300 лет российской науке и 82 года развития авиационной науки в СибНИА

8 февраля 2024 года День российской науки – профессиональный праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. 300 лет назад, 8 февраля 1724 года, Петр I издал указ о развитии науки в российском государстве и создании первой Академии наук и художеств.



В настоящее время «CибНИА имени С. А. Чаплыгина» является одним из крупнейших научно-исследовательских и испытательных центров авиационной и космической отраслей России. В СибНИА ведутся комплексные научно-исследовательские работы по заказу Министерства промышленности и торговли РФ, Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», Фонда перспективных исследований, государственных и частных авиационных опытно-конструкторских бюро.

В научных отделениях СибНИА создается и исследуется пилотируемая и беспилотная авиационная техника по следующим направлениям:

  • аэродинамика и динамика полета;
  • статическая и усталостная прочность;
  • динамическая прочность;
  • тепловая прочность;
  • научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации;
  • проектирование;
  • эксплуатация и поддержание;
  • летные исследования.

Согласно решению Минпромторга России в 2013 году СибНИА назначен ведущей научно-исследовательской организацией Минпромторга РФ по направлению «Авиационная техника малой авиации». С 2013 года по настоящее время в институте проходят широкомасштабные поисковые и прикладные научные исследования, обеспечивающие формирование научно-технического задела в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем гражданского назначения с учетом сопровождения на всех этапах жизненного цикла.

Статус программ “Малой” авиации местных авиалиний

С 2021 по 2023 годы в СибНИА проведены исследования технологий создания отечественных самолетов для скоростных перевозок на местных воздушных линиях, позволяющие сочетать характеристики скорости, дальности и загрузки.

Исследования обеспечили задел по следующим направлениям:

  • технологии высокоресурсных соединений композиционных и металло-композиционных материалов;
  • адаптивной амортизации посадочных устройств;
  • технологии исследования ударного воздействия града на изделия из полимерных композитных материалов (ПКМ);
  • оценка усталостной прочности тонкостенных элементов конструкции из ПКМ;
  • проверка уровня восстановления характеристик ПКМ на силовой композитной конструкции после проведения ремонта при типовых эксплуатационных повреждениях;
  • создание высоконесущих и ламинаризированных скоростных профилей крыла, средств управления обтеканием для скоростных самолетов МВЛ;
  • применение современных отечественных ПКМ по технологии клеевых соединений для силовой конструкции планера самолета МВЛ;
  • создание силовых частей крыла с применением бионических принципов;
  • модальные испытания как средство обеспечения безопасной эксплуатации;
  • технологии оценки технического состояния планера по коррозии в обоснование современных систем технического обслуживание по безремонтным формам.

С 2021 по 2023 годы в СибНИА выполнены исследования самолетов для перевозок на местных воздушных линиях с вертикальным взлетом и посадкой. Исследования сочетаний взлетно-посадочных характеристик (ВПХ) и летно-технических характеристик (ЛТХ) обеспечили задел по следующим направлениям:

  • выбор технических решений и технологий, обеспечивающих улучшение ВПХ с наименьшим риском;
  • анализ современных концепций самолетов УВВП и применяемых в них технических решений и технологий для улучшения ВПХ;
  • дистанционное управление;
  • разработка программного комплекса для численного моделирования динамики полета демонстратора;
  • внедрение нового российского комплекса бортового радиоэлектронного оборудования;
  • расчетно-экспериментальные исследования характеристик ВВП.

Проект концепции самолёта Ил-112М версии СибНИА

В 2023 году в СибНИА совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения проведены испытания авиационного поршневого двигателя для легких самолетов акробатической категории, которые позволят обеспечить задел по созданию силовых установок для выполнения высшего пилотажа в рамках спортивного или учебно-тренировочного применения, а также обеспечения летных испытаний и отработки силовых установок в условиях перевернутого полета.

С 2022 года по настоящее время в СибНИА продолжаются расчетно-экспериментальные исследования перспективных технологий самолетов транспортной категории и исследования по формированию облика регионального самолета с энергетическим управлением обтеканием, в том числе по направлениям:

  • исследования генетических методов проектирования бионических конструкций самолетов транспортной категории;
  • разработка встроенной системы мониторинга целостности конструкции при ее эксплуатации;
  • совершенствование алгоритмов предиктивного анализа безопасного выполнения полета воздушного судна на основе внешнетраекторных параметров;
  • постройка и испытания демонстраторов альтернативных технологий управления пограничным слоем крыла;
  • демонстрация технологий регионального самолета с распределенными винтовыми движителями в спутном следе за крылом на летающей лаборатории (ЛЛ-29);
  • демонстрация технологий регионального самолета с энергетическим управлением обтекания на летающей лаборатории (ЛЛ-40);
  • формирование облика регионального самолета с энергетическим управлением обтеканием.

С 2019 года по настоящее время в СибНИА ведутся работы по разработке и летным испытаниям демонстраторов транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей.

С 1962 года в аспирантуре СибНИА обучено более 200 инженеров и специалистов СибНИА, аспиранты защитили 11 докторских и 89 кандидатских диссертаций.

По теме:

К 80 – летию СибНИА имени С. А. Чаплыгина

Cтатус сертификации региональных воздушных судов

На девятом заседании штаба по сертификации гражданской авиации, проведённом под руководством главы Росавиации Дмитрия Ядрова, обсудили статус работ по сертификации трёх отечественных региональных самолётов, сообщили в пресс-службе агентства.   Рассматривались модели ЛМС-901 «Байкал», ЛМС-192 «Освей» и ТВРС-44 «Ладога», разработку которых ведёт Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Все три типа включены в Комплексную программу развития авиационной …

Проект самолета “Байкал” закрыт – Трутнев

ИНТЕРФАКС – Вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев сообщил о прекращении работы над проектом самолета “Байкал” в ходе заседания комитетов в Госдуме РФ в среду. “У нас велась работа по разработке малого самолета “Байкал”, она на сегодняшний день зашла в тупик, то есть самолета “Байкал” у нас не ожидается. Сейчас выходить из ситуации …

Ан-2 между прошлым и будущим малой авиации России

Ан-2, по мнению некоторых, устарел и требует замены, с самого начала его создания в 40-х годах прошлого века. Первый проект был отвергнут экспертами из-за несоответствия требованиям в части мотора и схемы, а также из-за отсутствия вооружения и военных грузов, малой грузоподъемности, скорости и дальности. Однако в годы войны широко применялся По-2 с крейсерской скоростью 111 …

Модернизированный Ан-2 с двигателем ТВД-10Б к лету 2025г

Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) планирует получить опытный образец самолёта Ан-2 с турбовинтовым двигателем ТВД-10Б к лету 2025 года. Проект направлен на модернизацию самолёта, который до сих пор играет ключевую роль в обеспечении авиасообщения в труднодоступных регионах России. «СибНИА прорабатывает возможность установки на Ан-2 уже эксплуатирующийся двигатель ТВД-10Б. Опытный образец планируется …

Возникшие проблемы с самолетом “Байкал”(ЛМС-901)

Как сообщила газета “Коммерсантъ” в материале Айгуль Абдуллиной “Над”Байкалом”сгущаются тучи. Замену”кукурузника”заменят”кукурузником”, проект создания легкого многоцелевого турбовинтового самолета”Байкал”может быть заморожен или передан S7 Group из-за конструктивных проблем, на устранение которых может потребоваться до пяти лет. В качестве временной альтернативы рассматривается ремоторизированный Ан-2. Производство двигателя для него обойдется в 1,8 млрд руб., в то время как доработка …