Ту-444 — отменённый проект российского сверхзвукового пассажирского самолёта деловой авиации разработки ОАО «Туполев».
Пришёл на смену проекту Ту-344 и конкурент проекту ОКБ Сухого SSBJ.
Проектировка Ту-444 началась в начале 2000-х годов, в 2004 году началась эскизная проработка проекта. Разработке предшествовали просчет наиболее выгодных технических характеристик для самолета такого класса.
Так, было установлено, что дальности в 7500 километров хватает для покрытия основных деловых центров мира, а оптимальной является длина разбега в 1800 метров. Потенциальный рынок оценивался в 400-700 самолетов, первый полет по плану должен был состояться в 2015.
Подробнее: ПРОЕКТ САМОЛЕТА ТУ-444 – СВЕРХЗВУКОВОЙ БИЗНЕС-ДЖЕТ
Лётно-технические характеристики:
Ту-444 – это пассажирский бизнес-самолет, который пришел на замену Ту-344 и является конкурентом проекта Sukhoi Supersonic Business Jet, производства ОКБ Сухого. Разработка летательного аппарата началась в начале двухтысячных годов, а уже в 2004 году инженеры прорабатывали проект в эскизе. При проектировании Ту-444 конструкторы смотрели с оптимизмом в будущее, а потому внесли в документацию ряд интересных предложений…
Сверхзвуковой Ту-444 должен был преодолевать расстояния в 7500 километров, что позволяло бы ему достигать любых деловых центров мира. Интересен и тот факт, что инженеры учли возможную заинтересованность авиаперевозчиков в альтернативном топливе, поэтому самолет заранее был адаптирован под использование природного газа и жидкого водорода. Последний вид топлива был особенно актуален, так как отрывал возможности производства более технологичных двигателей, которые позволяли бы разгонять воздушные суда до 7200 километров в час. Более того, такое топливо более экономично, быстрее сгорает и имеет огромный хладоресурс. Перед тем как предлагать подобные инициативы, ОКБ «Туполева» провело все необходимые испытания для перевода двигателей на новый вид топлива.
Подробнее: Почему не взлетел Ту-444
Стоимость такого самолета при серийном производстве оценивалась бы в 50 миллионов долларов, а всего планировали сделать около 400-700 самолетов. Первым полет был запланирован на 2015 год.
Но, к сожалению, самолет не смог подняться в воздух и построен не был, так как для его конструирования понадобилось внедрить ряд инновационных технических решений, а соответствующего финансирования не нашлось. Государство не поддержало проект, так как было больше заинтересовано в магистральных лайнерах.
9 июня 2025 года заслуженному летчику-испытателю Российской Федерации Владимиру Викторовичу Бирюкову исполнилось 75 лет. Он первым в нашей стране произвел взлет и посадку с экспериментальной цифровой системой дистанционного управления (СДУ) с помощью правой и левой боковых ручек управления самолетом, чем доказал возможность их применения на современных воздушных судах. Бирюков был ведущим летчиком-испытателем уникальной летающей лаборатории … К концу Великой Отечественной войны Балашовская 401-я Центральная авиаремонтная база ВВС КА (ныне — АО «Рембаза») стала крупнейшим ремонтным предприятием Военно-воздушных сил Красной армии. Работая на пределе возможностей, рембаза обеспечивала возвращение советских летчиков в небо. Ее деятельность стала примером мужества и стойкости. Сегодня «Рембаза» входит в АО «Ремвооружение» под управлением «РТ-Капитал» Ростеха. Из мастерской … С переходом на реактивную технику остро встал вопрос обучения летного состава. Схема здесь была следующей. Первый этап — самолет первоначального обучения (поршневой Як-18). Для второго этапа обучения требовался уже реактивный учебно-тренировочный самолет, после освоения которого курсант смог бы пересесть на «спарку», двухместный вариант боевого самолета. Специализированные учебные и учебно-боевые реактивные самолеты В конце 1950-х ОКБ Яковлева … В середине 50-х годов на фоне стремительного прогресса науки техники, а также под влиянием поступавших донесений о состоянии дел в стане вероятного противника, полным ходом переходившего на самолёты нового поколения с завидными характеристиками, имевшиеся и продолжавшие поступать на вооружение основные на тот период истребители МиГ-15, МиГ-17 и фронтовые бомбардировщики Ил-28 выглядели техникой вчерашнего дня. Понимая …
Летать – на всем, что поднимается в воздух!
Кузницы Победы: авиаремонт в тылу и на фронте
«Летающие парты»: учебные и учебно-боевые самолеты. Часть 2
Сверхзвуковой Су-7 – истребитель со стреловидным крылом
Уважаемые посетители!,а ведь всё могло бы уйти вне бытие, хотя он будет доступен ни всем, но гордиться нам есть чем!!! Радует, что архивчик пригодился и нашлись мудрые руководители…