7 апреля 1922 года произошло первое в мире столкновение двух самолетов с пассажирами на борту. В воздухе встретились и разбились — одномоторный британский de Havilland DH.18A и двухмоторный французский Farman F.60 Goliath. Никто из семи людей, находившихся на двух бортах — выжить не смог.
Британская авиакомпания Daimler Airway начала эксплуатацию самолета de Havilland DH.18A (G-EAWO) всего двумя днями ранее. Самолет перевозил почту из Кройдона — к югу от Лондона, в Ле Бурже — Париж. На борту находились пилот и стюардесса.
Справочно: DH.18 была спроектирована и построена в 1919 годом Airco в качестве своего первого самолета специально для коммерческой работы, ранее таких самолетов, как DH.16 модифицируются военными типы. DH.18 был одномоторный биплан, с деревянными двумя отсеками, проволочных-приготовился крыльев и передней части фюзеляжа оболочки в фанеры . Он разместил восемь пассажиров в закрытой кабине, а пилот – в открытой кабине за кабиной. DH.18 был выведен из эксплуатации в 1923 году, и один из самолетов, G-EARO , без происшествий пролетел 90000 миль (144 834 км).
ЛТХ:
- Экипаж: 1
- Длина: 39 футов 0 дюймов (11,89 м)
- Размах крыла: 51 фут 3 дюйма (15,62 м)
- Высота: 13 футов 0 дюймов (3,96 м)
- Площадь крыла: 621 кв.м (57,7 м 2 )
- Пустой вес: 4040 фунтов (1833 кг)
- Полная масса: 6,516 фунтов (2,956 кг)
- Вместимость: 8 пассажиров
- Силовая установка: 1 × 12-цилиндровый авиационный поршневой двигатель W-block с водяным охлаждением Napier Lion , 450 л.с. (340 кВт)
- Максимальная скорость: 125 миль / ч (201 км / ч, 109 узлов)
- Крейсерская скорость: 100 миль / ч (160 км / ч, 87 узлов)
- Диапазон: 400 миль (640 км, 350 миль)
- Практический потолок: 16000 футов (4900 м)
Справочно: Farman F-60 создавался
в 1918 как бомбардировщик. Однако с окончанием Первой Мировой войны потребность в боевых самолётах резко снизилась. Поэтому фирма Farman решила переделать ещё не готовый самолёт в пассажирский. Самолёт был построен к концу 1918. За внушительные размеры его окрестили Goliath. Эксплуатировать Farman F-60 на линиях начала компания Grands Express Aériens. 29 марта 1920 она открыла регулярные рейсы из Парижа (Ле Бурже)в Лондон (Кройдон). В целом же Farman Goliath следует признать одним из самых удачных деревянных лайнеров первой волны – и по тиражу, и по длительности, и по географии применения на воздушных линиях. Достаточно высок был уровень удобств для пассажиров – низкий шум, хорошая вентиляция кабин. Это был первый пассажирский самолёт, в котором появился санузел. Среди конкурентов у него был наилучший обзор из пассажирских кабин. С 1922 года самолёт стал производиться в варианте бомбардировщика. И в такой версии он использовался в транспортных целях – например 2 августа 1930 с него было осуществлено первое в СССР десантирование личного состава.
ЛТХ:
- Экипаж: 2
- Размах крыльев – 26,5 м.
- Площадь крыльев – 161 кв. м.
- Длина – 14,33 м.
- Высота – 4,91 м.
- Взлетный вес – 4770 кг.
- Вес пустого – 2500 кг.
- Силовая установка: 2 х ПД Salmson CM.9, 2 х 260 л.с.
- Скорость макс. – 160 км/час.
- Скорость крейс. – 120 км/час.
- Потолок – 4000 м.
- Дальность полёта – 400 км.
- Коммерческая нагрузка – 12-14 пассажиров.
- Произведено самолётов – 80 (Франция) + 8 (Чехословакия)
На встречу ему двигался Farman F.60 Goliath(F-GEAD), принадлежавший молодой французской компании CGEA (Compagnie Grands Express Aériens). Самолет перевозил трех пассажиров — американскую пару и гражданина Франции.
Полет проходил в сложных погодных условиях — моросящий дождь и туман. И когда самолеты приближались к Тьёлуа-Сент-Антуан, что в 110 км к северу от Парижа, произошла катастрофа. На высоте 150 метров — самолеты столкнулись «лоб в лоб». Все шесть человек — погибли. Однако пилота самолета DH.18A успели довезти до больницы, где он впоследствии умер от полученных травм.
Позже выяснили, что оба летных экипажа следовали строго по маршруту, поддерживая визуальный контакт с землей. В то время воздушные трассы повторяли географические ориентиры, такие как реки и железные дороги. Но пока они изо всех сил искали дорогу в тумане внизу, то просто не видели — что впереди, поэтому не смогли вовремя совершить маневр и увернуться от столкновения.
Именно это историческое событие приведет к изменениям в международных правилах перелетов. Радиооборудование станет — обязательным. А что еще более важно — создадут общие согласованные воздушные коридоры, благодаря которым небо над нами бороздят тысячи и тысячи крылатых машин одновременно, спокойно пересекая границы множества стран.
Кроме того, Франция создала большую сеть «авиационных маяков» всего год спустя — чтобы повысить безопасность полетов. Яркие газовые или электрические лампы, которые видны с расстояния 25 километров — находить было куда легче, чем природные достопримечательности. И все эти жизненно важные изменения в авиации внедряли, памятуя о столкновении 7 апреля 1922 года, когда обоим пилотампросто не хватило времени увидеть, что у каждого из них на пути.