5 мая 2019 года самолёт Sukhoi Superjet 100 RA-89098 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс SU-1492 из Шереметьево в Мурманск. Через шесть минут после взлёта он попал в грозу, что привело к отключению автопилота и переходу системы дистанционного управления в ручной режим. Экипаж принял решение вернуться в аэропорт вылета, но при посадке произошло разрушение шасси, кессона крыла, разлив топлива и пожар. В результате катастрофы погиб 41 человек, многие получили травмы. Комиссия
Межгосударственного авиакомитета (МАК) завершила расследование, окончательный отчёт (pdf, 16,6 Мб) опубликован на сайте МАК.
Как отмечается в сообщении МАК, в ходе расследования Комиссией изучены все известные обстоятельства авиационного происшествия, совместно с государствами, принимавшими участие в расследовании (Германия, США, Франция), проведен и проанализирован большой объем дополнительных исследований. В целях оперативного принятия корректирующих мероприятий по повышению безопасности полетов, все выявляемые в ходе расследования факторы опасности оперативно доводились Комиссией до заинтересованных организаций, в том числе Росавиации, разработчиков, изготовителей и эксплуатантов воздушных судов. МАК напоминает, что единственной целью расследования авиационного происшествия является предотвращение авиационных происшествий в будущем. Установление доли чьей-либо вины или ответственности не относится компетенции Комиссии и не является целью расследования. Согласно Приложению 13, определение причин и способствующих факторов авиационного происшествия «не предполагает возложения вины или установления административной, гражданской или уголовной ответственности». По результатам работы Комиссией определены причины и способствующие факторы авиационного происшествия, разработаны рекомендации по безопасности полетов...
Согласно заключению комиссии, причиной катастрофы стали неправильные действия командира воздушного судна во время посадки. Он резко и хаотично перемещал ручку управления по тангажу, что привело к трём жёстким ударам о бетон ВПП и разрушению ключевых элементов конструкции, разгерметизации топливных баков, утечке топлива и пожару.
Шасси для Superjet 100, разработанные французской компанией Safran Landing Systems, имеют “слабые звенья” – предохранительные штифты, разрушающиеся при критических нагрузках.
Вертикальная перегрузка при посадке в пределах 1,94-2,25g считается грубым, свыше 2,25g – очень грубым. При первом касании вертикальная скорость снижения составила 3,2 м/с, энергия удара превысила эксплуатационные нормы, но не достигла расчётных значений, поэтому повреждения конструкции не произошло.
Однако при втором касании перегрузка достигла 5,85g, а вертикальная скорость снижения – 4,2 м/с. Энергия удара превысила нормы для скорости 3,74 м/с на 190%, нагрузка на основные стойки шасси достигла 1111 кН (113,3 тонны). Предохранительные штифты узла крепления основных опор шасси к заднему лонжерону крыла разрушаются при нагрузке свыше 981 кН (100 тонн), поэтому штифты срезали.
Третье касание произошло с перегрузкой 5,0 g и вертикальной скоростью 6,1 м/с. Разрушение “слабых звеньев” при втором касании привело к разрушению кессона крыла и утечке топлива, которое воспламенилось от трения и искр или контакта с горячими элементами конструкции, что привело к пожару в пассажирском салоне. Большинство людей погибло в результате пожара.
МАК рекомендует авиакомпаниям усилить подготовку экипажей к нештатным ситуациям, включая действия при отказе автоматики, сдвиге ветра и других критических сценариях. Тренажёры должны включать не только стандартные процедуры, но и сложные условия, приближённые к реальным.
Производитель самолёта SSJ100, ПАО «Яковлев», должен пересмотреть и доработать конструкцию шасси и топливной системы, усилить защиту баков от повреждений и модернизировать систему отключения двигателей при пожаре. Также необходимо доработать алгоритмы системы управления для минимизации рисков при переходе в ручной режим.
По теме предварительного расследования авиакатастрофы: наличие фото разрушение стенки лонжерона в месте крепления гидравлического цилиндра выпуска и уборки правой стойки шасси(это не допустимо при любой перегрузке)!… Разработчику самолета RRJ-95: 5.2.36. Совместно с сертифицирующими организациями рассмотреть целесообразность внесения изменений в конструкцию шасси и/или введения эквивалентных мер для снижения риска возникновения течи топлива при разрушении основных опор шасси. При проведении оценки использовать международную практику в части критериев «достаточности» разлива топлива для возникновения опасности пожара. По результатам оценки принять решение о доработке вновь выпускаемых экземпляров и/или экземпляров, находящихся в эксплуатации (рекомендация дается повторно).
В ОАК отметили, что комиссия МАК не выявила у самолёта SSJ100 конструктивных недостатков, препятствующих его дальнейшей эксплуатации. «Яковлев» предоставил комиссии все необходимые материалы о разработке, сертификационных испытаниях и эксплуатации самолёта.
«Разработчик принял к исполнению рекомендации комиссии МАК, направленные на безопасную и регулярную эксплуатацию самолётов SSJ100», – говорится в сообщении пресс-службы ОАК.
По теме:
14.03.2025г.Пассажиры American Airlines эвакуировались через крыло самолёта после возгорания двигателя…
21.01.2025г. ПАО «Яковлев» определило меры по предотвращению инцидентов с датчиками угла атаки SSJ100…
29.12.2024г. Три авиаинцидента за несколько часов произошли в мире с пассажирскими самолётами. Один – привёл к катастрофе B737…
24.12.2024г. Росавиация отметила улучшение ситуации с безопасностью авиаперевозок в 2024 году…