Цели и функции ФПИ

Фонд перспективных исследований (ФПИ) создан на основании Федерального закона от 16 октября 2012 года № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований»

Целью деятельности Фонда является содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения.

 

Для достижения цели своей деятельности Фонд осуществляет следующие основные функции:

1.Формирует научные представления о возможных угрозах, критически значимых для обороны страны и безопасности государства, причинах их возникновения и путях устранения

2.Организует поиск, апробацию и сопровождение инновационных научно-технических идей, передовых конструкторских и технологических решений в области разработки и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения

3.Определяет основные направления исследований и разработок связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов, в целях развития производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения

4.Обеспечивает доведение отобранных идей и решений до уровня проектов и осуществляем их финансирование.

Деятельность ведется по трем основным направлениям — химико-биологическому и медицинскому, физико-техническому, информационному. В конце 2015 года в структуре ФПИ был создан Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники.

Президент России о Фонде

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы с вами сегодня обсудим вопросы дальнейшего развития Фонда перспективных исследований.

Напомню, он был сформирован чуть больше года назад. В числе его основных задач – анализ потенциальных вызовов в сфере безопасности, угроз нашим национальным интересам, поиск смелых, нетривиальных идей, опережающих время, поддержка перспективных научных исследований и разработок в области обороны, которые позволят создать по-настоящему прорывные, не имеющие аналогов технологии военного, специального или двойного назначения. По сути, Фонд должен стать технологическим лифтом для оборонных инноваций, обеспечить их максимально быстрое внедрение и соответствующее производство предлагаемого оборудования, взять на себя финансовые риски, связанные с проведением научных исследований, результат которых не всегда можно изначально спрогнозировать.

Создание такой инфраструктуры считаю абсолютно оправданным и закономерным шагом. Наша армия и флот должны быть оснащены техникой действительно завтрашнего дня, иметь системы вооружения, которые отвечают требованиям военных конфликтов будущего и позволяют надёжно защитить безопасность страны в динамично меняющемся мире, в котором не становится меньше рисков и неопределённостей разного рода.

За последние годы мы уже провели серьёзную работу по формированию современного облика Вооружённых Сил Российской Федерации. Войска во всё возрастающих объёмах получают новую военную технику, и, конечно, эта работа должна быть и будет продолжена, причём на качественно ином уровне. И здесь рассчитываем на эффективную, результативную работу самого Фонда.

Фондом уже рассмотрено более одной тысячи научно-технических проектов и предложений, из них отобрано 77 перспективных проектов, по 12 первоочередным – уже началась практическая реализация.

Что хотелось бы сразу отметить:

Первое. При отборе проектов важно избежать прямого повторения даже перспективных зарубежных разработок: вкладывать ресурсы, чтобы повторить уже пройденный кем-то путь, как правило, неэффективно. Нужны свои нестандартные идеи и предложения. При этом, конечно, не должно быть прожектёрства, научно-технологических иллюзий, пустого фантазёрства, которое ни на чём не основано. Мы не можем тратить деньги на практически неисполнимые или же невостребованные проекты. Хотя понятно, что в такой работе неизбежно что-то идёт в отвал, это очевидный факт. И всё-таки Фонд должен тесно взаимодействовать с ведущими организациями научно-образовательного и промышленного комплексов страны, чтобы этого отвала было поменьше, чтобы всё это сокращалось до минимума. Добавлю также, что деятельность Фонда не должна дублировать мероприятия Госпрограммы вооружения, и, более того, Фонд обязан работать за горизонтом её планирования, вести дальний поиск технологий, которые в будущем обеспечат нам надёжную обороноспособность и будут прорывными.

Второе. В сферу интересов Фонда должны войти технологии двойного назначения. Они способны придать импульс развитию промышленности и экономики страны. Сегодня, когда знакомились с деятельностью Фонда, мне очень приятно было услышать, что как раз руководство Фонда об этом думает, в том числе и за горизонтом исполнения госпрограммы вооружения, когда наши основные производственные площадки выполнят возложенные на них задачи в этой сфере к 2020 году. И конечно, я очень рассчитываю на то, что это позволит обеспечить России лидирующие позиции по ряду инновационных направлений. Очевидно, что здесь надо активнее использовать возможности гражданской науки. Вкладываемые в неё ресурсы должны работать и на обеспечение национальной безопасности и обороны. Собственно говоря, так всегда и было, если мы вспомним про то, как создавалась и на что была настроена в предыдущие десятилетия работа Академии наук. В этой связи важно наладить взаимодействие Фонда перспективных исследований с недавно созданным Российским научным фондом, необходимо привлекать к работе с нашими ведущими университетами и вузами специалистов Фонда, задействовать потенциал центров коллективного пользования научным оборудованием, сеть которых активно развивается в стране.

Третье. Масштабные задачи, стоящие перед Фондом, требуют укрепления научно-исследовательской инфраструктуры, а также использования новых форм организации и проведения научных исследований. Фонд выступил с инициативой создания специализированных, хорошо оснащённых лабораторий в ведущих организациях ОПК и технических университетах, а также в учреждениях Российской академии наук. Для работы в этих лабораториях предлагается задействовать наиболее квалифицированных специалистов, предоставить им все условия для проведения исследований, в том числе передовую техническую базу, специальные материальные стимулы.

