Ту-2 (АНТ-58, самолет «103»), который по кодификации НАТО получил название «Летучая мышь», −советский двухдвигательный дневной высокоскоростной бомбардировщик времен Великой Отечественной войны.
О создании пикирующего дальнего дневного бомбардировщика, способного наносить точечные удары по вражеским кораблям, впервые заговорили в апреле 1939 г.
Самолет обязан был иметь показатели скорости и практического потолка, близкие к истребителям противника, и выполнять скоростное пикирование с минимальным временем атаки. На самолете планировалось установить четыре турбокомпрессорных двигателя М-105ТК, современное электротехническое оборудование для выполнения полетов над морскими просторами в любых метеоусловиях.
История создания Ту-2, участие ЦАГИ
«Мы обязаны спроектировать необычный самолет. Это должен быть крупный технический скачок. Нужно иметь скорость большую, чем у истребителей, и максимальную бомбовую нагрузку. Чтобы стать массовой, машина должна быть очень простой в производстве и в эксплуатации… В самолете мы должны сконцентрировать все наши знания, способности и творческую энергию…» — так сформулировал свой взгляд на новый фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2 А.Н. Туполев. Поручение о его разработке Андрей Николаевич получил, находясь в заключении в Центральном конструкторском бюро ЦКБ-29.
Ни один туполевский самолет, как до, так и после Ту-2, не строился с таким количеством трудностей и высоких затрат физических и нравственных сил. В ЦКБ-29 он значился как «проект Т-103». В сжатые сроки было необходимо создать четырехмоторный пикирующий бомбардировщик. Однако конструктор выработал и предложил другую концепцию — бомбардировщика с двумя моторами, противопоставив ее решению высшего руководства. Эту идею Туполев отстоял и реализовал в дальнейшем; правоту Андрея Николаевича доказала история создания и боевого применения летательного аппарата.
Непростым и тернистым стал весь дальнейший путь самолета. Тактико-технические требования ВВС на Ту-2 были получены в марте 1940 года, и уже в октябре того же года завершилась постройка первого экземпляра бомбардировщика. Прототип, созданный в условиях ЦКБ, имел блестящие летно-технические характеристики. Однако в серию машину поставили лишь в 1943 году. Когда «проект Т-103» начали переделывать в серийный вариант — Ту-2, в соответствии с требованием заказчика, ухудшились его летные характеристики. И все же, несмотря ни на что, спустя годы его назовут лучшим фронтовым бомбардировщиком того периода.
В работе по «проекту Т-103» Туполев настоял на широком привлечении коллективов Центрального аэрогидродинамического института, ЦИАМ, других институтов и КБ.
Ту-2 стал самым большим самолетом, испытанным в натуральную величину в аэродинамической трубе Т-101 ЦАГИ. В установке проводились испытания на спектр обтекания по наклеенным на поверхности модели шелковинкам, которые поворачиваются по направлению потока и раскрывают физическую картину течения воздуха.
Другим крупным пластом работ ЦАГИ стали исследования нового летательного аппарата на прочность. В 1941 году в институте проводились статические испытания крыла и расчеты на флаттер. Были выработаны практические рекомендации, повысившие боевые и летные качества самолета.
В дальнейшем Ту-2 неоднократно использовался как летающая лаборатория в различных экспериментах. Он стал первым советским самолетом, на котором установили радиолокатор. На Ту-2 испытывались в полете первые реактивные двигатели. В числе модификаций — разведчик, дальний бомбардировщик, торпедоносец, ночной перехватчик и др. Серийно он выпускался с 1942 по 1952 годы, за этот период советские заводы поставили более двух с половиной тысяч машин различного назначения.
В общей сложности за время серийного производства (1942-1952 гг.) заводами советской промышленности выпущено 2649 самолетов Ту-2.
Сравнение с аналогами Ту-2
Учитывая специфику летно-технических характеристик, технологические особенности производства, соотношение боевых потерь, самолет Ту-2 стал наиболее эффективным и успешным советским фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны, несмотря на небольшой вклад в достижение капитуляции Германии. К сожалению, особенности военного положения не позволили своевременно развернуть массовое производство данного самолета.
Главным недостатком всех модификаций Ту-2 был плохой обзор из кабины летчика, который уступал практически всем аналогам того времени. За выпуск этого самолета Н. Туполеву дали звание генерал-майора.
Лётно-технические характеристики Ту-2
Модификация | Ту-2 |
Размах крыла, м | 18.86 |
Длина, м | 13.80 |
Высота, м | 4.13 |
Площадь крыла, м2 | 48.52 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 7601 |
нормальная взлетная | 10538 |
максимальная взлетная | 11768 |
Топливо, л | 2200 |
Тип двигателя | 2 ПД Швецов АШ-82 |
Мощность, л.с. | 2 х 1850 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 444 |
на высоте | 521 |
Практическая дальность, км | 2020 |
Скороподъемность, м/мин | 490 |
Практический потолок, м | 9000 |
Экипаж, чел | 4 |
Вооружение: | две 20-мм пушки ШВАК , |
три 7.62-мм пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ | |
10 реактивных орудий для снарядов РС-132 | |
бомбовая нагрузка нормально – 1000 кг, | |
максимально – 2000 кг, в перегрузку – 3000 кг Подробнее источник: |
В 1943 году за разработку одного из лучших фронтовых бомбардировщиков в истории мировой авиации Андрей Николаевич Туполев был удостоен Государственной премии первой степени.