Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ведёт свою историю с 20 марта 1930 года. С целью обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для авиационной промышленности страны на базе аэромеханического факультета МВТУ им. Н. Э. Баумана было создано Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ). 20 августа того же года оно переименовано в Московский авиационный институт (МАИ).
В марте 2015 года Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Московский авиационный институт был реорганизован путем присоединения МАТИ — Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского. [/il_note]
Уникальность МАИ заключается в том, что он исторически создавался с целью подготовки конструкторов и проектировщиков практически для всех отделов и бригад ОКБ и заводов авиационной промышленности (начиная от проектирования конструкций крыла, фюзеляжа, шасси, двигательных установок до технологии и экономики производства). По заказам предприятий оборонно-промышленного комплекса в МАИ более 50 лет назад началась и развивалась подготовка специалистов по всему жизненному циклу изделий в области ракетостроения, космонавтики, а также в области систем вооружения и высокоточного оружия, программ обеспечения аэрокосмических комплексов. Впоследствии с участием МАИ был создан ряд других вузов. В 2009 году МАИ победил в конкурсном отборе программ развития университетов и в настоящее время входит в число 29 вузов, которым Правительство Российской Федерации присвоило категорию «национальный исследовательский университет» (распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1613-р).
Накопленный научно-педагогический, образовательный и научно-методический опыт, наличие уникальной технологической базы, широкие связи с предприятиями аэрокосмической промышленности позволяют МАИ готовить специалистов высшей квалификации, уровень подготовки, знания, умения и навыки которых соответствуют современным требованиям отечественного и мирового рынков труда. Такие специалисты сегодня крайне востребованы предприятиями аэрокосмической и оборонной отраслей нашей страны.
- За прошедшие с момента основания годы из стен МАИ вышло более 175 тысяч специалистов для авиационной и ракетно-космической науки и промышленности, к числу которых можно прибавить 60 тысяч выпускников присоединённого в 2015 году МАТИ.
- Отдельно стоит отметить, что МАИ является лидером среди гражданских вузов по количеству выпускников, ставших лётчиками-космонавтами и лётчиками-испытателями.
- Так, среди выпускников МАИ 23 лётчика-космонавта, которые отработали в космосе в общей сложности более 16 лет. В настоящее время в отряде из 29 действующих космонавтов — 3 выпускника МАИ.
- МАИ постоянно проводит мониторинг карьерных достижений своих выпускников. Сегодня выпускники университета составляют костяк предприятий Минпромторга России, Госкорпораций «Ростех» и «Роскосмос», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Так, в 2020 году целевой приём в интересах Минпромторга России, Госкорпораций «Ростех», «Роскосмос», «Росатом» и других ведомств составил более 450 человек.
По результатам проведённого Минобрнауки России мониторинга, МАИ входит в топ-5 московских вузов инженерно-технической направленности по доле трудоустройства и по уровню заработной платы выпускников. МАИ обладает широкими связями с промышленностью и является одним из самых востребованных вузов страны в сфере подготовки кадров для высокотехнологичных компаний.
Большая часть образцов современной (стоящей на вооружении и/или находящейся в эксплуатации) авиационной и ракетно-космической техники создана под руководством и при непосредственном участии выпускников МАИ. Как отметил академик РАН Е. А. Федосов, «не надо говорить, в создании каких самолётов и ракет, выпущенных в годы жизни МАИ, принимали определённое участие его выпускники — во всех».
Новости научной деятельности МАИ в авиастроении
06.08.2023 года. «Армия-2023»: МАИ представит VR-тренажёр по обслуживанию авиационной техники
Московский авиационный институт с 14 по 20 августа примет участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2023», который пройдёт в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» в подмосковной Кубинке. Среди экспонатов, которые университет представит на площадке, — VR-тренажёр, созданный Центром компетенций «Энергетические системы» МАИ. Разработка предназначена для обучения обслуживанию авиационной техники, сообщили в пресс-службе МАИ.
«Тренажёр представляет из себя VR-шлем и мультимедийное приложение. Человек надевает шлем и погружается в виртуальную среду, полностью воссоздающую реальный ангар, самолёт и всё необходимое оборудование. Затем с помощью интерактивных подсказок он обучается обслуживать воздушное судно — взаимодействует с виртуальными рычагами, кнопками и люками», — рассказала руководитель проектов Центра компетенций «Энергетические системы» МАИ Валентина Чеснокова...читать далее:
04.08.2023 года. Нейросеть определит наличие дефектов в деталях для самолётов
Специалисты Московского авиационного института разработали программное обеспечение для проверки качества авиадеталей. В основу программы инженеры заложили нейросети R-CNN и ImageNet. Их дообучали на тысячах изображений дефектов и пор в металлических изделиях, напечатанных на 3D-принтере. На выходе получилась единая многослойная нейросеть, которая научилась с высокой точностью распознавать брак на снимках компьютерной томографии. Об этом рассказали в пресс-службе МАИ.
«Наш алгоритм напоминает то, как люди распознают объекты. Представьте, что вы смотрите на корзину с фруктами. Ваш мозг может легко отличить яблоко от апельсина или идентифицировать банан, даже если он наполовину спрятан за виноградом. Наше программное обеспечение делает нечто подобное, но с изображениями компьютерной томографии, выявляя дефекты и поры в металлических деталях», – рассказал разработчик проекта, инженер МАИ Константин Коробов…Читать далее:
05.06.2023 года. Разработка МАИ поможет снизить уровень шума в салоне пассажирского самолёта
В Московском авиационном институте введена в работу система, позволяющая проводить комплексную оценку уровня шума в пассажирских самолётах на этапах лётных испытаний и эксплуатации, сообщили в пресс-службе МАИ.
«Система по измерению шума и вибрации создана на базе восьмиканальной системы измерения и анализа виброакустических и электрических величин типа “Экофизика-500”. В настоящее время начато её применение в акустических испытаниях пассажирской кабины гражданского воздушного судна», – рассказали в МАИ…читать далее:
29.04.2023 года. Экспериментальный завод МАИ отгрузил детали для кессона крыла самолёта CR929
Экспериментально-опытный завод (ЭОЗ) Московского авиационного института завершил изготовление и отгрузку сборочных деталей для прототипа кессона крыла российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта (ШФДМС) CR929. Прототип кессона крыла пройдёт в ЦАГИ испытания на прочность, сообщили в пресс-службе МАИ.
19.01.2023 года. Учёные Московского авиационного института разработали и запатентовали аппарат для очистки околоземного космического пространства от крупногабаритного мусора
Отслуживших свой срок спутников, разгонных блоков, третьих ступеней ракет и других объектов. Удалять их с геостационарной орбиты предлагается путём воздействия на них ионным пучком с помощью специального инжектора, сообщили в МАИ.
В настоящее время разработан лабораторный образец инжектора ионов и алгоритм управления аппаратом при уводе мусора. Параллельно рассматриваются возможности повышения эффективности метода увода. Учёными уже составлено предложение о включении данной разработки в Федеральную космическую программу России.
Работа над аппаратом велась с 2017 года специалистами Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики МАИ в сотрудничестве с АО «ИСС имени Решетнёва» и АО «ЦНИИмаш». Принцип действия заключается в направлении ионного пучка на объекты космического мусора для придания им ускорения, позволяющего перевести их на более высокие безопасные орбиты, или торможения с последующим спуском на орбиты с малым временем пребывания.
«Если из области геостационарной орбиты необходимо увести на безопасную орбиту объект массой две тонны, то воздействием силой в 4 грамма эта задача будет решена примерно за 10 суток», – рассказал ведущий научный сотрудник Лаборатории высокочастотных ионных двигателей НИИ ПМЭ МАИ Владимир Обухов. Он добавил, что создать инжектор ионов, обеспечивающий такую силу, технически не сложно.
По расчётам специалистов МАИ, за год аппарат сможет удалить с рабочих орбит 7–10 крупногабаритных объектов. В этом случае можно избежать экспоненциального роста количества мусора в околоземном пространстве.
Как отмечает заместитель директора НИИ ПМЭ МАИ Александр Владимирович Богатый, если финансирование работ со стороны Госкорпорации «Роскосмос» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации продолжится в 2023 году, запуск аппарата, оснащённого бортовой системой инжекции ионного пучка, может быть произведён в 2029–2030 годах.