И последнее. В самые короткие сроки необходимо завершить формирование кадрового состава Фонда. Я услышал сегодня, что руководство Фонда не собирается с этим торопиться: предполагается осуществить тщательный, качественный отбор потенциальных претендентов. Это, безусловно, правильно, но и тянуть с этим тоже не нужно. Пока сформирована только одна треть – даже, пожалуй, меньше одной трети намеченного персонала. На подбор специалистов прошу обратить особое, самое пристальное внимание. Сотрудники Фонда должны быть профессионалами с широким кругозором, которые в том числе хорошо ориентируются в современных мировых тенденциях в сфере разработки перспективных систем вооружений, имеют научно-исследовательский и конструкторский опыт, то есть обладают качествами, которые позволяют отбирать по-настоящему стоящие, многообещающие проекты. От этого напрямую зависит эффективность формирования научно-технологического задела для разработки вооружений будущего…

Глава ФПИ рассказал о работе фонда(отчёт 28.12.2017г.)

Почти 120 инновационных идей воплощаются в настоящее время в лабораториях и в рамках предпроектной работы Фонда перспективных исследований (ФПИ), который создан в интересах обороны и безопасности РФ, заявил в интервью РИА Новости глава фонда Андрей Григорьев.

“В настоящее время в лабораториях фонда ведется работа над 67 проектами; еще 50 инновационных идей воплощаются в формате аванпроектов – своего рода предпроектов, в ходе которых формулируются задачи будущих проектов, а также проводится всесторонняя оценка возможности их реализации”, – сказал Григорьев. По его словам, за пять лет со времени создания фонда рассмотрены почти 1,7 тысячи заявок на проекты и 967 заявок на прорывные научно-технические идеи. Строгую систему отбора прошли только 83 заявки, получившие одобрение научно-технического совета ФПИ. “Нами проведены 23 конкурса по отбору научно-технических идей: эта форма поиска инноваций оказалась весьма результативной. В перспективе мы намерены развивать и масштабировать эту деятельность, делая акцент на выявлении сильных научных и инженерных команд в ведущих российских НИИ, университетах и среди представителей российского высокотехнологичного бизнеса”, – добавил Григорьев.

— Скажите, в рамках проекта по развитию беспилотной авиации “Тайга” в Томской области когда появятся первые проекты по доставке грузов беспилотниками?

В январе 2019 года был завершен анализ текущих и перспективных потребностей государственных и коммерческих организаций в работах и сервисах, выполняемых с применением беспилотных авиационных систем. В исследовании приняли участие 115 организаций, как выяснилось, наиболее востребованными сервисами сегодня являются фотовидеосъемка и мониторинг протяженных и площадных объектов. При этом доставка грузов беспилотными аппаратами также является очень перспективным направлением их использования. Выполнение тестовых полетов запланировано на осень 2019 года. В настоящее время ведется согласование технических деталей, наиболее перспективных маршрутов, требований к грузу.

— С 27 по 29 мая в Томске были проведены соревнования беспилотников “Авиароботех-2019”. Расскажите, как они прошли, какие были задания?

В конкурсе “Авиароботех-2019” приняли участие команды, представляющие разработчиков авиационных беспилотных систем из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Ростова-на-Дону и других регионов. Особенностью конкурса, которая качественно отличала его от подобных мероприятий, стало то, что все задачи были предоставлены потенциальными потребителями сервисов и решались на реальных объектах: осуществлен мониторинг участков действующего газопровода и ЛЭП, составлены ортофотопланы населенных пунктов и объектов инфраструктуры.

— А как сейчас обстоят дела с нормативной базой в сфере беспилотной авиации? Вносите ли вы какие-то инициативы?

Основные шаги по созданию благоприятной правовой среды применения беспилотной авиации зафиксированы в дорожной карте по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий НТИ “Аэронет”. Создаваемый в Томске опытный район станет одним из инструментов реализации мероприятий этой дорожной карты. Фондом разработаны проекты паспорта и положения опытного района, которые станут основой для организации его функционирования.Необходимо понимать, что наша инициатива не направлена на революционное изменение существующего законодательства, а в первую очередь — на создание возможности системного регулирования деятельности высокотехнологичной отрасли применения беспилотных воздушных судов

Создание такой практически ориентированной площадки позволит отрабатывать все перспективные технологические вопросы, связанные с совершенствованием законодательства и дальнейшей интеграции беспилотников в общее воздушное пространство.

Кроме того, результаты деятельности фонда были представлены на 15 выставках, докладывались президенту России и председателю правительства, членам Совета Федерации и депутатам Госдумы.

За пять лет фондом проведено более 80 круглых столов и семинаров, которые показали себя как эффективный инструмент формирования и укрепления взаимосвязей с научным сообществом. С более чем 50 организациями ФПИ подписал соглашения о сотрудничестве“, – заключил собеседник агентства.

По образцу и подобию с аналога США?

