Из-за коронавирусного безумия авиация России подошла к точке перелома тенденции постоянного роста. Схлопывание туристического рынка заставит авиакомпании России, прежде всего чартерные, сокращать свой авиапарк. По нашим оценкам, к концу 2020 года, парк российских авиакомпаний сократится от 15% (оптимистичный прогноз) до 35% (пессимистичный прогноз). Это касается количества самолётов в российской пассажирской авиации. В располагаемых креслах сокращение будет ещё больше на 5-10%, так как выводиться будут в первую очередь большие дальнемагистральные самолёты.
“ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ” проанализировал состав авиапарка России, и представляет вашему вниманию текущее положение накануне кризиса, а также свои прогнозные оценки относительно возможного его состояния на ближайшие 5 лет.
Авиапарк России. На чём летали? На чём будем летать?
Методика составления рейтинга
В расчёт принимались самолёты вместимостью более 15 пассажиров, выполнявшие пассажирские рейсы в 2020 году. Самолёты на хранении, вертолёты, транспортные, ведомственные и бизнес-самолёты в рейтинг не входят.
1. Европа, Эйрбас (Airbus) + АТР (ATR)
Летали в 2020 году: 332 самолёта
В России эксплуатируются следующие типы Эйрбаса и его дочерней компании АТР:
- А-319 – 48 бортов;
- А-320 – 156 бортов;
- А-321 – 83 борта;
- А-330 – 19 бортов;
- А-350 – 1 борт;
- АТР-42 – 8 бортов;
- АТР-72 – 17 бортов.
Доля европейского авиапроизводителя на рынке России составляет 33,4%. Его продукцию эксплуатируют 11 российских авиакомпаний. Крупнейшие эксплуатанты – Аэрофлот, С7 и Уральские авиалинии.
Перспективы развития в России до 2025 года: По нашему мнению, доля Эйрбаса в России вырастет до 40-45%. В основном, за счёт сокращения доли Боинга. Аналогично будет развиваться ситуация и в мире. Компания располагает сбалансированной линейкой современных самолётов во всех рыночных нишах.
2. США, Боинг (Boeing)
Летали в 2020 году: 313 самолётов
В России эксплуатируются следующие типы Боинга:
- Б-737 – 216 бортов;
- Б-747 – 9 бортов;
- Б-757 – 20 бортов;
- Б-767 – 23 борта;
- Б-777 – 45 бортов.
Доля Боинга на российском рынке составляет 31,5%. Самолёты американского авиапроизводителя используют 15 российских авиакомпаний. Крупнейшие парки Боингов у Аэрофлота, ЮТэйр и Победы.
Перспективы развития в России до 2025 года: Боинг безусловно будет сопротивляться, но нам представляется, что Боингозамещение должно стать основным трендом на ближайшие 10 лет и в России и в мире. Собственно, процесс вытеснения Боинга Эйрбасом в мире уже идёт. В России его можно и нужно подкрепить на государственном уровне. В ответ на санкции против самолёта МС-21 и запрета на поставки Суперджетов в Иран Правительству России пора приступить к ответным действиям. В общем и целом, Боингу нечего предъявить рынку кроме дальнемагистральных моделей 777 и 787. Б-777 к тому же не очень удачно проходит смену поколений и сертификацию. России эти самолёты в ближайшие годы не особо нужны, российские авиакомпании их не заказывают. Опасный Б-737 MAX вообще следует запретить к эксплуатации в России, если он когда-нибудь вернётся в небо. Доля Боинга в России будет неуклонно падать, и через 5 лет снизится до 10-15%.
Самолет – один из самых безопасных видов транспорта
3. Отечественные (СССР + Россия)
Летали в 2020 году: 269 самолётов
В России эксплуатируются следующие отечественные типы самолётов:
- Ан-24/Ан-26 – 74 борта;
- Ан-28/Ан-38 – 8 бортов;
- Ан-74 – 6 бортов;
- Ан-148 – 5 бортов;
- Ту-154 – 1 борт;
- Як-40 – 8 бортов;
- Як-42 – 21 борт;
- Суперджет 100 – 105 бортов;
- Л-410 – 41 борт.
Доля отечественных самолётов на российском рынке составляет 27,1%. Наши самолёты эксплуатируют 20 российских авиакомпаний. Крупнейшими эксплуатантами российской техники являются Аэрофлот, Ямал и Азимут. Больше всего советской авиатехники остаётся у авиакомпаний ЮТэйр, Полярные авиалинии и КрасАвиа.
Перспективы развития в России до 2025 года: Программа возрождения отечественного авиастроения медленно, но верно набирает обороты. Об этом чётко говорят американские санкции против МС-21 и Суперджета. К моменту выхода из кризиса в 2022 году ОАК будет располагать полноценной сертифицированной линейкой современных самолётов – Ил-114, Суперджет 100, МС-21. К 2025 году к ним добавится российско-китайский дальнемагистральный самолёт CR929. Нишу для местных авиаперевозок закрывает некогда чешский, а теперь фактически российский Л-410. У компании российские владельцы, а его производство перенесено на Уральский завод гражданской авиации. Учитывая всё вышеизложенное, при грамотной реализации имеющегося потенциала самолёты российского производства смогут заместить советские и отдельные типы иностранных самолётов.
В итоге, к 2025 году доля отечественных самолётов в России может вырасти до 40-50%.
О проблемах в авиакомпаниях России
4. Канада, Бомбардье (Bombardier)
Летали в 2020 году: 57 самолётов
В России эксплуатируются следующие типы Бомбардье:
- CRJ-100/200 – 42 борта;
- DHC-6 Twin Otter – 3 борта;
- DHC-8 Q-200/300/400 – 12 бортов.
Доля Бомбардье в России составляет 5,7%. Канадские самолёты в России эксплуатируют 7 авиакомпаний. Наибольшей популярностью техника Бомбардье пользуется у РусЛайна, Авроры и Ямала.
Перспективы развития в России до 2025 года: Политически мотивированный отказ от сотрудничества с Россией дорого обошёлся Бомбардье. В 2020 году канадская компания окончательно уходит с рынка коммерческих самолётов, не справившись с давлением со стороны ближайшего “партнёра” США. На российском рынке через 5 лет доля компании будет стремиться к нулю. Самолёты серий CRJ и Q заменят российские Суперджет и Ил-114.
5. Бразилия, Эмбраер (Embraer)
Летали в 2020 году: 23 самолёта
В России эксплуатируются следующие типы бразильского авиапроизводителя:
- Е-170 – 17 бортов;
- Е-190 – 6 бортов.
Эмбраер в России занимает самую скромную долю в 2,3%. Самолёты Е-170 эксплуатирует С7, Е-190 – чартерный перевозчик ИКАР (Пегас Флай).
Перспективы развития в России до 2025 года: После срыва сделки по поглощению Эмбраера Боингом, особых перспектив развития у бразильцев в России нет. Самолёты Эмбраер являются прямым конкурентом Суперджета. Подержанные Эмбраеры, эксплуатируемые сейчас, в течение 5 лет уйдут с рынка, и бразильская доля на российском рынке будет незаметна, как и в ситуации с канадцами.
Всего авиапарк России на 1 апреля 2020 года состоял из 994 самолётов.
Конец монополии. Red Wings подвинет Аэрофлот на рынке авиаперевозок: