Вклад ЦАГИ в Победе на фашизмом 1941-1945г.г.

Сегодня особенно важна роль исторической памяти в оценке событий, происходящих в мире. Никто не должен забывать, что в 1941–1945 годах советский народ совершил беспрецедентный по масштабу и значению для всего человечества подвиг: освободил земной шар от фашизма.



Гитлеровская Германия напала на нашу страну внезапно, без объявления войны. Нарастить военную мощь СССР в этих непростых условиях, оснастить Красную армию передовыми для того времени вооружением и техникой удалось в том числе благодаря самоотверженному труду ученых, инженеров, рабочих Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского.

Исследования на прочность истребителя ЛаГГ-3 в лаборатории статических испытаний ЦАГИ

Испытания Як-1М (Як-3) в аэродинамической трубе Т-106

Скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2, подготовленный к испытаниям в аэродинамической трубе Т-102

Война застала ЦАГИ в эпоху масштабных преобразований: строились и вводились в эксплуатацию сложные объекты института в поселке Стаханово (сегодня г.о. Жуковский). Работа не прекратилась и в октябре 1941 года, когда враг подступил к Москве. Временно перебазировавшись на восток и организовав филиалы в Казани и Новосибирске, центр авиационной науки самоотверженно трудился на нужды фронта. Вскоре советская авиапромышленность достигла довоенного уровня производства, а затем обогнала Германию и ее союзников по выпуску боевых самолетов.

Летающая лаборатория ЦАГИ на базе самолета ДБ-3 для исследования ламинарных профилей.

Уже весной 1942 года ЦАГИ вернулся в Стаханово, вновь начали действовать аэродинамические трубы и экспериментальные установки. Благодаря исследованиям в натурных трубах Т-101 и Т-104 выявилась возможность значительного улучшения летных данных боевых самолетов: максимальной скорости, маневренности, взлетно-посадочных и других необходимых качеств. Не меньшее внимание уделялось прочности летательных аппаратов: каждый экземпляр испытывался на специальных стендах и установках. Частично рекомендации воплощались в жизнь во фронтовых условиях: специалисты выезжали к местам боевых действий и разъясняли инженерам и техникам суть нововведений.

Первый пуск аэродинамической трубы больших скоростей с переменным давлением Т-106 в декабре 1942 года.
100 тысяч летчиков, инженеров, ученых и конструкторов в 1943–1945 годах посетили Демонстрационный зал ЦАГИ, где выставлялись новые боевые самолеты.

Сотрудники ЦАГИ совершали настоящий трудовой подвиг, совершенствуя существующую и помогая создавать новую, не знающую аналогов авиационную технику. Институт дал путевку в жизнь легендарным истребителям Як-3, МиГ-3, Ла-5 и Ла-7, бомбардировщику Пе-2, штурмовику Ил-2 и другим фронтовым самолетам. Кроме того, на основе исследований в области механики были разработаны серии аэростатов заграждения и наблюдения для воздушной защиты городов страны.

15 июля 1941 года состоялся первый пуск штопорной аэродинамической трубы Т-105. 1 августа установка была сдана в эксплуатацию. 
Сконструированные в ЦАГИ аэростаты заграждения участвовали в системе противовоздушной обороны Москвы и для прикрытия других городов и объектов от налетов вражеской авиации.

Одним из символов советской армии в Великой Отечественной войне стала реактивная артиллеристская установка «Катюша» (БМ-13). Ученые ЦАГИ внесли значительный вклад в повышение кучности стрельбы реактивных снарядов М-31 и М-13 для «Катюш». Для М-31 боковая кучность увеличилась в 3,2 раза, для М-13 — в 2,5 раза, что существенно повысило поражающую способность установок. Работал центр авиационной науки и над модернизацией танков Т-34, самоходных установок СУ-100.

Масляный радиатор Як-1 до и после рекомендованных ЦАГИ улучшений. 

В военные годы были начаты исследования по гидродинамике кораблей, создана гидродинамическая теория качки, проведены работы по улучшению мореходности судов. В частности, специалистам института удалось значительно усовершенствовать торпедный глиссер Г-5, который в начале Второй мировой входил в состав частей Краснознаменного Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.

Масляный радиатор Як-1 после рекомендации ЦАГИ. 
Рекомендации ЦАГИ позволили повысить мореходные качества торпедных катеров. 

Совершенствовал ЦАГИ и экспериментальную базу: в период военного лихолетья коллектив института разработал и запустил опередившую время установку — аэродинамическую трубу Т-106. Она позволила приблизиться к звуковому барьеру и впоследствии преодолеть его.

Фото © Пресс-служба ЦАГИ
Испытания модели штурмовика Ил-10 с работающим винтом в аэродинамической трубе Т-102.
Сотрудники центра авиационной науки не только самоотверженно работали в тылу, но и воевали на полях сражений. На фронт ушли 1 286 человек, 174 из них отдали жизнь за Родину. Без всякого сомнения, роль ЦАГИ в Великой Отечественной войне сложно переоценить. И в мирное время работа продолжалась в усиленном ритме, ведь необходимо было наверстывать военные потери и поднимать страну из руин.

По теме:

ЦАГИ взлётная площадка и сердце авиапрома