Тяжёлый ударный БПЛА С-70Б-1 «Охотник» с плоским соплом

БПЛА создан компанией «Сухой» в рамках опытно-конструкторской работы по программе «Охотник». Выкатка нового образца состоялась на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова. 

Завершается 2021 год, Объединённая авиастроительная корпорация отчитывается о проделанной работе и представила в Новосибирске в присутствии замминистра обороны России Алексея Криворучко первый лётный образец тяжёлого ударного БПЛА С-70Б-1 «Охотник» с плоским соплом, выкатка которого состоялась на НАЗ им. В.П. Чкалова.



Алексей Криворучко отметил, что «Охотник» является высокоинтеллектуальной системой и способен решать широкий круг задач одиночно, группой и совместно с самолётами пилотируемой авиации.

По словам замминистра, выкатка дрона фиксирует завершение сборки в целом. Образец уже полностью оснащён всем необходимым оборудованием, сейчас машина готовится к первому полёту и началу испытаний.

«В БПЛА сконцентрированы передовые достижения предприятий и организаций отечественного оборонного промышленного комплекса, позволившие обеспечить функциональные возможности, не уступающие, а по ряду параметров превосходящие немногочисленные (единичные) иностранные аналоги», – приводит слова Алексея Криворучко пресс-служба ГК Ростех.

Фото © «Авиация России»

Технологии, отработанные на опытных образцах, будут использованы при создании других перспективных авиационных комплексов – как пилотируемых, так и беспилотных.

«Главная особенность нового «Охотника» – плоское сопло двигателя. Благодаря этому снижена радиолокационная заметность машины. Кроме того, для беспилотника создается новый наземный пункт управления, разработанный с учётом требований военных. Эти решения значительно повысят возможности машины», – прокомментировал выкатку С-70 генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов.

Работы по программе «Охотник» ведутся в ОКБ Сухого с 2011 года. Первый полёт в рамках программы экспериментальный образец с традиционным реактивным соплом совершил в августе 2019 года. Он продлился 20 минут. В том же году состоялся его первый совместный полёт с истребителем пятого поколения Су-57.

Плоское сопло снижает инфракрасную заметность БПЛА в задней полусфере, эффективно рассеивая реактивную струю. Конструктивные особенности внутренней его части прикрывают горячие части двигателя холодными элементами. Инфракрасная система наведения ракеты горячие лопатки двигателя не увидит, кроме того, большая часть сопла скрыта под фюзеляжем самолёта, что также уменьшает заметность для ракет.

По теме: Индия показала демонстратор ударного беспилотника

Сопло изготавливается по аддитивной технологии, что сокращает время и средства на изготовление и подготовку производства.

«С-70 – это перспективная авиационная платформа с огромным потенциалом для развития на ее базе семейства беспилотных систем будущего. Работы по программе «Охотник» – одно из ключевых направлений для компании «Сухой» и ОАК. Развитие беспилотного направления полностью отвечает вызовам времени и запросам заказчика. Сегодня мы прикладываем все усилия, чтобы как можно скорее завершить испытания и выйти на серийное производство», – прокомментировал генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. 

Делегация Минобороны также ознакомилась с состоянием изготовления следующего экземпляра машины, осмотрела сборочное производство самолета Су-34 и провела ряд совещаний по ключевым вопросам выполнения текущих программ.

Начались лётные испытания БПЛА «Охотник» в варианте истребителя-перехватчика02.12.2020г. Начались лётные испытания БПЛА «Охотник» в варианте истребителя-перехватчика

Создатели БПЛА С-70Б-1 «Охотник» рассказали о его некоторых особенностях11.10.2021г. Создатели БПЛА С-70Б-1 «Охотник» рассказали о его некоторых особенностях

Главный конструктор БПЛА «Охотник» сообщил о нём некоторые подробности29.10.2019г. Главный конструктор БПЛА «Охотник» сообщил о нём некоторые подробности

Испытания БПЛА «Охотник» с применением оружия пройдут в 2020 году16.10.2019г.Испытания БПЛА «Охотник» с применением оружия пройдут в 2020 году

По теме:

Применение бомбы “Охотником” впервые показали на видео

В Сети появились редкие кадры применения авиационной бомбы ударным беспилотником “Охотник”. На видео БПЛА выпускает из фюзеляжного отсека боеприпас весом 500 килограмм, который поражает цель на земле. Судя по голосу оператора, бомбометание происходит с высоты 600 метров.

Вероятно, видео снято на полигоне Ашулук во время летных испытаний “Охотника”. Ранее информация о них появлялась СМИ. Сообщалось, что беспилотник уничтожил цель неуправляемой авиационной бомбой.

