Авиационная промышленность России — крупная отрасль российского машиностроения и имеет свою историю “как взлёт, так и падение”…
В сфере самолётостроения Россия выпускает, в частности, истребители, бомбардировщики, учебно-боевые, военно-транспортные, пассажирские самолёты, в сфере вертолётостроения — транспортные и боевые вертолёты.
По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находилась на 2-м месте в мире (более 100 самолётов за 2010 год, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).
Основными производителями авиационной техники в России являются «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Вертолёты России»
Говоря об авиационной промышленности России, нельзя не упомянуть о ее истоках, берущих начало с первого десятилетия 20 века. …PS...
Зарождение авиапрома в России
Российская империя:
Первыми летательными аппаратами, производимыми авиапромом, являлись дирижабли. К изготовлению дирижаблей в Российской империи приступили в 1908 году. Позже возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Развитие авиации в 1911—1913 гг. шло медленно. В 1913 году в Российской империи насчитывалось 4 небольших завода и 2 мастерские по производству и сборке самолётов, и лишь в мае 1914 года военное министерство разместило на них заказ на производство 292 самолётов.
Развитие авиации сдерживала слабость материальной части и необходимость поставок из-за рубежа авиационных компонентов, особенно авиамоторов (производство авиационных моторов до начала Первой мировой войны в 1914 году в России отсутствовало, если не считать отделения французского завода Гнома в Москве, дававшего не более 5 авиадвигателей в месяц). Авиационная промышленность была развита слабо, в период до октября 1917 года в стране насчитывалось 15 самолётостроительных и 6 моторостроительных предприятий, которые в основном производили самолёты, спроектированные за рубежом.
• Завод «ПРТВ» Щетинина — первый в России (Петербург)
• Заводы В. А. Лебедева (Петербург, Ярославль, Таганрог)
• Завод В. В. Слюсаренко (Петербург)
• Завод Дукс (Москва)
• Русско-Балтийский вагонный завод (Рига, Москва)
• Завод аэропланов Анатра (Одесса)
В общей сложности, в период до октября 1917 года в стране было выпущено 5600 самолётов…PS…
Из отчётного доклада по итогам деятельности ОАО “Авиапром” генерального директора В.Д.Кузнецова. Москва, 4 июня 2018г приведены основные показатели предприятий авиационной промышленности в 2017г и прогноз на 2018г.:
Из других источников приводятся показатели по поставкам заказчикам гражданских самолётов в сравнении с лидерами рынка и поставки боевых самолётов в 2008-2018 годах:
Самолеты в производстве:
• Ан-148
• Ту-204
• Ил-96
Боевая авиация
• МиГ-29
• МиГ-35
• МиГ-41 (ПАК ДП)
• Су-30
• Су-34
• Су-35
• Су-57 (ПАК ФА)
• Ту-95
• Ту-160
• Ту-изделие 80 (ПАК ДА)
• Як-130
• Як-152
Транспортная и специальная авиация
• Бе-200
• Ил-78МД-90А
• Ил-112В
• Ил-276
Выпускаемая и проектируемая авиатехника:
Экспорт
Значительная часть производимой в России авиатехники идёт на экспорт. Основу экспорта военных самолётов составляют истребители (Су-30, МиГ-29) и учебно-боевой самолёт Як-130. В экспорте гражданских самолётов в последние годы доминирует ближнемагистральный пассажирский самолёт Superjet 100. Экспортируемые вертолёты: Ми-8, Ми-35, Ка-32, Ка-226 и т. д.
По теме:
История отечественной авиационной промышленности