МАК опубликовал окончательный отчёт по катастрофе SSJ100

5 мая 2019 года самолёт Sukhoi Superjet 100 RA-89098 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс SU-1492 из Шереметьево в Мурманск. Через шесть минут после взлёта он попал в грозу, что привело к отключению автопилота и переходу системы дистанционного управления в ручной режим. Экипаж принял решение вернуться в аэропорт вылета, но при посадке произошло разрушение шасси, кессона крыла, разлив топлива и пожар. В результате катастрофы погиб 41 человек, многие получили травмы. Комиссия


Межгосударственного авиакомитета (МАК) завершила расследование, окончательный отчёт (pdf, 16,6 Мб) опубликован на сайте МАК.

Справочно: Комиссия проводила расследование авиационного происшествия на основании Приложения 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» к Конвенции о международной гражданской авиации и российского воздушного законодательства.

Как отмечается в сообщении МАК, в ходе расследования Комиссией изучены все известные обстоятельства авиационного происшествия, совместно с государствами, принимавшими участие в расследовании (Германия, США, Франция), проведен и проанализирован большой объем дополнительных исследований. В целях оперативного принятия корректирующих мероприятий по повышению безопасности полетов, все выявляемые в ходе расследования факторы опасности оперативно доводились Комиссией до заинтересованных организаций, в том числе Росавиации, разработчиков, изготовителей и эксплуатантов воздушных судов.

МАК напоминает, что единственной целью расследования авиационного происшествия является предотвращение авиационных происшествий в будущем. Установление доли чьей-либо вины или ответственности не относится компетенции Комиссии и не является целью расследования.

Согласно Приложению 13, определение причин и способствующих факторов авиационного происшествия «не предполагает возложения вины или установления административной, гражданской или уголовной ответственности».

По результатам работы Комиссией определены причины и способствующие факторы авиационного происшествия, разработаны рекомендации по безопасности полетов...

Согласно заключению комиссии, причиной катастрофы стали неправильные действия командира воздушного судна во время посадки. Он резко и хаотично перемещал ручку управления по тангажу, что привело к трём жёстким ударам о бетон ВПП и разрушению ключевых элементов конструкции, разгерметизации топливных баков, утечке топлива и пожару.

Шасси для Superjet 100, разработанные французской компанией Safran Landing Systems, имеют “слабые звенья” – предохранительные штифты, разрушающиеся при критических нагрузках.

Вертикальная перегрузка при посадке в пределах 1,94-2,25g считается грубым, свыше 2,25g – очень грубым. При первом касании вертикальная скорость снижения составила 3,2 м/с, энергия удара превысила эксплуатационные нормы, но не достигла расчётных значений, поэтому повреждения конструкции не произошло.

Однако при втором касании перегрузка достигла 5,85g, а вертикальная скорость снижения – 4,2 м/с. Энергия удара превысила нормы для скорости 3,74 м/с на 190%, нагрузка на основные стойки шасси достигла 1111 кН (113,3 тонны). Предохранительные штифты узла крепления основных опор шасси к заднему лонжерону крыла разрушаются при нагрузке свыше 981 кН (100 тонн), поэтому штифты срезали.

Третье касание произошло с перегрузкой 5,0 g и вертикальной скоростью 6,1 м/с. Разрушение “слабых звеньев” при втором касании привело к разрушению кессона крыла и утечке топлива, которое воспламенилось от трения и искр или контакта с горячими элементами конструкции, что привело к пожару в пассажирском салоне. Большинство людей погибло в результате пожара.

МАК рекомендует авиакомпаниям усилить подготовку экипажей к нештатным ситуациям, включая действия при отказе автоматики, сдвиге ветра и других критических сценариях. Тренажёры должны включать не только стандартные процедуры, но и сложные условия, приближённые к реальным.

Производитель самолёта SSJ100, ПАО «Яковлев», должен пересмотреть и доработать конструкцию шасси и топливной системы, усилить защиту баков от повреждений и модернизировать систему отключения двигателей при пожаре. Также необходимо доработать алгоритмы системы управления для минимизации рисков при переходе в ручной режим.

Справочно: Окончательный отчет самолет RRJ-95B RA-89098 593(МАК)

По теме предварительного расследования авиакатастрофы: наличие фото разрушение стенки лонжерона в месте крепления гидравлического цилиндра выпуска и уборки правой стойки шасси(это не допустимо при любой перегрузке)!…

Полетят Суперджеты SSJ-100!

Разработчику самолета RRJ-95:

5.2.36. Совместно с сертифицирующими организациями рассмотреть целесообразность внесения изменений в конструкцию шасси и/или введения эквивалентных мер для снижения риска возникновения течи топлива при разрушении основных опор шасси. При проведении оценки использовать международную практику в части критериев «достаточности» разлива топлива для возникновения опасности пожара. По результатам оценки принять решение о доработке вновь выпускаемых экземпляров и/или экземпляров, находящихся в эксплуатации (рекомендация дается повторно).

В ОАК отметили, что комиссия МАК не выявила у самолёта SSJ100 конструктивных недостатков, препятствующих его дальнейшей эксплуатации. «Яковлев» предоставил комиссии все необходимые материалы о разработке, сертификационных испытаниях и эксплуатации самолёта.

Авиакатастрофа Superjet 100 в Шереметьево 5 мая 2019 года

«Разработчик принял к исполнению рекомендации комиссии МАК, направленные на безопасную и регулярную эксплуатацию самолётов SSJ100», – говорится в сообщении пресс-службы ОАК.

По теме:

Семь фактов крушения SSJ-100

Некоммерческое партнёрство “Безопасность полётов”

Пассажиры American Airlines эвакуировались через крыло самолёта после возгорания двигателя14.03.2025г.Пассажиры American Airlines эвакуировались через крыло самолёта после возгорания двигателя…

ПАО «Яковлев» определило меры по предотвращению инцидентов с датчиками угла атаки SSJ10021.01.2025г. ПАО «Яковлев» определило меры по предотвращению инцидентов с датчиками угла атаки SSJ100…

Три авиаинцидента за несколько часов произошли в мире с пассажирскими самолётами. Один – привёл к катастрофе B73729.12.2024г. Три авиаинцидента за несколько часов произошли в мире с пассажирскими самолётами. Один – привёл к катастрофе B737…

Росавиация отметила улучшение ситуации с безопасностью авиаперевозок в 2024 году24.12.2024г. Росавиация отметила улучшение ситуации с безопасностью авиаперевозок в 2024 году…