В подмосковном Красноармейске на полигоне ФКП “НИИ “Геодезия” проходят испытания транспортно-боевого вертолёта Ми-35П «Феникс», модификации легендарного Ми-24″Крокодил”, созданного 50 лет назад. А на заводе «Роствертол» уже идёт сборка первой партии машин для иностранного заказчика. Впервые Ми-35П был показан в 2018 году на форуме «Армия». Вертолёт недаром назвали «Фениксом» – возродившись, он унаследовал все преимущества Ми-24, избавился от недостатков и получил новые возможности.
Ми-35П «Феникс» — возрождение легенды
Ми-24 стал уникальной машиной, первым вертолётом в СССР и вторым в мире, созданным специально для боевых задач. Он впервые поднялся в небо более полувека назад − в сентябре 1969 года. Ми-24 еще и самый быстрый вертолёт в мире, достигший скорости 368 км/ч.
На его счету несколько рекордов, но наиболее яркое достижение – это единственная зафиксированная в истории победа вертолета в воздушном бою над самолетом-истребителем.
Преемственность и отличие
Конструкция Ми-24, в экспортном варианте носит обозначение Ми-35, оказалась настолько удачной, что он стал одним из самых массовых ударных вертолётов в мире и несёт службу более чем в 60 странах. Для отечественных вооруженных сил вертолёты серийно выпускались до 1989 года. Но к машине проявляли большой интерес иностранные заказчики, и производство после десятилетнего перерыва было решено возобновить. Опыт использования, в том числе в реальных боевых действиях, позволил конструкторам ОКБ Миля довести машину практически до совершенства. Ми-24 обладает большим потенциалом для развития, а моделью, давшей вторую жизнь 24-му, стал глубоко модифицированный Ми-35М, который вышел в серию в 2006 году. Эта версия Ми-24 изначально выпускалась на экспорт, а с 2011 года, после более чем 20-летнего перерыва, легендарный вертолёт снова поставляется в ВКС России.
Ми-35П (бортовой 1108 “жёлтый”) – машина, существующая в одном единственном экземпляре. В холдинге “Вертолёты России” решили полностью поменять “начинку” вертолёта и внести незначительные изменения в конструкцию. Всего одна буква – Ми-35П или Ми-35М, но разница между ними огромная – для снижения массы вертолёта на Ми-35М укорочены крылья и установлены неубирающиеся шасси, которые при выполнении жёсткой посадки помогут смягчить удар и сохранить жизнь лётчикам.
Основная сила Ми-35П – это управляемые ракеты “воздух-земля” для поражения бронетехники и других целей противника с высокой точностью. Инновационные конструктивные решения дают возможность экипажу выполнять прицеливание и применять ракетное вооружение на различных скоростях полёта, а также с висения. Пилотажный комплекс ПКВ-8-35 облегчает лётчику пилотировать машину, и позволяет вертолёту без участия пилота зависнуть на месте для ведения огня. Для вертолёта это актуально, потому что он не сближается с противником, а применяет оружие, находясь на безопасном удалении. Когда вертолёт висит, за счёт вращения винта он имеет правый крен. Конструкторы ОКБ Миля учли этот нюанс – если посмотреть по направлению продольной оси вертолёта, то можно заметить, что вал винта установлен под небольшим углом (2°) вправо. Такое решение при висении даёт небольшой крен влево, и таким образом, в горизонтальной плоскости машина уравновешивается, а условия применения оружия становятся для экипажа оптимальными.
Пуск управляемой ракеты
От своего предшественника Ми-24 на Ми-35П осталась силовая конструкция, не претерпела значительных изменений и бронезащита, при модернизации основной упор был сделан на комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, одна из новинок которого – обзорно-прицельная станции с тепловизором, в виде шара размещённая справа под кабиной пилотов. Тепловизор вместе с цветной телекамерой высокого разрешения, лазерным дальномером и очками ночного видения поколения «3+» позволяет пилотам Ми-35П поражать цель даже ночью на расстоянии до 10 км. Таким образом, Ми-35П также, как и Ми-28Н получил качества “ночного охотника”.
Для защиты лётчиков от стрелкового оружия Ми-35П получил в наследство от Ми-24 бронезащиту кабины пилотов, маслобаков двигателей, главного редуктора и гидробака, а также бронированные лобовые стёкла. Но по-настоящему серьёзная защита экипажа реализована на базе современного бортового комплекса лазерной защиты. Пеленгаторы комплекса располагаются в контейнерах на законцовках консолей крыла. Они обнаруживают пуск ракеты с тепловой головкой самонаведения, а станция лазерной защиты, установленная в хвостовой части вертолёта, уводит ракету в сторону. Однако в базовой комплектации Ми-35П такого оборудования не будет, комплекс лазерной защиты устанавливается по желанию заказчика.
