На первый взгляд не очень понятно, почему «импортный товар, пользующийся спросом» нужно заменять, а не противопоставить ему на выбор потребителя отечественный товар аналогичного назначения. Критерий потребительского выбора достаточно известен – соотношение цены и качества. При этом в понятие качества включается и логистика, и сервис, и ряд других показателей.
Импортозамещение: «запрет» или «ограничение»
Cпециалисты, занимающиеся проблемой импортозамещения, определяют это понятие следующей фразой:
«Импортозамещение – это стратегия ведения экономики и промышленной политики государства, которая заключается в замене импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами собственного производства».
Кроме того, в приведенном определении естественное беспокойство вызывает слово «замена», которое в менее деликатной форме синонимично слову «запрет» или «ограничение».
Запрет на импорт может быть как со стороны государства, потребляющего импортную продукцию, так и со стороны государства-экспортера.
При введении запрета или ограничения на импорт со стороны государства – потребителя импортной продукции преследуются следующие основные цели:
- стимулирование развития промышленности путем создания для нее благоприятных условий;
- защита национальных экономических интересов путем сокращения зависимости от импорта для снижения политических и валютных рисков.
Т. е. в данном случае речь должна идти не о замене импортной продукции, а о создании адекватного конкурентного поля товаров, включая мероприятия по поддержке отечественного производителя.
При введении запрета или ограничений со стороны экспортера основными целями являются:
- предотвращение передачи технологий двойного назначения;
- защита приоритета той или иной продукции или технологии на мировом рынке;
- нанесение экономического ущерба потенциальному импортеру.
В этом случае импортозамещение носит квазимобилизационный характер, требующий применения от государства-импортера экстренных мер по защите рынка.
Запрет импорта как инструмент для защиты национальной безопасности применяется достаточно давно. Так, по информации из ряда источников, в XVIII веке в Англии, с целью наладить собственное производство, на определенное время был введен запрет на ввоз шелковых тканей, лент и кружева, оружия, обуви, посуды и других изделий. При этом отмечается, что практически всегда удавалось обойти закон за счет контрабанды или получения разрешения на импорт путем коррумпирования соответствующих служб.
В нашей стране запретительные меры стали широко применять примерно с конца XVII века. При появлении какой-либо новой отечественной мануфактуры с рынка, через запреты на импорт, исчезали соответствующие зарубежные товары. В результате, по данным статистики, в 1821 году (начало бурного развития мануфактур и ремесленничества) под запретом импорта находилось порядка 170 наименований продукции, а к 1867 году под запретом оставались только соль и руда, поскольку уже активно работали российские фабрики и мануфактуры.
Сегодня наша страна оказалась в ситуации, когда импортозамещение приобрело характер мобилизационной стратегии. Необходимо четко представить размер проблемы и выработать стратегию действий.
Рынок современной России претерпел значительную турбулентность. В постперестроечный период при попытках вписаться в глобальный рынок – достаточно неумелых, а порой заведомо невыгодных для страны – произошло катастрофическое падение отечественного производства. На российский рынок хлынул ничем не сдерживаемый поток иностранной продукции, что привело к повышению зависимости нашего промышленного и финансового сектора от любых изменений на мировой арене.
В частности, по данным статистики, к середине 2014 года доля импорта по разным оценкам составляла:
- в станкостроении – более 90 %;
- в тяжелом машиностроении – 60–80 %;
- в легкой промышленности – 70–90 %;
- в гражданской авиации – не менее 85 %
- в электронной промышленности – 80–90 %;
- в фармацевтической и медицинской промышленности – 70–80 %;
- в машиностроении для пищевой промышленности – 60–80 %.
Данные на 2022 год показывают, что за прошедшие шесть-семь лет ситуация практически не изменилась. Импортозамещение в России находится в пределах 30 %. Это значит, что все товары, продукты, а также услуги, производимые в стране, составляют всего 30 %, остальное приходится закупать за рубежом.
В принципе, если отвлечься от внешних политических факторов, в этих цифрах нет ничего удивительного. Технологическая отсталость нашей промышленности от передовых иностранных производств исторически объяснима и не является секретом. Отражением этого факта на протяжении многих лет как в СССР, так и в современной России являлась известная фраза: «сделать что-то на уровне передовых зарубежных образцов».
И в этом контексте постперестроечное открытие границ и присоединение России к глобальному рынку сыграло свою позитивную роль для российской промышленности и потребителей. Российские производители увидели, как и чем можно производить высококачественные изделия. Автоматизированные и роботизированные технологии зарубежных производителей позволяли минимизировать себестоимость изделий, что на фоне высокого их качества обеспечивало конкурентное преимущество импортной продукции по сравнению с отечественными аналогами.
Достоинство изделий иностранных компаний увидели и потребители. А если учесть отработанный многими десятилетиями рыночной экономики опыт маркетинга, донесения информации об изделии до конечного потребителя, предоставления ему сервисных услуг в течение всего жизненного цикла изделий, то преимущество импортного товара перед отечественным было гарантировано.
Чтобы снизить издержки, крупные иностранные производственные компании, предварительно исследовав законодательную базу и рынок России, инвестировали в организацию производства на территории нашей страны ряда изделий, создали высокоэффективные, как правило, сборочные производства. Это позволило, с одной стороны, увеличить конкурентное преимущество иностранных компаний, а с другой – сделать технологии открытыми и несколько снизить проблему занятости российских рабочих и ИТР.
Глобальный рынок производства и поставок создавал атмосферу защищенности – все можно купить, зачем что-то модернизировать или создавать заново, если все уже создано. Как результат – деградация отечественной промышленности, закрытие предприятий, сокращение рабочих мест. При этом конечный потребитель (как частный, так и заводы, стройки и т. п.) был обеспечен готовыми импортными или произведенными иностранными компаниями в России изделиями и комплектующими. Оставался вопрос – где взять деньги, чтобы все это купить? На этом фоне расцвела банковская система кредитования, «челночно-базарная» экономика. Параллельно осуществлялся экспорт сырья и энергоресурсов, благодаря чему формировались средства для импорта продовольственной продукции и недорогих товаров потребления. В результате вытеснения с рынка продукции отечественных производителей некоторые предприятия были вынуждены прекращать выпуск товаров и закрываться.
Однако не все так мрачно. Значительное количество креативных российских производителей увидели «передовые зарубежные образцы» и технологии, проанализировали их технические и рыночные достоинства и занялись созданием новых или модернизацией существующих технологических линий и изделий, чтобы соответствовать уровню иностранных компаний и отвоевать себе место на рынке. Это было (и есть) непросто. Высокая стоимость кредитов на развитие и отставание законодательной базы, не обеспечивающей здоровый баланс между импортом и продукцией отечественного производства через систему пошлин, налогов и инвестиционной поддержки, существенно мешали таким предприятиям развиваться.
Так что, несмотря на указанные сложности, в целом приход иностранных изделий и технологий на российский рынок – это позитивный процесс, мотивирующий к развитию. Если этот процесс искусственно сдерживать, то нарушится баланс на рынке, начнутся процессы монополизации, что негативно скажется на цене и качестве российских изделий. Должна быть борьба за рынок, борьба за потребителя. Политика импортозамещения должна осуществляться прежде всего путем создания и развития внутреннего производства качественной и востребованной продукции, а не через закрытие внутреннего рынка от международного рынка технологий и изделий.
Коротко плюсы и минусы стратегии импортозамещения сформулированы в таблице:
|
Современная политика импортозамещения в России
В настоящее время политика импортозамещения в России проявляется в основном в поддержке отечественных предприятий в виде льгот, субсидий, сниженных процентных ставок по кредитам и других преференций. Так, начиная с 2017 года законодательство предусматривает приоритет российских товаров, работ и услуг перед иностранными при осуществлении тендеров. В частности, при наличии конкуренции с отечественными товарами победитель, предложивший иностранный товар, должен снижать цену своего предложения на 15 %, а на некоторые виды продукции – на 30 %.
Однако не следует питать иллюзии, будто проблему импортозамещения удастся быстро решить только корректировкой законодательства и попытками производства качественной отечественной продукции.
Во-первых, у нас достаточно много принимающих решения чиновников, для которых работа по развитию российской промышленности – большая головная боль. Значительно удобней просто подписывать контракты о поставках с иностранными поставщиками.
Кроме того, в промышленности имеются объективные проблемы, тормозящие эффективное проведение стратегии импортозамещения. Часть из них представлена на рисунке с указанием доли их влияния на реализацию стратегии импортозамещения.
Сегодня наша страна оказалась в ситуации, когда импортозамещение приобрело характер мобилизационной стратегии. Необходимо четко представить размер проблемы и выработать стратегию действий.
Если обратиться к ситуации в нашей строительной сфере, то она, по данным ряда специалистов, на 90 % оснащена импортным оборудованием или зависит от импортных составляющих, используемых в погрузчиках, кранах, экскаваторах, бетононасосах, станках горизонтального бурения, горнопроходческих щитах и пр. Вся эта техника требует ремонта и замены в процессе износа. А ремонтировать нечем и менять не на что. Нет заводов по производству строительной техники и машин.
По данным Ассоциации «Российское лифтовое объединение», 70 % лифтов производятся в России, однако все они оснащены импортными комплектующими, ремонтного запаса которых хватит только на полгода.
Инженерные системы и оборудование для зданий различного назначения как минимум на 50 % оснащены импортным оборудованием, трубами, системами автоматики и «умными» технологиями. Часть поставщиков импортной продукции уходит с рынка, другая часть пытается оперативно реструктуризироваться и найти или самостоятельно произвести альтернативу оборудованию, изделиям и комплектующим, попавшим под санкции. Но нужно трезво понимать, что этот процесс займет значительное время.
А сейчас что делать?
А сейчас время для отечественных производителей и креативных иностранных компаний, которые организовали свое производство в России. Вместе, мобилизовавшись и дополняя друг друга, они обеспечат устойчивое развитие строительной отрасли.
В заключение следует сказать, что мы еще только в начале пути в плане импортозамещения. И, к сожалению, заставляет нас работать в этом направлении не наше стратегическое мышление, а экстренная политическая ситуация.
В обычный период, при сохранении глобальных экономических связей, в экономическом ландшафте государства должны быть законодательно обеспечены равноправные условия существования импорта, передовых иностранных производств, отечественной промышленности и продукции. При этом равноправие локальных производителей должно быть обеспечено системой их экономической поддержки, а не удушающими иностранных производителей ограничениями.
Некоторые законодательные акты об импортозамещении:
• Установление приоритета российского ПО, входящего в специальный реестр, при госзакупках: Федеральный закон № 188-ФЗ от 29.06.2015;
• Установление приоритета отечественных товаров перед импортными при осуществлении закупок с помощью конкурса, аукциона или других способов закупок: Постановление № 925 от 16.09.2016;
• Установление запрета на госзакупки зарубежных промтоваров: Постановление № 616 от 30.04 2020;
• Установление обязанности заказчиков делать закупки отечественных товаров в обязательной минимальной доле (размер доли зависит от вида товара): Постановление № 2014 от 03.12.2020;
• Введение упрощенной схемы госзакупки медицинского оборудования через электронный запрос котировок: Постановление Правительства РФ № 297 от 06.03.2022;
• Внесение изменений в некоторые законодательные акты, предусматривающие меры поддержки российского бизнеса и граждан: Федеральный закон № 46-ФЗ от 08.03.2022 (в частности, законом введен мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса в 2022 году, на плановые проверки аккредитованных IT-организаций до конца 2024 года, компаниям предоставлена возможность менять условия контрактов и др.);
• Увеличение доли государственного финансирования в грантах на создание отечественных аналогов комплектующих для различных отраслей промышленности: Постановление № 522 от 31.03.2022.
Именно такое рыночное равноправие обеспечивает развитие и взаимное обогащение новыми идеями и технологиями и в конечном итоге технический прогресс, если мы говорим о рынке инженерных технологий. Такое взаимодействие оптимально и для рынков любого товара, и для любой сферы человеческой деятельности, включая науку, образование, медицину, авиацию, искусство и т. п.
Заключение
В кризисной экономической ситуации, в период разрушения экономических связей с глобальным рынком стратегия импортозамещения приобретает мобилизационный характер. В этот период для повышения эффективности замещения импорта и улучшения экономической безопасности страны государство увеличивает расходы на развитие прибыльных отраслей, усиливает через госзаказы поддержку национальных предприятий и госмонополий, в частности, таких как «Газпром», «Роснефть», «Ростех», «Роснано», «Росатом», «Объединенная авиастроительная корпорация» и др. Госзаказы и кредитная поддержка дают этим организациям и всему внутреннему рынку импульс для динамичного развития.