23 апреля 2025 года в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полёт третий опытный образец импортозамещённого самолёта «Суперджет 100» (з/н 97003, б/н 97023) в рамках программы SSJ New, начатой в 2019 году.
Александр Долотовский, директор программы «Суперджет», сообщил, что все системы и компоненты самолёта, включая остекление кабины и иллюминаторы, полностью отечественные. Интерьер также выполнен из российских материалов, от пластиковых деталей до кресел.
За последние полтора года выполнен большой объём работ по наземным испытаниям как на опытном образце, так и на самолёте 97001, который приступил к программе сертификационных испытаний в 2023 году. Особое внимание уделялось силовой установке ПД-8. Совместно с «ОДК-Сатурн» в сжатые сроки проведены масштабные испытания на земле и в небе на летающей лаборатории.
Особо директор программы «Суперджет» отметил сроки – менее шести лет – в которые уложились разработчики. «Глубокая модернизация воздушного судна, затрагивающая все его системы, не только основные, равноценна по своему объёму полноценной разработке воздушного судна. А полноценная разработка воздушного судна при самом лучшем стечении обстоятельств, занимает, по статистике последних 30-40 лет в среднем от 8 до 12 лет», – сказал Александр Долотовский.
Он привёл в пример Bombardier CSeries – самолёт, близкий по размерности к «Суперджету». Уровень технической новизны у него сопоставим с «Суперджетом». Однако первая серийная поставка «Бомбардье» состоялась только в 2016 году, в то время как первый «Суперджет» был поставлен в 2011 году. Эскизный проект «Суперджета» был защищён в 2004 году. Таким образом, разработка первой машины заняла примерно 6–7 лет, а сейчас сроки значительно сократились, и машина уже в воздухе, хотя прошло менее 6 лет, – подчеркнул он.
SJ-100 сохранил функциональность и возможности своего предшественника – SSJ100, но получил ряд улучшений. В базовую конфигурацию вошли законцовки крыла и увеличенная створка шасси, улучшающие аэродинамические характеристики. Кроме того, внедрена кабина с широкоугольными дисплеями, обеспечивающими лучшее информационное поле.
В SJ-100 нет ни одного компонента, который использовался в предыдущих версиях самолёта. Это полностью новый самолёт, подчеркнул Александр Долотовский. «В самолёте импортозамещённая система электроснабжения, система управления полётом, системы индикации, сигнализации, радиосвязи, радионавигации. Замещены инерциальные системы, система измерения воздушно-скоростных параметров, шасси, тормоза колес шасси, маршевая силовая установка, вспомогательная силовая установка, топливная система, кислородная система экипажа, пассажирская кислородная система», – перечислил он.
Ранее сообщалось, что замене на отечественные аналоги подверглись 38 систем и компонентов нового самолёта, ничего импортного в нём не осталось.
SJ-100 это результат труда не только компании «Яковлев», но и более чем 60 предприятий первого уровня кооперации и десятков тысяч специалистов по всей стране. Благодаря их усилиям удалось решить задачи, которые ранее казались невыполнимыми, подчеркнул замгендиректора «Яковлева».
В настоящее время SJ-100 находится на завершающем этапе сертификационных испытаний. Их планируют завершить в до конца этого года, чтобы уже в 2026 году начать поставки самолётов заказчикам.
По теме:
- SSJ-New – «Суперджет» импортозамещённый
- SJ-100 – «Суперджет» импортозамещённый. Часть 2
- SSJ-New – «Суперджет» импортозамещённый. Часть 1