29.11.2022 года. В МГУ разработали алгоритмы моделирования полётов для пилотажного стенда сверхзвукового самолёта
Математики Московского государственного университета провели теоретические и экспериментальные исследования в области технологий виртуальной и смешанной реальности для моделирования управления сверхзвуковым пассажирским самолётом нового поколения в VR-пространстве, сообщается на сайте МГУ.
Совместное использование пилотажных стендов и шлемов виртуальной реальности позволяет создать искусственную, полностью контролируемую среду для динамической имитации управляемого полёта…
«Шлем виртуальной реальности Total Vision с самого начала разрабатывался как изделие для профессионального применения. Отличительной особенностью является возможность использовать его на подвижных (динамических) платформах, центрифугах, в условиях высоких температур и вибрационных нагрузок, а также возможность массовой эксплуатации, вызванная применением используемых в медицине материалов, выдерживающих обработку антисептиком. Первая версия шлема Total Vision GSH1 была выпущена в 2013 году и уже тогда имела самое высокое разрешение в мире 2048×1536. На данный момент идёт разработка 5-го поколения шлема с разрешением 3200х1600», — прокомментировал Григорий Григорян, руководитель проекта Total Vision…
24.09.2022 года. В МАИ создали усовершенствованный одноместный учебный планер
Инженеры и выпускники Московского авиационного института разработали одноместный учебный планер EFLY-1, предназначенный для первоначального лётного обучения в планерных школах, где обучаются дети с 12 лет. Сейчас проходят испытания опытного лётного образца, сообщили в пресс-службе МАИ.
Летательный аппарат прост в управлении, имеет чувствительный и плавный ход, обладает хорошей амортизацией. Кресло пилота регулируется в зависимости от его роста. Комбинация металлических и композитных материалов даёт конструкции длительный ресурс и хорошую ремонтопригодность.
Основная идея проекта — сделать доступным первоначальное лётное обучение. Со слов разработчиков, стоимость модели составляет порядка 1 млн. рублей.
EFLY-1 обладает небольшим аэродинамическим качеством в 12 единиц, что даёт возможность лучше отработать взлёты и посадки. Большие аэродинамические рули обеспечивают эффективное управление при малых скоростях полёта. Плавные срывные характеристики используемого профиля обеспечивают устойчивое парашютирование при потере скорости. Элероны, расположенные по всему размаху крыла, отклоняются дифференциально (вверх — больше, вниз — меньше) и позволяют парировать сваливание на крыло.
При сложенных крыльях и оперении, без расстыковки системы управления, планер занимает минимум места при хранении и транспортировке. Его можно свободно перевозится на автоприцепе.
16.06.2022 года. МАИ предложит программные решения для управления стоимостью авиатехники
В Московском авиационном институте разрабатывается комплекс программных решений, позволяющий управлять экономикой авиационной программы — самолёта или вертолёта — на всех этапах жизненного цикла изделия. «Экономическая платформа» предоставляет пользователю адекватную и своевременную экономическую оценку как всей программы в целом, так и отдельных её элементов, сообщили в пресс-службе МАИ.
«Сегодня в авиационной отрасли актуальна задача проектирования под заданную стоимость. В ходе реализации масштабных проектов конечная стоимость продукта, как правило, существенно увеличивается. Это говорит о том, что уровень проработки этих проектов на начальном этапе был недостаточно высоким», — отметил ректор МАИ Михаил Погосян во время выступления на Московском академическом экономическом форуме.
Он рассказал, что сейчас МАИ работает над «Экономической платформой», которая позволяет более детально на различных стадиях создания продукта или проектирования услуги отслеживать основные ключевые факторы, которые влияют на экономику проекта.
Цель «Экономической платформы» — дать возможность создавать летательные аппараты с заданными характеристиками и заданной стоимостью эксплуатации, подчеркнул Михаил Погосян.
«Интегральные экономические характеристики авиационной техники, такие как стоимость лётного часа или пассажиро-километра, поддержания заданной исправности и готовности авиапарка и другие, лежат в основе её конкурентоспособности. Разрабатываемый в МАИ программный комплекс позволяет на каждом этапе реализации авиационной программы оценивать эти параметры, что существенно повышает оперативность и качество принимаемых управленческих решений. Таким образом, проектирование новой техники производится под нужные заказчику экономические параметры», — рассказал заместитель директора Дирекции перспективных научных программ МАИ Олег Симонов.
Работа над проектом ведётся в сотрудничестве с НЦВ «Миль и Камов», компанией «Сухой» и Объединённой двигателестроительной корпорацией.
27.05.2022 г. В МАИ разрабатывают технологию упрочнения сплавов для авиаотрасли
В Московском авиационном институте разрабатывается технология лазерного ударного упрочнения, повышающая предел выносливости титановых, алюминиевых и других видов сплавов, применяемых для производства деталей авиационной техники. Технология позволит повысить усталостную прочность материалов, увеличит ресурс летательных аппаратов и надёжность их двигателей. Эксперименты проводились на отечественной лабораторной лазерной системе производства ООО «НПП ВОЛО».
Работы проводятся на кафедре 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов» МАИ под руководством доцента Максима Ляховецкого в интересах предприятий АО «ОДК». Суть технологии состоит в деформировании поверхностного слоя детали за счёт микровзрывов наносекундной длительности, которые происходят под воздействием лазерного излучения.
«При попадании посторонних предметов в тракт авиационного двигателя на кромках лопаток могут возникать забоины, — рассказал Максим Ляховецкий. — Такое повреждение может привести к быстрому развитию трещины во время полёта и даже отрыву лопатки. Ударная лазерная обработка является одним из способов, снижающих вероятность таких инцидентов».
По словам специалиста, в процессе обработки лазерными импульсами большой мощности в поверхностном слое детали происходит образование локальных деформированных участков. При этом формируются сжимающие остаточные напряжения, которые препятствуют зарождению и распространению трещин.
Для России технология является новой. Она имеет в несколько раз большую эффективность, чем дробеударные методы, традиционно применяемые на отечественном производстве. Их суть состоит в ударном воздействии на детали металлических или керамических шариков.
«При обработке лопаток дробеударными методами добиться величины и глубины залегания сжимающих напряжений на уровне, сравнимом с лазерной ударной обработкой, физически невозможно, — пояснил Максим Ляховецкий.
С конца 2020 года в МАИ проводилась научно-исследовательская работа в рамках договора с «ОДК-УМПО». Учёным удалось подтвердить уникальные характеристики поверхностного слоя, получаемые в процессе лазерного ударного упрочнения титановых сплавов».
Исследование свойств перспективных жаропрочных сплавов(МАИ)
Интерметаллидные сплавы на основе эквиатомного алюминида титана — материалы, имеющие огромный потенциал в аэрокосмической отрасли. Высокая жаропрочность таких материалов в совокупности с низкой плотностью открывает перспективы существенного снижения массы газотурбинных двигателей летательных аппаратов без ущерба для их качественных характеристик.
О фундаментальных исследованиях российских учёных в области разработки и апробации интерметаллидных TiAl-сплавов рассказала в интервью пресс-службе Московского авиационного института доцент кафедры «Материаловедение и технология обработки материалов» МАИ, кандидат технических наук Елена Лукина.
– Начнём с терминологии. Что такое интерметаллиды и чем они интересны?
– Интерметаллиды — это устойчивые соединения двух или нескольких металлов, часто обладающие комплексом свойств, не присущим каждому из компонентов в отдельности. Как и чистые металлы, они могут служить основой для создания сплавов.
Интерметаллидные TiAl-сплавы (гамма-сплавы) представляют собой перспективный класс жаропрочных материалов, обладающих, с одной стороны, уникальным сочетанием удельной жёсткости и прочности, с другой — высоким сопротивлением окислению. Жаропрочность и жаростойкость, являющиеся следствием самой природы интерметаллидов системы титан—алюминий, определяют работоспособность гамма-сплавов в процессе эксплуатации при температурах 700–800 градусов Цельсия.
Материалы, обладающие сочетанием указанных характеристик, всегда востребованы в авиационном газотурбостроении. Так, по данным компании General Electric, применение гамма-сплавов в турбине низкого давления газотурбинного двигателя может давать преимущество в массе 100–180 кг перед традиционными никелевыми суперсплавами, которые имеют в два раза более высокую плотность.
Однако основными недостатками, ограничивающими практическое применение гамма-сплавов, являются их хрупкость и, как следствие, низкая пластичность в широком интервале температур. Этот недостаток не относится к принципиально неустранимым, поэтому в настоящее время над проблемой повышения пластичности и технологичности сплавов данного класса при сохранении высокой прочности работают многие исследователи по всему миру.
– Как давно в МАИ занимаются интерметаллидными сплавами?
– Нашу кафедру «Материаловедение и технология обработки материалов» с 1987 по 2019 годы возглавлял академик РАН Александр Анатольевич Ильин, создавший свою научную школу в области материаловедения титановых сплавов. Вот уже более 20 лет сначала им самим, а теперь его учениками, ставшими уже докторами наук, проводятся фундаментальные исследования интерметаллидных титановых сплавов как авиационного (альфа-2, орто-сплавы), так и медицинского назначения.
– Ваши исследования — это инициативный проект?
– Я работаю в составе научного коллектива, сформированного на базе Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ). Наш молодёжный коллектив, объединивший учёных МАИ и ВИАМ, был создан в 2018 году. Тогда мы сформулировали подходы к решению нескольких частных задач в рамках вышеупомянутой научной проблемы и приняли участие в одном из ежегодных конкурсов на получение грантов Российского научного фонда (РНФ) по Президентской программе исследовательских проектов, реализуемых ведущими учёными, в том числе молодыми. По итогам конкурса эксперты РНФ положительно оценили нашу заявку и она оказалась в заветном списке победителей.
– Что конкретно изучается коллективом?
– Объектом исследований в нашем научном проекте является новый отечественный шестикомпонентный жаропрочный TiAl-сплав с вариативным содержанием циркония, хрома и гадолиния. Плотность этого сплава не превышает 4,1 г/см³. При получении положительных результатов испытаний он может рассматриваться как альтернатива жаропрочным сплавам на никелевой основе с плотностью 7,8 г/см³ и более для повышения весовой эффективности при изготовлении роторных деталей горячего тракта перспективных газотурбинных двигателей.
Мы проводим фундаментальные исследования структуры и кристаллографической текстуры сплава при термическом и термомеханическом воздействии; эффективность различных режимов обработки оцениваем по изменению механических свойств. В частности, наши работы по исследованию влияния микродобавки редкоземельного элемента — гадолиния — на последовательность фазовых превращений и свойства нового TiAl-сплава продемонстрировали возможность одновременного повышения его прочности и пластичности. Оригинальные результаты работ опубликованы в 2020 году в зарубежном журнале первого квартиля Intermetallics, который выпускается издательством Elsevier. Это одно из наиболее авторитетных периодических изданий в области интерметаллидных материалов. Статьи в него отбираются по итогам рецензирования ведущими учёными — экспертами в обсуждаемой области, что подтверждает высокую оценку полученных результатов.
– Вам доводилось работать с другими интерметаллидами?
– Да, другая область моих научных интересов связана с интерметаллидными сплавами на основе никелида титана — NiTi. Это особый класс интерметаллидных материалов с уникальным эффектом памяти формы и сверхупругостью, которые объединяют в себе высокую биологическую и механическую совместимость с костно-хрящевыми структурами организма человека.
Никелид титана можно назвать поистине интернациональным материалом, ведь исследованиями его медицинского применения занимаются во многих странах мира. Например, несколько лет назад я стажировалась в Кингстонском университете (Kingston University, Великобритания) и Университетском колледже Лондона (University College London — UCL). По результатам проведенных исследований я защитила диссертацию с присуждением международной степени PhD. В кооперации с зарубежными коллегами было написано несколько статей, посвященных изучению закономерностей коррозионной стойкости и трибологического поведения никелида титана в спинальных имплантатах. Эти работы также были опубликованы в ведущих изданиях, входящих в первый квартиль (Materials Science & Engineering: C; Spine; The Spine Journal).
По теме: