Не оправдавший надежд тренировочный самолет МиГ-АТ

В 90-х годах перед российским военным руководством встал острый вопрос: необходимы было заменить сильно устаревшие учебные тренировочные самолеты чехословацкого производства L-29. Еще со времен СССР в военно-воздушных силах страны был огромный парк этих машин, но на 90-е годы они уже не соответствовали требованиям времени.




Было какое-то количество более новых машин от тех же чехославаков – L-39, но России после распада Советского Союза досталось не так уж много таких самолетов. На этом фоне был назначен конкурс на основной тренировочный самолет ВВС России. Самая сильная конкуренция разразилась между Як-130 и МиГ-АТ. В конечном итоге Як-130 победил и с 2010 года стал массово производиться на российских заводах, но и МиГ-АТ был довольно интересной машиной.  

Собственно, почему главными претендентами на конкурсе были всего два самолета, хотя свои варианты предложили многие КБ? Потому что только МиГ и Як удовлетворяли главным требованиям военных – возможностью из учебно-тренировочной сделать машину боевой. Кроме этого, машины должны были быть относительно дешевыми как в производстве, так и в обслуживании, безопасными и простыми в ремонте. Что Як-130, что МиГ-АТ подходили под эти требования. Важный момент – обе модели самолета были спроектированы с привлечением зарубежных стран. Так МиГ сотрудничал с французами, а Як с итальянцами.

МиГ-Т представлял собой двухмоторную машину с двигателями, которые располагались выше крыльев. Это было сделано, чтобы уберечь моторы от попадания посторонних предметов при взлетно-посадочных маневрах. Самолет имел скорость около 850 км/ч, мог нести до 2 т боевой нагрузки и подниматься на высоту до 12, 5 км. Дальность полета машины без дополнительных баков составляла 2 тысячи км. МиГ-АТ был представлен в нескольких вариантах: непосредственно для учебно-тренировочной деятельности, для боевых действий, и в экспортном варианте.

Для справки:

В 90-х годах командование ВВС России задумалось о том, чтобы заменить старые учебно-тренировочные самолеты чехословацкого производства L-29 и L-39 на что-то более новое. Был объявлен конкурс, на котором основными конкурентами стали два самолета – Як-130 и МиГ-АТ. В ходе борьбы Як-130 победил и с 2010 года стал серийно производиться на российских предприятиях. Несмотря на это, МиГ-АТ тоже был очень интересной машиной, которую многие оценивали с положительной стороны. Из-за сложной ситуации в стране работы над ней прекратились в начале 2000-х. А основу парка учебно-тренировочных самолетов РФ и по сей день составляют L-39. Ранее министерство обороны России с 2009 по 2018 годы по различным контрактам получило 109 самолетов Як-130 – из них 12 первых двух серий были построены на АО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а еще 97 – на Иркутском авиационном заводе.

По теме: 14 февраля 2020 года. ВКС России получили два новых самолета Як-130

Начиная с 1994 года МиГ-Т стали рекламировать и презентовать на разных международных авиационных выставках, а спустя 2 года машина в первый раз поднялась в воздух под управлением летчика-испытателя Таскаева. Тогда многие российские тематические издания с положительной стороны оценивали самолет и говорили о том, что эта та машина, которая может простить пилотам некоторые ошибки в управлении.
Второй прототип самолета поднялся в воздух в октябре 1997 года –  это была уже машина, практически полностью состоящая из российский комплектующих, в том числе и с отечественным двигателем РД-1700. Кроме этого, на прототипе была изменена форма фюзеляжа, добавлены узлы для подвески вооружений, и сделаны некоторые другие косметические изменения. Чуть позже самолет оснастили цифровой системой управления, и вот этот конечный вариант машины взлетел в 1999 году.
Самолет был во многом хорош, отвечал как требованиям российских военных, так и вызовам времени, но, как и многие-многие проекты тех лет, окончился фактически ничем. В связи с тяжелой обстановкой в стране работы над практически были заморожены. Кроме того, в начале 2000- годов командование ВВС России изменило условия конкурса и ужесточило требования к самолетам. К этим новым требованиям лучше приспособились инженеры из КБ Яковлева, они в итоге и победили вместе со своим Як-130. 

Что касается МиГ-АТ, то им пытались заинтересовать иностранных покупателей, но в этом не преуспели, и все работы над самолетом были свернуты.
В последнее время ведутся разговоры о том, что следует вновь вернуться к разработкам МиГ-АТ, но пока что все это так и остается лишь разговорами, реальных действий в плане возрождения самолета никто не предпринимает. По-прежнему основу учебно-тренировочных самолетов ВВС России составляют старые L-39 в (коих районе 150 единиц), так как Як-130 были выпущены для российской армии в количестве всего 111 штук, часть из которых уже потеряна в авариях. Остальные Як-130 изготавливаются на экспорт.   

По теме: 

Смотреть видео: