8 февраля 2024 года День российской науки – профессиональный праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. 300 лет назад, 8 февраля 1724 года, Петр I издал указ о развитии науки в российском государстве и создании первой Академии наук и художеств.
В настоящее время «CибНИА имени С. А. Чаплыгина» является одним из крупнейших научно-исследовательских и испытательных центров авиационной и космической отраслей России. В СибНИА ведутся комплексные научно-исследовательские работы по заказу Министерства промышленности и торговли РФ, Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», Фонда перспективных исследований, государственных и частных авиационных опытно-конструкторских бюро.
В научных отделениях СибНИА создается и исследуется пилотируемая и беспилотная авиационная техника по следующим направлениям:
- аэродинамика и динамика полета;
- статическая и усталостная прочность;
- динамическая прочность;
- тепловая прочность;
- научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации;
- проектирование;
- эксплуатация и поддержание;
- летные исследования.
Согласно решению Минпромторга России в 2013 году СибНИА назначен ведущей научно-исследовательской организацией Минпромторга РФ по направлению «Авиационная техника малой авиации». С 2013 года по настоящее время в институте проходят широкомасштабные поисковые и прикладные научные исследования, обеспечивающие формирование научно-технического задела в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем гражданского назначения с учетом сопровождения на всех этапах жизненного цикла.
С 2021 по 2023 годы в СибНИА проведены исследования технологий создания отечественных самолетов для скоростных перевозок на местных воздушных линиях, позволяющие сочетать характеристики скорости, дальности и загрузки.
Исследования обеспечили задел по следующим направлениям:
- технологии высокоресурсных соединений композиционных и металло-композиционных материалов;
- адаптивной амортизации посадочных устройств;
- технологии исследования ударного воздействия града на изделия из полимерных композитных материалов (ПКМ);
- оценка усталостной прочности тонкостенных элементов конструкции из ПКМ;
- проверка уровня восстановления характеристик ПКМ на силовой композитной конструкции после проведения ремонта при типовых эксплуатационных повреждениях;
- создание высоконесущих и ламинаризированных скоростных профилей крыла, средств управления обтеканием для скоростных самолетов МВЛ;
- применение современных отечественных ПКМ по технологии клеевых соединений для силовой конструкции планера самолета МВЛ;
- создание силовых частей крыла с применением бионических принципов;
- модальные испытания как средство обеспечения безопасной эксплуатации;
- технологии оценки технического состояния планера по коррозии в обоснование современных систем технического обслуживание по безремонтным формам.
С 2021 по 2023 годы в СибНИА выполнены исследования самолетов для перевозок на местных воздушных линиях с вертикальным взлетом и посадкой. Исследования сочетаний взлетно-посадочных характеристик (ВПХ) и летно-технических характеристик (ЛТХ) обеспечили задел по следующим направлениям:
- выбор технических решений и технологий, обеспечивающих улучшение ВПХ с наименьшим риском;
- анализ современных концепций самолетов УВВП и применяемых в них технических решений и технологий для улучшения ВПХ;
- дистанционное управление;
- разработка программного комплекса для численного моделирования динамики полета демонстратора;
- внедрение нового российского комплекса бортового радиоэлектронного оборудования;
- расчетно-экспериментальные исследования характеристик ВВП.
В 2023 году в СибНИА совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения проведены испытания авиационного поршневого двигателя для легких самолетов акробатической категории, которые позволят обеспечить задел по созданию силовых установок для выполнения высшего пилотажа в рамках спортивного или учебно-тренировочного применения, а также обеспечения летных испытаний и отработки силовых установок в условиях перевернутого полета.
С 2022 года по настоящее время в СибНИА продолжаются расчетно-экспериментальные исследования перспективных технологий самолетов транспортной категории и исследования по формированию облика регионального самолета с энергетическим управлением обтеканием, в том числе по направлениям:
- исследования генетических методов проектирования бионических конструкций самолетов транспортной категории;
- разработка встроенной системы мониторинга целостности конструкции при ее эксплуатации;
- совершенствование алгоритмов предиктивного анализа безопасного выполнения полета воздушного судна на основе внешнетраекторных параметров;
- постройка и испытания демонстраторов альтернативных технологий управления пограничным слоем крыла;
- демонстрация технологий регионального самолета с распределенными винтовыми движителями в спутном следе за крылом на летающей лаборатории (ЛЛ-29);
- демонстрация технологий регионального самолета с энергетическим управлением обтекания на летающей лаборатории (ЛЛ-40);
- формирование облика регионального самолета с энергетическим управлением обтеканием.
С 2019 года по настоящее время в СибНИА ведутся работы по разработке и летным испытаниям демонстраторов транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей.
С 1962 года в аспирантуре СибНИА обучено более 200 инженеров и специалистов СибНИА, аспиранты защитили 11 докторских и 89 кандидатских диссертаций.
По теме:
На девятом заседании штаба по сертификации гражданской авиации, проведённом под руководством главы Росавиации Дмитрия Ядрова, обсудили статус работ по сертификации трёх отечественных региональных самолётов, сообщили в пресс-службе агентства. Рассматривались модели ЛМС-901 «Байкал», ЛМС-192 «Освей» и ТВРС-44 «Ладога», разработку которых ведёт Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Все три типа включены в Комплексную программу развития авиационной … ИНТЕРФАКС – Вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев сообщил о прекращении работы над проектом самолета “Байкал” в ходе заседания комитетов в Госдуме РФ в среду. “У нас велась работа по разработке малого самолета “Байкал”, она на сегодняшний день зашла в тупик, то есть самолета “Байкал” у нас не ожидается. Сейчас выходить из ситуации … Ан-2, по мнению некоторых, устарел и требует замены, с самого начала его создания в 40-х годах прошлого века. Первый проект был отвергнут экспертами из-за несоответствия требованиям в части мотора и схемы, а также из-за отсутствия вооружения и военных грузов, малой грузоподъемности, скорости и дальности. Однако в годы войны широко применялся По-2 с крейсерской скоростью 111 … Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) планирует получить опытный образец самолёта Ан-2 с турбовинтовым двигателем ТВД-10Б к лету 2025 года. Проект направлен на модернизацию самолёта, который до сих пор играет ключевую роль в обеспечении авиасообщения в труднодоступных регионах России. «СибНИА прорабатывает возможность установки на Ан-2 уже эксплуатирующийся двигатель ТВД-10Б. Опытный образец планируется … Как сообщила газета “Коммерсантъ” в материале Айгуль Абдуллиной “Над”Байкалом”сгущаются тучи. Замену”кукурузника”заменят”кукурузником”, проект создания легкого многоцелевого турбовинтового самолета”Байкал”может быть заморожен или передан S7 Group из-за конструктивных проблем, на устранение которых может потребоваться до пяти лет. В качестве временной альтернативы рассматривается ремоторизированный Ан-2. Производство двигателя для него обойдется в 1,8 млрд руб., в то время как доработка …
Cтатус сертификации региональных воздушных судов
Проект самолета “Байкал” закрыт – Трутнев
Ан-2 между прошлым и будущим малой авиации России
Модернизированный Ан-2 с двигателем ТВД-10Б к лету 2025г
Возникшие проблемы с самолетом “Байкал”(ЛМС-901)