и росту массы летательного аппарата, а чем самолёт крупнее и тяжелей, тем он дороже. «Все пути ведут к многофункциональному самолёту – массовой авиации уже не будет. В основном из-за того, что самолёты очень дорогие, а экономика – решающий фактор», – заключает Евгений Федосов.

Справочно: ГосНИИАС – ведущий центр в области разработки бортовых авиационных систем и оборудования. Основоположник методов моделирования для проектирования автоматических систем любой степени сложности. Институт участвует в создании авиатехники на всех этапах: от разработки концепции создания летательных аппаратов до модернизации во время эксплуатации…

Основные научные институты авиационной промышленности

Авиационная промышленность как техническая отрасль возникла в начале ХХ столетия. И гражданское, и военное направления с самого начала были наукоемкими: необходимо было решать и задачи аэродинамики, и проблемы прочности, создавать авиационные двигатели, аппаратуру управления. В связи с этим в нашей стране в 1920–1940-е годы было образовано несколько основных научных институтов авиационной промышленности.

По теме: Машина никогда не станет умнее пилота – Мнения ТАСС

  • ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт)
  • ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения)
  • ВИАМ (Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов)
  • НИСО (Научный институт самолетного оборудования)
  • НИАТ (Национальный институт авиационных технологий)
  • ЛИИ (Летно-исследовательский институт)

Заместитель управляющего директора – директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец считает, что будущее многофункциональных боевых самолётов будет связано с их специализацией. Вместо общей многоцелевой платформы предполагается развитие нескольких специализированных платформ, каждая из которых будет решать определённый набор задач. Этот подход не только сократит издержки на разработку и ускорит её внедрение, но также повысит эффективность выполнения конкретных миссий. Такая стратегия позволит быстрее интегрировать технологии и обновлять отдельные компоненты каждой платформы, не затрагивая всю систему в целом. Для успешной реализации этой концепции необходимо обеспечить гибкость летательного аппарата для адаптации к различным задачам.

Воплощение такой концепции и переходное решение к шестому поколению может представлять собой лёгкий тактический самолёт Checkmate (Су-75), разработка которого ведётся в ОКБ Сухого. В конце 2023 года ОАК запатентовала универсальную платформу, позволяющую кардинально менять функционал авиационного комплекса при неизменности заложенных в его основу транспортных возможностей. Это достигается монтажом на этапе строительства самолёта специализированной головной части в зависимости от задач, которые возлагает на него заказчик.

Сменные головные части могут нести различный функционал и различное наполнение. Это могут быть, например, одноместная кабина экипажа пилотируемого летательного аппарата, двухместная кабина экипажа или головная часть беспилотного летательного аппарата. Тем самым модули вносят изменения в функциональность и назначение машины, не увеличивая её массу и удерживая стоимость на приемлемом уровне.

ОАК защитила внешний вид ЛТС Checkmate

Ранее в феврале издание The National Interest писало, что перспективные самолеты шестого поколения B-21 Raider, F/A-XX и NGAD, которые могут получить Военно-воздушные силы США, станут слишком дорогими.

В январе первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев сообщил, что в рамках проекта перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата разрабатывают истребитель-перехватчик шестого поколения МиГ-41.

По теме:

ОАК показала модель самолёта Су-75 Checkmate с изменённым воздухозаборником08.02.2024г. ОАК показала модель самолёта Су-75 Checkmate с изменённым воздухозаборником

ОКБ Сухого запатентовало модульный ЛТС Checkmate07.12.2023г. ОКБ Сухого запатентовало модульный ЛТС Checkmate…

«Сухой» готовит производство первых образцов истребителя Checkmate13.11.2023г. «Сухой» готовит производство первых образцов истребителя Checkmate…

Михаил Стрелец: шестое поколение самолётов будет специализированным по спектру решаемых задач30.10.2023г. Михаил Стрелец: шестое поколение самолётов будет специализированным по спектру решаемых задач…

ПАК ДП – перспективный истребитель-перехватчик

«Сухой»готовит производство первых образцов Checkmate Cу-75