Госавианадзор для контроля Гражданской авиации

Итоговая коллегия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) «Об итогах контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных управлений в 2017 году и основных направлениях деятельности на 2018 год», 20.03.2018г.

Ространснадзор

Контроль и надзор в сфере гражданской авиации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2010 г.
N 409

ПОЛОЖЕНИЕ “О полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в гражданской авиации”:

  • правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
  • норм, правил и процедур в области авиационной безопасности и безопасности полетов;
  • правил организации летной работы, летной и технической эксплуатации гражданских воздушных судов;
  • правил обеспечения полетов и аэронавигационного обслуживания;
  • правил подготовки авиационного персонала;
  • правил перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;
  • правил обязательной сертификации и аккредитации в гражданской авиации, регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, выдачи разрешений, а также свидетельств авиационному персоналу;
  • требований, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании к авиационному бензину и топливу для реактивных двигателей;
  • правил организации и проведения авиационно-космического поиска и спасания…
 
 

Государственный надзор в сфере гражданской авиации осуществляет через территориальные органы федеральных округов:

  1. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора г. Новосибирск).
  2. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора г. Санкт-Петербург).
  3. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора г. Люберцы).
  4. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора г. Ростов-на-Дону).
  5. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора г. Самара).
  6. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ УФО Ространснадзора).
  7. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора).
  8. Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СКФО г. Нальчик)…
 

 

Итоги деятельности в 2017 году и задачи на 2018 год

Госавианадзор и его территориальными органами в 2017 году проведено свыше 700 плановых и внеплановых проверок, около 40 проверок воздушных судов на перроне, 725 проверок при выполнении полетов…

В рамках реформы контрольных и надзорных органов Российской Федерации было сокращено общее количество плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 15%.
Кроме этого, в 2017 году не проводились плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2017 году было выявлено свыше 5 000 нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, из которых устранено 99.32% нарушений установленных требований (включая нарушения, выявленные в предыдущих периодах деятельности со сроком устранения в отчетном периоде).

Несмотря на общее снижение количества плановых проверок по отношению к 2016 году относительный показатель выявляемых нарушений воздушного законодательства не снижается, а меры административного реагирования имеют положительную динамику.
За нарушение установленных требований по безопасности полётов значительно эффективнее применялись меры административного реагирования в отношении юридических, должностных и физических лиц. При снижении общего количества плановых проверок на 15% – общая сумма взысканных штрафов увеличилась на 34%.

Статистические данные результатов контрольно-надзорной деятельности свидетельствуют, с одной стороны о близком к приемлемому уровню эффективности государственного надзора в сфере гражданской авиации, а с другой -не учетом в полном объеме бизнес сообществом изменений в государственной системе надзорных мероприятий, полном или частичном отсутствии культуры безопасности полетов и культуры ведения бизнеса. Но и мы прекрасно понимаем, что нужны принципиальные изменения в работе Ространснадзора, прежде всего изменения методологии планирования, организации и проведения инспекторских проверок, проведения предупредительной и профилактической работы, рабочего взаимодействия с бизнес сообществом для достижения общей цели – обеспечения безопасности полетов, снижения аварийности и тяжести последствий авиационных происшествий.
Анализ изменения показателей авиационных происшествий за последние 3 года свидетельствует о том, что состояние безопасности полетов в коммерческой авиации в 2017 году имело устойчивую тенденцию к стабилизации.

Количественные показатели аварийности в гражданской авиации в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, значительно улучшились, количество авиационных происшествий сократилось на 25,0%, тяжесть последствий (количество погибших -один из основных критериев безопасности полетов) уменьшилась на 15,3%. Однако количество авиационных инцидентов увеличилось к концу года почти на 10%, что показывает рост рисков.
При этом наблюдается увеличение количества авиационных инцидентов на земле и в воздухе, что является объективным условием появления и развития катастрофических ситуаций. Именно динамика изменения авиационных инцидентов учитывается прежде всего в ведущих авиационных государствах – членах ИКАО при реализации государственной системы обеспечения безопасности полетов…

Для справки:

Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International CivilAviationOrganization) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности…

При этом следует отметить, что за последние годы была выстроена жесткая система профилактических мероприятий в рамках комплексных проверок, направленных на упреждение, локализацию и предотвращение авиационных событий. Основу этой системы составляет подготовленный инспекторский состав, в том числе с действующими свидетельствами авиационных специалистов, которые выполняют рамповые проверки(на борту ВС) и проверки в полете, что позволяет комплексно оценить работу всей авиационной системы (экипажа, наземных служб аэропортов, органов ОрВД, топливозаправочных комплексов). Это единственный вид надзорных мероприятий, позволяющий выявить опасные факторы в деятельности экипажей воздушных судов, комплексно оценить работу инспекторских служб проверяемого субъекта и эффективность систем управления безопасностью полетов эксплуатантов…

Во многом благодаря таким подходам в контрольно-надзорной деятельности в сфере безопасности полётов впервые в Российской Федерации в последние 4 года удавалось избегать катастроф в коммерческой авиации на регулярных рейсах, в том сегменте гражданской авиации, где существуют наибольшие риски, связанные с тяжестью последствий авиационных происшествий и материальным ущербом для государства…

Основными угрозами безопасности полетов, выявленными в ходе надзорных мероприятий в области гражданской авиации, являются:

  • низкий уровень административной ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности полетов;
  • нарушение установленных требований при подготовке и переподготовке авиационного персонала, в том числе летного состава;
  • нарушения правил использования воздушного пространства России, в первую очередь владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения…

Однако из-за нормативно-правового неурегулирования и во исполнение представления Генеральной прокуратуры рамповые проверки и проверки в полете -один из самых эффективных оперативных механизмов контрольно – надзорных мероприятий, стал выполняться в авиакомпаниях только в рамках плановых и внеплановых выездных проверок, т.е. один раз в 3-4 года. А ведь именно в «межпроверочный» период накапливаются серьезные нарушения установленных требований, напрямую влияющих на безопасность полетов.

Кроме этого, так и не удалось создать с Росавиацией единое информационное поле по доступу к результатам сертификационных проверок. Обмен информацией в рамках уже заключенного Соглашения осуществляется в основном по запросам.
При этом основной угрозой безопасности полетов остается так называемый «человеческий фактор», систематические нарушения, прежде всего пилотами легкой и сверхлегкой авиации, норм и правил летной эксплуатации и использования воздушного пространства Российской Федерации…

С целью повышения эффективности и качества проведения надзорных мероприятий Госавианадзором была изменена процедура планирования и организации проверок на авиапредприятиях, сделан акцент на подготовку инспекторского состава по разработанным учебным программам с использованием современных тренажеров…

В основу нового подхода положен переход на риск-ориентированную модель надзорной деятельности (в соответствии с требованиями Президента, Правительства Российской Федерации, стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации-ИКАО)…

Основной задачей подготовки инспекторского состава являлось, повышение качества осуществления надзора за соблюдением воздушного законодательства, а также применения мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, с учетом массовой эксплуатации воздушных судов иностранного производства.
Это позволило значительно повысить результативность предупредительных и профилактических мероприятий, особенно при выполнении «рамповых проверок» воздушных судов во всех аэропортах России и проверок российских эксплуатантов подготовленным инспекторским составом на маршруте (в полете).

К сожалению, 11 февраля 2018 года произошла тяжелая авиационная катастрофа самолёта Ан-148 в которой погиб 71 человек. Расследование катастрофы еще не завершено, но уже сегодня очевидно, что по результатам расследования необходимо будет внести коррективы в нормативно-правовое регулирование в отрасли, в том числе и в подход к реформе контрольно-надзорной деятельности…

Последняя плановая проверка авиакомпании Ространснадзором была проведена в 2015 году, а очередная плановая проверка, согласно действующему законодательству, могла быть запланирована не ранее 2019 года...

Необходимо отметить, что все реорганизации и реформы в гражданской авиации неизбежно сопровождались всплеском аварийности с большим количеством человеческих жертв. В этой связи полагаем целесообразным еще раз комплексно проанализировать все возможные риски при проведении новой реформы и скорректировать ключевые мероприятия реформирования и круг органов, задействованных в реформе. Тем более, что недавняя проверка ИКАО в целом подтвердила эффективность нашей работы в последние 3 года...

Основные задачи Госавианадзора на 2018 год

  1. Обеспечить в дальнейшем долгосрочную динамику снижения количества тяжелых авиационных происшествий, количества погибших и травмированных в авиационных происшествиях.
  2. Продолжить работу по плану законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2018 год над законопроектом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности для статей 11.3.1, 11.15.1, 11.15.2, 19.7.5 и 19.7.9 КоАП до одного года».
  3. С учетом целей и задач реформы контрольно-надзорных органов необходимо обеспечить обучение государственных транспортных инспекторов, предусмотреть выделение Минтрансом России целевых бюджетных средств на профессиональную подготовку (переподготовку) инспекторского состава по разработанным и утвержденным программам подготовки.
  4. Продолжить совершенствование комплексной системы профилактических, предупредительных, ограничительных мер в отношении всех субъектов авиационной системы (экипажей, органов управления и обеспечения полетов) в основе которых применяются проверки на маршруте (в полете), подготовленным для работы на всех современных типах воздушных судов, инспекторским составом.
  5. С учетом целей и задач реформы контрольно-надзорных органов предусмотреть оснащение государственного транспортного инспектора необходимыми техническими средствами и обмундированием, а также оснащение вертолетов (предусмотренных ФЦП) дополнительным оборудованием технических средств, необходимых для осуществления контрольно-надзорных мероприятий
    в полевых условиях, в том числе дистанционных, предусмотрев при этом бюджетные средства и на использование, обслуживание, хранение, ремонт приобретаемой авиационной техники.
  6. Возобновить практику создания межведомственного плана мероприятий по реализации рекомендаций государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий.

Источник: Подробнее

 
 

One thought on “Госавианадзор для контроля Гражданской авиации

  1. Да, господа “эффективные менеджеры авиации” обидно за державу и гражданский флот, своей некомпетентностью поменяли безопасность нации на “бабло” и когда уже насытятся. Одной статистикой и показухой положение дел в ГА не исправить.Пора заканчивать оценку человеческой жизни в средствах из бюджета,а выкладывать свои “кровные” за безответственность и не компетентность…

Comments are closed.