Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова(ЛИИ) — государственный научный центр, проводящий лётные исследования и испытания экспериментальной и опытной авиационной техники, методы обеспечения безопасности, надёжности и эксплуатационной технологичности летательных аппаратов, их силовых установок и бортового оборудования, в том числе с использованием летающих лабораторий. Включает в себя аэродром «Раменское» и научный центр…
Историческая справка:
Летно-исследовательский институт (ЛИИ) начал свою деятельность 8 марта 1941 г. в соответствии с исполнением Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 июня 1940 г. на базе ряда подразделений Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), а также вновь созданного аэродрома «Раменское».
Первым начальником Института был назначен Герой Советского Союза, заслуженный летчик СССР, профессор Михаил Михайлович Громов, его заместителем по летной части стал Герой Советского Союза А.Б. Юмашев, а по науке — профессорА.В. Чесалов.
В 1930-епроисходил бурный рост советской авиационной промышленности и опытного самолетостроения.
Основные научные направления возглавили: М.А. Тайц, B.C. Ведров, Б.Н. Егоров, Г.С. Калачев, Н.С. Строев, Л. Л. Тартаков, С.И. Турецкий, А.С. Новицкий, Д.И. Антонов и другие. Начало летной деятельности института формировалось под влиянием таких известных летчиков-испытателей как Ю.К. Станкевич, А.Н. Гринчик, Н.С. Рыбко, Г.М. Шиянов, М.Л. Галлай, С.Н. Анохин, В.Л. Расторгуев, В.П. Федоров. ЛИИ был создан как комплексный научно-исследовательский институт, деятельность которого включала бы исследования летательных аппаратов, силовых установок, самолетного и спецоборудования различного назначения и их взаимодействия.
Великая Отечественная война, начавшаяся вскоре после создания Института, значительно изменила запланированный характер и направления его работ. В трудных условиях военного времени ЛИИ проводил поручаемые коллективу испытания и исследования с первоочередной целью поддержания на заданном уровне требуемых летно-технических и эксплуатационных характеристик и свойств боевых самолетов конструкторских бюро (ОКБ) А. С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Петлякова, Н.Н. Поликарпова, С.В. Ильюшина. Наиболее опытные специалисты Института активно привлекались к испытаниям опытных и модифицируемых самолетов, помогали головным серийным заводам во внедрении в производство и эксплуатацию новых улучшенных или модифицированных образцов самолетов, двигателей и оборудования. Значительная часть подразделений ЛИИ в начале войны была эвакуирована в Казань и Новосибирск, где было проведено много нужных и важных работ, испытаний и исследований.
Государство достойно оценило вклад работников ЛИИ во время войны в обеспечение боевой мощи отечественной авиации. В 1945 году Институт был награжден орденом «Красное Знамя». Многие специалисты также были отмечены различными орденами и медалями СССР.
Основатель и первый начальник ЛИИ — Герой Советского Союза М.М. Громов.
После войны ЛИИ активно работал по заданиям, связанными с испытаниями и освоением последних образцов создаваемого дальнего стратегического бомбардировщика Ту-4 с поршневыми двигателями. Первый полет на первом экземпляре Ту-4 был доверен летчику-испытателю ЛИИ Н.С. Рыбко и бортинженеру В.А. Антонову. В испытаниях впоследствии принимали участие также многие инженеры и специалисты ЛИИ.
Летные испытания первых отечественных реактивных истребителей, созданных в 40-х — 50-х годах в ОКБ А.И. Микояна, С.А. Лавочкина и А.С. Яковлева и позже — в ОКБ П.О. Сухого, на аэродроме Института проводились подразделениями летно-испытательных станций ОКБ совместно или в тесном взаимодействии с ведущими учеными, инженерами и летчиками Института. Так первый испытательный полет на первом экземпляре реактивного самолета И-300 Ф-1 (МиГ-9), созданного в ОКБ А.И. Микояна, был выполнен летчиком-испытателем ЛИИ — А.Н. Гринчиком, два последующих экземпляра также были испытаны летчиками Института Г.М. Шияновым и М.Л. Галлаем.
Важнейшие работы проводились специалистами ЛИИ в области создания отечественной реактивной авиации, освоения околозвуковых и сверхзвуковых скоростей. В решение этих задач особый вклад внесли: И.В. Остославский, Н.С. Строев, Г.С. Калачев, В.В. Уткин, А.Д. Миронов, И.М. Пашковский, М.И. Герасимов, В.В. Косточкин, Н.И. Тихонов, М.Д. Романов, М.С. Егоров, Н.Т. Коробан, A.M. Знаменская, другие.
В 50-х и 60-х годах в ЛИИ совместно с ОКБ С.В. Ильюшина, А.Н. Туполева, В. М. Мясищева успешно проводились летные испытания и доводка тяжелых самолетов Ил-28, Ту-14, затем Ту-16, ТУ-95, М-4, которые в дальнейшем были быстро приняты на вооружение.
Большинство самолетов и вертолетов последующих поколений были испытаны или доведены с участием летчиков-испытателей Института. Это Герои Советского Союза, заслуженные летчики-испытатели С.Н. Анохин, Амет-хан-Султан, Ф.И. Бурцев, В.П. Васин, И.П. Волк, Ю.А. Гарнаев, А.Н. Грацианский, О.В. Гудков, Э.П. Княгиничев. В.И. Лойчиков, Г.М. Шиянов, А.А. Щербаков и других, а также Герои России — А.Д. Грищенко, П.И.Казьмин, А.Н. Квочур, А.В. Крутов, Л.Д. Лобас и другие.
Многие летчики-испытатели ОКБ и заводов, ставшие затем выдающимися специалистами своего дела, прошли обучение в школе летчиков-испытателей, созданной в ЛИИ в 1947 г., и затем приобретали практический опыт особо сложных испытаний, работая в ЛИИ.
Существенный вклад специалисты ЛИИ внесли в развитие технологии летных полигонных испытаний беспилотной авиационной техники в том числе — в создание полигонов, методов и средств полигонных испытаний и траекторных и телеметрических измерений, создание самолетных командно-измерительных пунктов (СКИП), проведение испытаний комплексов вооружения.
Специалисты ЛИИ с самых ранних этапов приняли активное участие в создании, становлении и развитии системы сертификации гражданских воздушных судов, в том числе — в создании отечественных норм летной годности и авиационных правил, в проведении испытаний первого сертифицируемого самолета Як-40, а затем и лайнеров Як-42, Ил-86, последующих гражданских самолетов.
Значительную роль в развитии авиационной отрасли сыграли опережающие работы Института по совершенствованию методов летных испытаний и разработке мер по повышению их эффективности. В ЛИИ создано множество специальных бортовых средств измерений, регистрации и обработки результатов летных испытаний. Большинство из них послужили прототипами для серийного производства, стали базовыми для создания модификаций.
Заслуги ЛИИ в области космоса
Важное место в работах ЛИИ заняли летные исследования в космическом пространстве,которые стали проводиться в ЛИИ совместно с ОКБ С.П. Королева еще за несколько лет до полета первого спутника. Для этого использовались пуски «в зенит» баллистических ракет, на которых в качестве головных частей устанавливались экспериментальные гиперзвуковые модели. Эти модели выводились на высоты 100, 200 и 500 км и возвращались в атмосферу с различными скоростями. Начиная с 1958 г., был выполнен совместно с ОКБ Королева, заводом «Звезда» и рядом других предприятий, большой объем исследований и испытаний систем жизнеобеспечения и спасения космонавтов для космических кораблей типа «Восток», «Восход» и «Союз».
К первым полетам в космос первая группа космонавтов в составе Ю.А. Гагарина, Г.С Титова, В.Ф. Быковского, А.Г. Николаева, П.Р. Поповича, В.М. Комарова тренировалась в лабораториях Института на тренажере, созданном специалистами ЛИИ.
В этих же целях в 1965 г. в Институте для исследования проблем невесомости, связанных с пребыванием человека на борту космического корабля, а также для подготовки будущих космонавтов и физиологических исследований на собаках была создана специализированная летающая лаборатория на базе самолета Ту-104. По уникальным методикам был проведен большой объем исследовательских и тренировочных полетов, получен бесценный материал для авиационно-космической медицины.
При создании трехместных пилотируемых кораблей «Восход» ЛИИосуществлял методическое сопровождение и частичное руководство комплексом работ в области отработки систем спасения и «мягкой» посадки, а также определения особенностей конструкции корабля и методики для обеспечения выхода человека в открытый космос.
Большой опыт и научные материалы, накопленные Институтом в предыдущие годы при проведении аэрофизических исследований на крупномасштабных гиперзвуковых моделях, были успешно использованы в процессе создания космического корабля многоразового действия «Буран».
Важнейшей функцией ЛИИ
За весь период существования института его ведущие специалисты как высококвалифицированные эксперты постоянно привлекались к расследованию сложных авиационных происшествий или катастроф. Особое место в работе коллектива ЛИИ занимали также вопросы создания и отработки первых в стране аварийных самописцев — «черных ящиков», а в дальнейшем и разработка соответствующей аппаратуры и методов автоматической обработки записей, анализа результатов эксперимента. Важнейшей функцией Института является всеобъемлющее инженерно-техническое обеспечение летно-испытательной работы базирующихся на аэродроме Летно-испытательных подразделений ОКБ Генеральных конструкторов А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, П.О. Сухого, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, В.М. Мясищева и других предприятий. Испытательный аэродром ЛИИ располагает самой протяженной в Европе взлетно-посадочной полосой, имеет специально оборудованную многофункциональными радиотехническими средствами зону испытательных полетов, а также универсальную систему управления полетами и контроля положения воздушных судов в пространстве (УВД).
ЛИИ располагает также и мощной конструкторско-производственной базой,обеспечивающей создание летающих лабораторий, моделей, тренажеров, моделирующих стендов, а также комплексов контрольно-измерительной и контрольно-записывающей аппаратуры, приборов и датчиков измерений.
Для обеспечения контроля готовности опытных воздушных судов к первому полету, а также к испытаниям на особо сложных режимах при Институте действует отраслевой Методический совет.
В год 40-Летия Института (1981г.), коллектив был удостоен ордена Октябрьской революции за большие достижения в развитии отечественной авиационной и космической техники.
Научная школа ЛИИ
Научную школу ЛИИ создавали 35 докторов наук, более 300 кандидатов наук. Около 40 работников ЛИИ стали лауреатами Государственной и Ленинской премий. Более 90 летчиков получили звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР и РФ», 23 штурмана — «Заслуженный штурман-испытатель СССР и РФ», 23 летчика и штурмана получили в ЛИИ высокое звание Героя Советского Союза и Героя России. В разные годы работали и прошли «школу» ЛИИ 54 летчика-испытателя и штурмана-испытателя, удостоенные впоследствии звания Героя Советского Союза и Героя России, работая уже на других предприятиях авиапромышленности.
К числу научных направлений, в развитие которых коллективы подразделений Института внесли наибольший вклад, могут быть отнесены:
исследования особенностей устойчивости, управляемости самолетов всех категорий, в том числе при сваливании в штопор на больших углах атаки;
исследования аэродинамики вертолетов;
исследования нагружения конструкции и вибрации самолетов и вертолетов;
исследования проблем гиперзвукового полета, включая аэротермодинамику, динамику полета, теплозащиту, системы управления;
исследования и отработка самолетов корабельного базирования;
исследования н доводка двигателей и силовых установок самолетов и вертолетов;
исследования, совершенствование, а в некоторых случаях и разработка оборудования различных систем воздушных судов:
пилотажно-навигационное; жизнеобеспечения, в том числе аварийного покидания;
топливного, включая системы заправки топливом в полете; связи и специальных комплексов, других.
Важное место в работе Института занимали исследования ряда проблем, связанных с взаимодействием воздушных судов с окружающим пространством:
звуковой удар; шум на местности;
спутный вихревой след;
радиолокационная заметность;
влияние состояния взлетно-посадочной полосы на соответствующие характеристики самолета.
История ЛИИ в современной России
В апреле 2012 года ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» преобразовано в открытое акционерное общество «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова».
Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ) – аэродром и научный центр, расположенный в г. Жуковском Московской области. Основная взлётно-посадочная полоса (ВПП-4) является самой длинной в Европе. Её длина составляет 5403 метра, забетонированная площадь – 2,5 млн кв. м. ВПП ЛИИ была одним из вариантов места посадки космического корабля “Буран“, а также использовалась для отработки его технологий на аэродинамических моделях “Бурана“, в том числе в натуральную величину. На аэродроме ЛИИ с определяющий ролью и при непосредственном участии Института с 1993 г. каждые два года проводится Международный авиационно-космический салон (МАКС). Это мероприятие заслужило широкое признание общественности в России и за рубежом. На аэродроме, помимо испытательной авиации, базируется авиация МЧС.
8 марта 1941 создан лётно-исследовательский институт (ЛИИ), в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), на базе ряда подразделений ЦАГИ. Первым начальником ЛИИ был назначен шеф-пилот ЦАГИ Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов. По инициативе М. М. Громова приказом министра авиационной промышленности от 20 октября 1947 в ЛИИ была создана школа лётчиков-испытателей. Выпускники ШЛИ стали ведущими лётчиками.
В 1979 г.для работы с “Бураном” была создана группа лётчиков-испытателей ЛИИ, которые успешно справились с поставленной перед ними задачей. Сегодня Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова является уникальным научным центром, аналогов которому нет в мире, и служит для решения наиболее актуальных проблем авиации и космонавтики методами научного эксперимента на летающих лабораториях, моделях, экспериментальных, опытных и серийных самолетах. Основными направлениями деятельности института являются: – Фундаментальные лётные исследования– заключительное звено в цепи обычной технологии испытаний в авиационной науке (расчет, математическое моделирование, наземные стенды, летные исследования). Именно их результаты являются окончательным критерием достоверности всего цикла исследований. – Испытания опытной техники.Благодаря накопленному за полвека опыту работы, высокой квалификации специалистов и наличию уникальной базы ЛИИ играет важную роль в испытаниях опытных образцов, обеспечивая возможность создания всех видов авиационной и авиационно-космической техники. – Безопасность полетов и проблемы эксплуатации. Безопасность полетов является одной из основных эксплуатационно-технических характеристик летательного аппарата. Открытое акционерное общество “Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова”создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия “Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова” на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 №2102-р, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.04.2011 № 143 и распоряжению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области от 29.12.2011 № 947 (в редакции распоряжений от 10.04.2012 № 230 и от 24.04.2012 № 259) и является его правопреемником.
Сегодня Государственный научный Центр РФ, АО «Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова— является головным предприятием авиационной промышленности по научно-методическому и технологическому обеспечению и проведению комплексных исследований и испытаний авиационной техники.
В институте успешно продолжаются опережающие научно-исследовательские и экспериментальные работы, определяющие перспективу и облик авиации на ближайшие десятилетия.
Подготовка кадров инженеров-испытателей и исследователей осуществляется специальными кафедрами в Московском авиационном институте и Московском физико-техническом институте. Для подготовки специалистов высшей квалификации в ЛИИ около 40 лет работает аспирантура. Более 50 лет при ЛИИ функционирует школа летчиков-испытателей, которую закончили большинство летчиков и штурманов-испытателей России и стран СНГ.
По теме:
Летные испытания модернизированного “стратега” Ту-160 займут около трех лет – с 2019 по 2021 год, сообщил гендиректор “Туполева”. Летные испытания стратегического ракетоносца Ту-160М начнутся в 2019 году и займут около трех лет, сообщил “Интерфаксу” гендиректор “Туполева” Александр Конюхов. “Ту-160М выйдет на летные испытания в 2019 году, а завершит их в 2021 году”, – заявил А.Конюхов.
По его словам, параллельно будут проводиться летные испытания и новых “стратегов” уже в облике Ту-160М2. “Опытно-конструкторские работы (ОКР) по модернизации завершатся испытаниями самолета Ту-160М. Далее результаты этого ОКРа будут распространены как на модернизацию самолетов в строе, так и на постройку новых самолетов”, – сказал глава “Туполева”. Он подчеркнул, что эти работы будут вестись параллельно – “мы будем как строить новые самолеты, так и модернизировать самолеты в строе”. В январе источник “Интерфакса” в авиапроме сообщил, что летные испытания Ту-160 будут проходить на базе Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. Громова в подмосковном Жуковском и завершатся летом 2021 года. При этом, по словам собеседника агентства, на данный момент уже проведен ряд испытаний авиационных средств поражения и бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ту-160М. Источник сообщил, что бортовой комплекс модернизированного ракетоносца будет обладать элементами “искусственного интеллекта”. Например, электроника “стратега” сможет подсказывать пилоту оптимальный способ вывода самолета из критической ситуации, а также выявлять неполадки систем и предлагать варианты их устранения. Кроме того, обсуждается возможность внедрения в единую систему управления элементов дополненной виртуальной реальности, которая обезопасит пилотирование при плохой видимости, а также системы, способной выполнять голосовые команды пилота, добавил собеседник агентства.
Как сообщалось, 25 января президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован полет нового стратегического ракетоносца Ту-160 “Белый лебедь”, производство которого восстанавливают на Казанском авиазаводе им. С.П. Горбунова (филиал ПАО “Туполев”, входит в ОАК). По своим тактико-техническим характеристикам и составу оборудования Ту-160 (№804), получивший имя “Петр Дейнекин” в честь первого главкома ВВС России, в основном соответствует серийным Ту-160. В дальнейшем самолет будет доведен до соответствия техническому облику модернизированных Ту-160М.
В Объединенной авиастроительной корпорации “Интерфаксу” сообщили, что эффективность новой модификации стратегического ракетоносца Ту-160М будет увеличена на 60% по сравнению с базовым самолетом. Параллельно “Туполев” ведет работы по созданию Ту-160М2– новейшей модификации стратегического ракетоносца. Отмечалось, что внешне этот самолет не будет отличаться от базовогоТу-160, но при этом его боевые возможности существенно увеличатся, в том числе, за счет расширения спектра вооружения. Ту-160М2будет использовать более современные виды высокоточного оружия и новые двигатели НК-32, которые позволят увеличить дальность полета стратегических ракетоносцев. Госконтракт между Минобороны РФ и ПАО “Туполев” на поставку первой партии “стратегов” Ту-160М2предусматривает создание 10 самолетов стоимостью 15 млрд рублей каждый. Выполнение контракта позволит обеспечить полную загрузку завода до 2027 года.Ту-160 – сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла, разработан в КБ Туполева в 1970-1980-х годах. Он предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в глубоком тылу противника. В России Ту-160 за его грацию называют “Белым лебедем”, по кодификации НАТО – Blackjack (“Блэкджек”)…PS…