По данным из открытых источников, ударный БПЛА “Охотник” может нести до 2,8 тонны боевой нагрузки. В его арсенал входят управляемые ракеты, управляемые и неуправляемые бомбы, ракеты класса “воздух-воздух”.

Уникально для российского авиастроения

Сегодня Новосибирский авиационный завод имени Чкалова выкатил летный образец российского БПЛА «Охотника». Судя по видео, у сопла «Охотника» также появились скошенные вырезы по бокам. Они должны будут «размывать» тепловой след двигателя, делая сложным нацеливание на него ракет с тепловыми головками самонаведения.

Испытание макета плоского сопла на стенде газодинамических продувок

Большая часть сопла спрятано под фюзеляжем, соответственно, ракеты его не увидят. Практически полное скрытие в корпусе «Охотника», позволяет уменьшить пламя двигателя, а для дополнительной маскировки разработчики еще и прикрыли горячие части холодными элементами. Само сопло собирается по аддитивной технологии. 

«Ни на одном российском истребителе сейчас такого сопла нет, но это общемировой тренд, где-то в конце XX века все боевые истребители делаются именно с плоскими соплами. Это делается для того, чтобы обеспечить незаметность самолета для ракет с инфракрасной и радиолокационной головками», – из интервью директора ОКБ «Мотор» ПАО «ОДК-УМПО» Сергей Кузьмин программе «Военная приемка».  

При проектировании двигателя БПЛА «Охотник», а он у него всего один, особо учитывались требования его надежности, поэтому конструкция двигателя включает систему, которая даже в случае полного отказа автоматики, позволяет ему уходить на обороты малого газа, удерживая аппарат и обеспечивая его планирование.

Двигатель беспилотника – это модификация мотора АЛ-41Ф без форсажной камеры, которая не нужна дозвуковому аппарату, с нижним расположением приводов агрегатов и увеличенным маслобаком. Двигатель короче обычного, это нужно что бы соответствовать габаритам фюзеляжа и имеет плоское сопло. Многие детали «Охотника», в том числе сопло, «выращены», а точнее, напечатаны на 3D-принтере. А вот планер БПЛА сделан из сверхпрочных нитей модульного углеродного волокна российского производства.
Выхлоп двигателя представляет особый интерес, так как он, как и многие другие части самолета, снижает его скрытность, поскольку многие секции нарушают гладкий профиль под прямым углом, создавая таким образом радиолокационную сигнатуру.

Справочно>> «Охотник». Характеристики C-70 выполнен по схеме «летающее крыло». Его взлетная масса — 20 тонн. По неподтвержденным данным, «Охотник» сможет пролетать около шести тысяч километров на скорости 900 км/ч.. Аппарат оснащен радаром с фазированной антенной решеткой и нечувствительной к стелс-технологиям оптико-электронной системой обнаружения целей.

Преимущества конструкции плоского сопла

Примерно с 80-х годов прошлого века авиаконструкторы обнаружили ряд преимуществ для двигателей военных самолетов, которые может принести использование сопла с плоской формой сечения.

Такая конструктивная особенность позволяет боевой машине стать менее заметной для РЛС противника. Это объясняется тем, что контуры осесимметричного сопла круглого сечения очень сложно согласовать с другими элементами конструкции самолета, чтобы сделать самолет не таким заметным для радаров. Гораздо легче этого добиться, если использовать плоское «реактивное» сопло. Чем выше скорость истечения подвижного потока тем выше наблюдаемые свойства упругости этого потока. Поэтому в самолетах и ракетах необходим не просто сопло ,а так называемый короткий и плотный след газа вырвавшийся из сопла. БПЛА «Охотник».

 

БПЛА «Охотник» 

Инфракрасное излучение самолета, использующего такую форму сопла, также уменьшается. Этого позволяет добиться соотношение высоты и ширины сопла, существенно снижая температуру исходящей струи.

 

Вариант конструкции плоского сопла

Вариант конструкции плоского сопла Конечно, у такой формы сопла есть и недостатки:

  • Во-первых, при переходе от круглого сечения двигателя к прямоугольной форме сопла происходит некоторая потеря давления. В лучшем случае, теряется около пяти процентов.
  • Второй недостаток – это необходимость усиления жесткости и прочности сопла, так как конструкция такой формы испытывает большую нагрузку, чем сопло круглого сечения

Авиационная ведущая холдинговая компания «Сухой»

ОДК-УМПО присоединилось к программе ТВ7-117СТ