Hypersonic Test Vehicle 2 (HTV-2), разработка осуществлялась в рамках совместного проекта FALCON ВВС США и
DARPA.
Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США
 (англ.Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) — управление Министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в интересах вооружённых сил. Задачей DARPA является сохранение технологического превосходства вооружённых сил США, предотвращение внезапного для США появления новых технических средств вооружённой борьбы, поддержка прорывных исследований, преодоление разрыва между фундаментальными исследованиями и их применением в военной сфере.

DARPA было основано в 1958 году в ответ на запуск в СССР первого искусственного спутника Земли. Перед DARPA была поставлена задача сохранения военных технологий США передовыми. DARPA существует независимо от обычных военных научно-исследовательских учреждений и подчиняется непосредственно руководству Министерства обороны. Штат DARPA насчитывает около 240 сотрудников (из которых примерно 140 — технические специалисты и около 90 — менеджеры программ ); бюджет организации составляет около 3 миллиардов долларов. Эти числа приблизительны, поскольку DARPA концентрируется на краткосрочных программах (от двух до четырёх лет), выполняемых небольшими, специально подобранными кооперациями компаний-подрядчиков. Изменение технологической стратегии DARPA за всю ее историю происходило не менее четырех раз: в 1960, 1972, 1991 и 2001 гг…

 

 

Первоначально Управление называлось ARPA, затем оно было переименовано в DARPA (с добавлением слова Defense) в 1972 году, затем опять в ARPA в 1993 году, и, наконец, снова в DARPA 11 марта 1996 года.

DARPA отвечало за финансирование разработки университетами распределённой компьютерной сети ARPANET (из которой впоследствии появился Интернет), а также версии BSD (университета Беркли) системы UNIX и стека протоколов TCP/IP. В настоящее время спонсирует, в частности, разработку автомобилей-роботов.

Структура и функции

Структуру агентства составляют 7 подразделений:

1.Адаптивного управления (AEO) — исследования в области построения адаптивных платформ и архитектур, включая универсальные программные платформы, модульные аппаратные средства, многофункциональные информационные системы и средства разработки и проектирования;

2.Оборонных исследований (DSO) — исследования в области фундаментальной физики, новых технологий и приборов на новых физических принципах, энергетики, новые материалы и биотехнологии, прикладной и вычислительной математики, медико-биологические средства защиты, биомедицинские технологии.

3.Инноваций в информационных технологиях (I2O) — информационные системы мониторинга и управления, технологии высокопроизводительных вычислений, интеллектуальный анализ данных, системы распознавания образов, когнитивные системы машинного перевода;

4.Микросистемных технологий (MTO— технологии электроники, фотоники, микромеханических систем, перспективной архитектуры интегрированных микросхем и алгоритмов распределенного хранения данных;

5.Стратегических технологий (STO) — системы связи, средства защиты информационных сетей, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), устойчивость систем к кибератакам, системы обнаружения замаскированных целей на новых физических принципах, энергосбережение и альтернативные источники энергии;

6.Тактических технологий (TTO— современные высокоточные системы вооружения, лазерное оружие, беспилотные средства вооружений на базе воздушных, космических, наземных и морских платформ, перспективные космические системы мониторинга и управления.

7.Биологических технологий (BTO— исследования в области инженерной биологии, включая омиксные технологии, синтетическую биологию, метаболическую инженерию, генную терапию (включая искусственную хромосому человека), и прикладные аспекты нейронаук.

Примеры достижений-результатов

В декабре 2009 года DARPA запускало красные шары-метеозонды в небо США, чтобы проверить возможности сбора, анализа и обмена информацией с помощью социальных сетей.

Осенью 2014 года был представлен усилитель терагерцовых частот Terahertz Monolithic Integrated Circuit (TMIС), на основе транзисторов с высокой подвижностью электронов, тем самым превзойдя предыдущий рекорд в 850 ГГц на 17 %, продемонстрировав коэффициент усиления в 9 дБ на частоте 1 ТГц, и 8 дБ — на частоте 1,03 Тгц. Примечательно, что предыдущий рекорд производительности был так же установлен DARPA в 2012 году.

В сентябре 2015 года представитель DARPA заявил, что несколько десятков людей, которым вживили разрабатываемые агентством искусственные имплантаты, дающие направленные электрические разряды в определённые доли мозга, показали значительные улучшения в тестах на проверку памяти.

В июне 2018 года руководители DARPA продемонстрировали ряд новых технологий, которые были разработаны в рамках программы GXV-T. Целью этой программы является создание легкобронированной боевой машины не очень больших размеров, которая за счёт маневренности и других уловок способна успешно противостоять современным системам противотанковых вооружений

Заключение

1. В настоящее время Фонд работает более чем над 60 проектами, для них созданы свыше 40 лабораторий в ведущих университетах, НИИ и оборонных предприятиях.

2. Подробнее читать о результатах сопровождения инновационных технологий и доведения их до уровня проекта в области авиация читать по ссылке: ФПИ – вклад в развитие авиации.

One thought on “Цели и функции ФПИ

  1. 7 лет существует Фонд, а результаты представлены смутно, нет конкретики, ну разве только”Фёдор” не доделанный …

Comments are closed.