Компания «Лидер Аэро — Цифровые авиационные решения», основанная выпускником Московского авиационного института Александром Мельничуком, разрабатывает программное обеспечение (ПО) для электронного полётного планшета. ПО позволяет автоматизировать расчёт взлётно-посадочных характеристик (ВПХ) самолёта и способствует повышению безопасности и экономической эффективности эксплуатации воздушных судов. Об этом сообщили в пресс-службе Московского авиационного института.
Статистика показывает, что более 40% инцидентов в гражданской авиации происходят во время взлёта и посадки. В то время как эти этапы занимают всего 2% от общего времени полёта, их важность для безопасности очевидна. Традиционно, расчёты ВПХ на российских самолётах проводились вручную с использованием справочников, в то время как на зарубежных воздушных судах уже с 2000-х годов используются встроенные системы EFB (Electronic Flight Bag) и портативные системы на базе электронных планшетов с ПО для автоматического расчёта ВПХ.
Разработка ПО «Лидер Аэро» является первым подобным решением для российских воздушных судов. Отличие этого ПО от зарубежных аналогов заключается в его универсальности: система способна работать с воздушным судном любого типа и производителя, включая вертолёты, в отличие от зарубежных систем, привязанных к определённым моделям. Кроме того, благодаря технологии экспертных систем разработка учитывает правила авиакомпаний, которые также могут оказывать сильное влияние на ВПХ.
Разработка проекта началась в 2016 году, первые тесты были успешно проведены на самолётах типа Ту-204. Для проведения расчётов пилоту достаточно ввести в планшет порядка 10 характеристик, таких как тип воздушного судна, идентификаторы аэродрома и взлётно-посадочной полосы, фактическая масса самолёта и другие. Часть данных, например, метеоданные и состояние взлётно-посадочной полосы, вводится автоматически за счёт подключения к авиационной базе данных.
ПО «Лидер Аэро» сокращает время, необходимое для проведения расчётов ВПХ, с 20-30 минут до 1-2-х. Система также повышает экономическую эффективность за счёт более точного определения допустимой взлётной массы, позволяя взять на борт дополнительный груз, и определения возможности выполнения взлёта на пониженной тяге, что экономит ресурс двигателей.
В настоящее время ПО «Лидер Аэро» поддерживает три типа российских самолётов: Ту-204, Ту-214 и SSJ100. Система проходит тестовую эксплуатацию в ряде российских авиакомпаний. В будущем планируется расширение базы поддерживаемых типов воздушных судов, а также разработка ПО под отечественные операционные системы.