Главные авиационные достижения ОПК России в 2021 году

ТАСС — о том, чем запомнился прошедший год в сфере достижений российской оборонной промышленности и какие разработки станут новыми вехами в развитии российских Вооруженных сил.



На расширенной коллегии Минобороны РФ в конце декабря глава министерства Сергей Шойгу отчитался, что уровень выполнения заданий гособоронзаказа составил в России 99,4% по закупкам и 99,7% по ремонту и модернизации, несмотря на ограничительные меры. В текущем году армия получила свыше 5 тыс. различных основных образцов вооружений. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) продолжается разработка новых систем вооружения и военной техники, проводятся различные виды испытаний, идет доработка и модернизация существующих изделий. О некоторых знаковых разработках российской оборонки стало известно в 2021 году впервые.

Расширенное заседание Коллегии Министерства обороны Российской Федерации с участием Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами : Министерство обороны Российской Федерации

Авиация

В 2021 году началась масштабная реформа Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, под управлением госкорпорации “Ростех”), которая предполагает объединение всех авиационных КБ и дирекций программ на одной площадке и оптимизацию деятельности ОАК. Конструкторские школы сохранят самостоятельность, получат новые возможности для развития, а также улучшенные условия труда в формате Единого инженерно-конструкторского центра.

Также кадровые перестановки затронули холдинг “Вертолеты России”. Андрей Богинский покинул должность генерального директора и занял должность генерального директора ОАК по гражданской авиации. Его место занял Николай Колесов, который возглавлял АО “Концерн “Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ, входит в Ростех). Новым руководителем КРЭТ стал Александр Пан, который до этого занимал должность заместителя гендиректора КРЭТ.

Настоящей звездой авиационных новостей в 2021 году стал однодвигательный истребитель пятого поколения Checkmate, разработанный компанией “Сухой”. Впервые легкий тактический самолет (ЛТС) был представлен на МАКС-2021, где прошла его презентация. Интригу подогрел тот факт, что перед началом авиасалона Ростех опубликовал в Facebook фотографию закрытого черным чехлом самолета, подпись к которой гласила: Wanna see me naked? (“Хочешь увидеть меня раздетым?” – прим. ТАСС). Зарубежная презентация ЛТС состоялась на Dubai Airshow 2021 в ОАЭ и тоже произвела фурор среди специалистов.

Checkmate включает в себя все самые передовые разработки, в том числе открытую архитектуру построения в интересах заказчика и уникальные технологии искусственного интеллекта. Самолет выполнен с применением технологий малозаметности, оснащен внутрифюзеляжным отсеком для авиационных средств поражения класса “воздух – воздух” и “воздух – поверхность”. Масса полезной нагрузки превышает 7 т. Истребитель сможет одновременно поражать до шести целей. Скорость составит 1,8 Маха, а боевой радиус – 3 тыс. км.

 

Истребитель Checkmate. Источник изображения: © Марина Лысцева/ТАСС

В ноябре глава госкорпорации “Ростех” Сергей Чемезов рассказал журналистам, что возможность поставок ЛТС Checkmate обсуждалась и с Минобороны РФ, военным машина может быть предложена в беспилотном варианте. И уже в декабре истребитель вошел в топ-10 самых ярких событий в сфере мировой военной авиации по версии американского профильного журнала Aviation Week & Space Technology.

По словам Чемезова, флагман гражданской авиации МС-21, новый бизнес-джет на базе Superjet в стилистике Aurus, самолет пятого поколения Checkmate и широкая линейка вертолетной техники – это будущее авиации. На Dubai Airshow 2021 также дебютантами стали ударные вертолеты Ми-28НЭ и Ка-52, многоцелевая машина Ми-171А2 и модернизированный легкий вертолет Ка-226Т “Альпинист” производства холдинга “Вертолеты России”.

Российская армия вооружилась модернизированной версией Ми-28Н “Ночной охотник” – Ми-28НМ. Всего армия получит 98 таких машин. Этот вертолет сможет управлять роем беспилотных летательных аппаратов (БЛА), в состав комплекса авиационного вооружения вертолета включены беспилотники-камикадзе.

 

Вертолет Ми-28НМ. Источник изображения: © Вадим Савицкий/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

Главный конструктор программы “Боевые вертолеты” Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова Виталий Щербина рассказывал в интервью ТАСС, что применяемое Ми-28НМ бортовое вооружение позволяет круглосуточно и всепогодно обнаруживать и уничтожать объекты противника, находясь вне зоны поражения ПВО.

Кроме этого, на форуме “Армия-2021” был заключен контракт на поставку Минобороны 30 модернизированных вертолетов Ка-52М до 2023 года. Машина является модернизированной версией Ка-52 “Аллигатор”. По данным разработчиков, ракетное вооружение Ка-52М унифицировано с вооружением Ми-28НМ, что позволило значительно увеличить дальность поражения целей. Также Ка-52М получил новый радиолокационный комплекс с активной фазированной антенной решеткой и управляемую ракету с повышенной дальностью.

Кстати, на том же форуме впервые была продемонстрирована ракета класса “воздух – поверхность” – “Изделие 305”. Она уже производится серийно. Сообщалось, что именно ею будут оснащаться Ми-28НМ и Ка-52М. Ракета, разработанная коломенским Конструкторским бюро машиностроения, демонстрировалась на стенде НПО “Высокоточные комплексы”. Гарантированная дальность полета “Изделия 305Э” составляет до 14,5 км.

Были также достижения у российского ОПК и в сфере беспилотной авиации. В конце декабря военное ведомство впервые показало видео уничтожения дрона вертолетного типа средневысотным большой продолжительности полета беспилотником “Орион” разработки компании “Кронштадт”. Тем самым впервые было заявлено о том, что российские беспилотники обладают возможностями истребителя и способны уничтожать вражеские дроны.

 

БЛА “Орион-Э” на Dubai Airshow 2021, Дубай, ОАЭ. Источник изображения: © Марина Лысцева/ТАСС

На “Орион” предусматривается установка до четырех ракет “воздух – земля”. Крейсерская скорость полета может достигать 200 км/ч, максимальная высота полета – 7,5 км, а в воздухе аппарат может находиться до суток. В компании также заявляли, что “Орион” можно оснастить спутниковым терминалом, который позволит управлять им из любой точки мира. В конце декабря стало также известно о завершении создания в Дубне первого в России специализированного завода по производству беспилотников.

Интерес вызвала еще одна новость про БЛА – были продемонстрированы кадры выкатки новейшей версии разработанного в КБ Сухого отечественного беспилотника С-70 “Охотник” с уникальным, снижающим заметность самолета плоским соплом двигателя. Форма сопла имеет характерные скошенные вырезы по бокам, что должно в свою очередь обеспечить “размытие” теплового следа двигателя и усложнить прицеливание по нему ракет с тепловыми головками самонаведения.

“Охотник” выполнен по схеме “летающее крыло” с применением технологии “стелс”, что снижает его радиолокационную заметность. ТАСС сообщал, что этот БЛА будет поражать воздушные и наземные цели в рамках сетецентрического взаимодействия с истребителем пятого поколения Су-57. Также отмечалось, что в рамках развития боевой авиации и сценариев применения комплексов пятого поколения рассматриваются различные концепции применения в зависимости от условий и задач операций. Серийные поставки “Охотника” планируется начать с 2024 года.

По теме: 

Итоги новинок авиационной техники на 15 – ом МАКС 2021