В базовой версии Ми-35П имеет в составе оборудования экранно-выхлопное устройство – ЭВУ, которое отсутствует на Ми-24. ЭВУ предназначено для снижения тепловой заметности вертолёта и устанавливается на выхлопной патрубок двигателя. Оно снижает температуру и изменяет направление потока выходящих газов, вследствие чего захват цели ракетой с тепловой головкой самонаведения становится неустойчивым, что повышает возможности самообороны вертолёта и его выживаемость в бою.
Винт Ми-35П оснащён алюминиевыми лопастями с защитой от обледенения и разрушения. За борьбу со льдом отвечает токопроводящая нагревающаяся ткань, а следить за нарушениями структуры лопасти помогает азот. Лопасть наполнена этим газом. При малейших трещинах, не видимых для глаза человека, давление внутри лопасти начнёт падать, и техник при регулярном осмотре увидит на специальном индикаторе соответствующий сигнал. Лопасть будет заменена, меняются они на Ми-35П поштучно, в отличие от многих других вертолетов, где замена требуется для всего комплекта лопастей несущего винта.
По мнению директора по спецпроектам завода «Роствертол» Андрея Варфоломеева, в мире не существует вертолетов, подобных Ми-24/35 по их широкому набору функций. С одной стороны, это ударные вертолеты, предназначенные для уничтожения живой силы, бронетехники, танков. С другой стороны, они могут перевозить в грузовой кабине до восьми десантников, троих лежачих раненых или груз до 1500 кг. Кроме того, есть возможность использования внешней подвески, на которой можно транспортировать груз массой до 2400 кг.
Если в Ми-35М реализован вариант с неубирающимися шасси для компенсации удара при резкой посадке и укороченным крылом, то Ми-35П больше подходит для поражения крупных бронированных целей. Это скоростная версия, сохранившая черты Ми-24 и созданная для уничтожения площадных целей и живой силы. В данном случае убирающееся шасси позволяет достигать более высоких скоростей. Такой вертолет будет эффективен в локальных конфликтах, проходящих без применения тяжелой техники. Плюсом новой машины также станет то, что она может применяться при высоких температурах и в условиях высокогорья. Ми-35П может использоваться там, где мощности таких штурмовиков, как Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор», избыточны.
Ми-35П управляется экипажем из трёх человек. Командир располагается в задней кабине, он отвечает за выполнение общих задач полёта. В нижней кабине находится пилот-оператор, в функции которого входит прицеливание и поражение целей. Также он может полноценно управлять машиной. В грузовой кабине располагается борт-инженер.
Пеленгатор пуска ракет с тепловой головкой самонаведения
Бортовое оборудование и вооружение
Бортовое оборудование позволяет Ми-35П выходить на цель в автоматическом режиме. Заявленная крейсерская скорость вертолета – 260 км/ч, максимальная – до 335 км/ч, дальность полёта с основными топливными баками – 450 км, перегоночная дальность − 1000 км, динамический потолок − 4500 м. Силовая установка – два турбореактивных двигателя ТВ3-117ВМА суммарной мощностью на взлетном режиме до 4400 л.с.
Ми-35П вооружен подвижной двухствольной пушкой калибра 23 мм, неуправляемыми ракетами типа С-8, также возможна установка подвесных контейнеров с пушками калибра 23 мм, неуправляемых ракет типа С-13, противотанковых управляемых ракет «Атака» с двухканальной системой управления или ракет «Вихрь-1» и «Вихрь-1М». По требованиям заказчика комплекс вооружения может расширяться.
В ударных вертолётах Ми-35П соединились многолетний опыт боевого применения семейства Ми-24/35 и последние достижения российского вертолётостроения. Мощная, защищённая и быстрая машина с широким набором функций обладает хорошим экспортным потенциалом. По мнению экспертов, Ми-35П будет особенно интересен тем странам, которые используют прежние модели Ми-24, а значит имеют все необходимые ресурсы для перехода на новый вертолёт.
По теме:
Имеется мнение: Правду говорят> “Всё новое – это хорошо забытое старое” – Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/348030/znachenie-i-proishojdenie-vyirajeniya-vs-novoe—eto-horosho-zabyitoe-staroe