Размышление над тем – чего стоит новый самолёт построить

Проект МС-21 это не просто разработка самолёта, это программа развития авиапрома, создание ряда новых технологий и композиционного производства, модернизация предприятий участвующих в кооперации создания лайнера. Об этом и о вложенных в проект средствах в интервью газете «Ведомости» рассказал генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.



«На сегодняшний день инвестиции составили порядка 220 млрд руб., и это не финальная цифра. Из этих средств наибольшую долю составляет НИОКР – более 170 млрд, остальные средства – это в первую очередь техническое перевооружение. Кроме того, мы инвестируем в систему послепродажного обслуживания», – сказал Слюсарь.

“Современное авиастроение – занятие дорогостоящее и не всегда успешное”

Основные инвестиции в проект – это порядка 150 млрд руб. из бюджета, пояснил он. «Ещё более 50 млрд руб. – собственные и заёмные средства, оставшаяся часть – инвестиции Ростеха», – добавил глава ОАК.

Юрий Слюсарь не стал называть реальную стоимость МС-21 для конечного покупателя, объяснив это общемировой практикой и условиями контрактов.

«Конечно, [стоимость] мы назвать не можем, этого никто из мировых производителей никогда не делает. Это всегда предмет переговоров. Она зависит от множества факторов, включая облик самолёта, размеры авансовых платежей и т. д. Мы хорошо понимаем, что стоимость должна быть сопоставима с ценой у конкурентов. Авиакомпании вряд ли будут готовы покупать технику дороже, платить лизинговый платёж, отличающийся от аналогичного платежа за самолёт иностранного производства», – пояснил он.

Вместе с тем, гендиректор ОАК подтвердил, что каталожная цена самолёта составляет порядка $97 млн. «Каталожные цены сопоставимы с семействами Airbus 320 и Boeing 737», – подчеркнул он. Этот же порядок каталожной цены глава ОАК называл и в 2018 году.

На экономическую окупаемость, по словам главы ОАК, проект МС-21 планируется вывести к 2027 году. Для этого надо производить 72 самолёта ежегодно. В 2022 году в Иркутске должны построить четыре лайнера, далее 12 и по нарастающей: 24, 36, дальше до 72-х. «При этом с учётом опыта уже сейчас разворачивается единая платформа послепродажного обслуживания для всей линейки гражданских самолётов», – подчеркнул Слюсарь.

Общая стоимость проекта МС-21 на начальном этапе проектирования (2004-2008 гг.) оценивалась в 3 млрд 947 млн долларов. В дальнейшем она была скорректирована в сторону увеличения. В июле 2012 года в рамках авиасалона Фарнборо президент корпорации «Иркут» Алексей Фёдоров, сообщил о распределении долей финансирования. В рамках федеральных целевых программ из госбюджета выделялось более 2 млрд долл., ещё порядка 1 млрд долларов выделил Сбербанк в виде 12-летнего кредита. «Иркут» и его партнёры по проекту МС-21 вложили 1,5 млрд долл. Таким образом, общий бюджет проекта составил 4,5 млрд долл.

На момент запуска программы и начала её государственного финансирования распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года, стоимость создания лайнера оценивалась в 125 млрд руб.

Осенью 2018 года Счётная палата РФ провела проверку программы создания МС-21. Совокупная стоимость проекта в рублях выросла с 2008 года в 2,3 раза, срок создания самолёта МС-21-300 увеличился на три года.

Общая стоимость проекта разработки МС-21 до 2025 года, по мнению экспертов Счётной палаты, составляет 437,4 млрд рублей.

В Счётной палате тогда отмечали, что на изменение стоимости проекта повлиял рост курса валют: с 2008 года с 23,5 до 65,6 руб. за 1 доллар США и рост инфляции. Дополнительные бюджетные средства требуются на создание системы послепродажного обслуживания и развёртывание серийного производства. Существенные изменения в проект пришлось вносить в связи с введением санкций против российских компаний и организаций.

Вице-премьер Юрий Борисов в сентябре 2018 года во время посещения Иркутского авиазавода заявил, что общая стоимость создания МС-21 до 2025 года составит порядка 465 млрд рублей.

Сумма почти в полтриллиона рублей на разработку самолёта впечатляет. По курсу 72 рубля за доллар – это примерно 6 млрд 70 млн USD, что вполне укладывается в 6-7 млрд долларов, которые, как правило, требуются для создания современного высокотехнологичного пассажирского лайнера. Однако около 200 млрд руб. из этой суммы пойдёт на финансирование поддержки продаж – субсидирование экспорта и лизинга, гарантию остаточной стоимости, а сама разработка МС-21 составляет немного менее 250 млрд руб.

Современное авиастроение – занятие дорогостоящее и не всегда успешное. В сентябре 2021 года стало известно, что концерн Mitsubishi заморозил разработку регионального самолёта SpaceJet (MRJ-200) – аналог нашего Суперджета. При этом всего с начала проектирования самолёта в него было вложено около 10 млрд долларов, это примерно 718-720 млрд рублей. И дело не в том, что японские инженеры допустили какие-то технические просчёты, скорее всего, когда посчитали сколько потенциальных заказов на самолёт можно получить, сколько средств вложено и ещё надо будет вложить и когда наступит окупаемость проекта, то результаты оказались плачевными: «пили, ели, веселились, посчитали – прослезились».

Вот как это прокомментировали в Ростехе, в составе которого находится Объединённая авиастроительная корпорация: «Когда в прошлом году была озвучена информация о том, что разработка импортозамещённой версии Sukhoi SuperJet 100 обойдётся в 120–130 млрд руб., в Интернетах поднялся “галдёж и лай”, мол, как дорого и как неочевиден профит сего проекта. Это было ожидаемо, но всё равно неприятно. Ну и да, это очень большие деньги, никто не спорит. Но японский проект по созданию главного конкурента Sukhoi SuperJet – регионального самолёта Mitsubishi SpaceJet – остановлен, а весь его персонал уже сменил место работы. Он уже не полетит никогда. А стоило это 10 млрд долларов или 718 млрд в пересчёте на наши рубли.

Кооперация и импортозамещение зарубежной авиатехники

Какая мораль, спросите вы?

Ну, во-первых, разработка новых самолётов – удовольствие недешёвое не только в России, но и во всем мире. Во-вторых, оказывается, не все могут».

По теме: