Ближне-среднемагистральный МС-21 – дайджест за апрель-2023

Самым обсуждаемым событием в апреле 2023 года по самолёту МС-21 стала новость о перелёте борта 73056, а также самолёта SSJ100 б/н 97005 в Ульяновск на перекраску в рамках подготовки этих машин к демонстрационным полётам на авиасалоне МАКС-2023, где Объединённая авиастроительная корпорация представит новую ливрею для своих гражданских лайнеров.



Корпорация последовательно идёт к единому фирменному стилю для всех своих предприятий и организаций, и смена окраски самолётов связана именно с необходимостью привести к единообразию ливреи всех опытных образцов гражданских самолётов, которые в ближайшие годы составят основу парка российских авиакомпаний.

В одном из своих репортажей из цеха окраски предприятия «Спектр-Авиа» ОАК показала фото, где на самолёт МС-21 наносится индекс «-310». На профильных форумах и в комментариях в соцсетях сразу же обратили внимание на несоответствие индекса параметрам самолёта. Дотошные пользователи возмутились: «С каких это пор самолёт с Праттами стал МС-21-310. Это неправильно! Обман, непорядок!» Объяснение такому шагу ОАК очень простое.

В версии МС-21-300 всего было построено пять самолётов: 73051, 73053, 73054, 73056 и 73361. Первый опытный самолёт 73051 был ремоторизован под двигатели ПД-14. Самолёт, который должен был стать первым серийным – борт 73361 к апрелю следующего года будет полностью «русифицирован» в версию МС-21-310РУС. И таким образом, кроме трёх оставшихся самолётов с двигателями PW1400G больше ни одного никогда не будет – это уже история. А впереди сертификационные испытания, запуск серийного производства и начало коммерческой эксплуатации самолёта МС-21-310. Исходя из этого, индекс «-300» на обновлённой ливрее смотрелся бы нелогично, нелепо – зачем продвигать изделие, которого не существует?

МС-21 и SSJ-100 покрашены в новую ливрею ОАК

Источник «Авиации России» в гражданской авиаотрасли подтвердил нам, что в сложившейся ситуации такой шаг – это маркетинговое решение.

«Добрый день! 310 нанесли исходя из той логики, что самолёт МС-21-300 производиться серийно больше не будет, и про него можно забыть. Ливрея маркетинговая, направленная на продвижение русифицированного самолёта, и этот опытный образец в том числе, поможет нам выйти на серию самолёта МС-21-310РУС», – пояснил источник в ответ на просьбу подтвердить или опровергнуть предположения редакции сайта.

Серийные поставки МС-21 с двигателями ПД-14 должны начаться в следующем году. Предполагается, что первому заказчику будут переданы шесть лайнеров. Также в 2024 году планируется передать корпорации «Иркут» 14 двигателей ПД-14, серийное производство которых наращивается на предприятии «ОДК-Пермские моторы».

В начале апреля СМИ сообщили о «начале серийного производства ПД-14», но такая формулировка не соответствует действительности. Ещё в феврале 2021 года пермское предприятие получило сертификат соответствия, который позволяет начать серийное производство ПД-14. «Полученный сертификат даёт возможность приступить к серийному производству этих двигателей. В 2021 году планируется произвести несколько новых ПД-14, которые будут использованы для резерва при лётных испытаниях нового самолёта МС-21-310», – говорил тогда индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков.

Статус программы семейства авиационных двигателей ПД-14

В декабре того же года на выездном правительственном совещании в Перми гендиректор Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов отметил необходимость господдержки при выводе двигателя на рынок. По его словам, в рамках этапа ОКР было обеспечено создание малосерийного производства в объёме до 10 двигателей в год. Наращивание объёмов выпуска ПД-14 требует определить источники финансирования для выхода производства на мощность 50 двигателей в год и организации стартовой системы послепродажного обслуживания.

В ноябре 2022 года правительство РФ одобрило выделение 44 млрд рублей на программу субсидирования расширения производства двигателей ПД-14, ПС-90А, ПД-8 и ТВ7-117СТ-01. В течение двух лет ОДК необходимо обеспечить выпуск около полусотни двигателей ПД-8, а также двадцати ПС-90А и четырнадцати ПД-14.

Помимо отечественных двигателей идёт серийное производство крыла и центроплана из российских композиционных материалов на ульяновском предприятии «АэроКомпозит». В этом году планируется выпустить четыре самолётокомплекта, в 2024-м их количество вырастет до шести.

«На предприятии в Ульяновскевсё делается из российских материалов, ничего импортного практически не осталось: композитные материалы российские, вспомогательные материалы российские, краски российские, герметики российские. Здесь уже полностью весь процесс импортозамещён», –сообщилпервый заместитель генерального директора корпорации «Иркут», гендиректор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский во время посещения предприятия главы региона Алексея Русских.

Ульяновский авиационный завод “Авиастар-СП”

«Сейчас на заводе ведётся серийное производство, мы вносим небольшие изменения в конструкцию композитного крыла, так как в процессе импортозамещения у нас меняются некоторые компоненты. Но это не глобальные изменения, и “АэроКомпозит” находится в графиках и планах, которые задала корпорация “Иркут”», – пояснил руководитель предприятия.

Желание ведущих СМИ подогреть общество яркими заголовками по устаревшему новостному поводу ничего кроме разочарования и удивления не вызывает. Это относится к массовым сообщениям 6 и 12 апреля о начале серийного производства ПД-14 и «чёрного» крыла МС-21. Такие «новости» ущемляют отечественный авиапром и двигателестроение, «доброжелатели» и «негордые» вполне резонно могут задать вопрос: «А чем же вы занимались всё это время?» И формально будут правы.

Хорошей новостью стало сообщение главы Ростеха Сергея Чемезовао стоимости МС-21 для российских авиакомпаний. Он заявил, что стоимость новых МС-21 для «Аэрофлота» и других перевозчиков будет значительно ниже рыночной.

МС-21 обойдется в разы дешевле западных конкурентов

По его словам, это осознанный шаг государства, чтобы снизить нагрузку на авиакомпании и на доступность авиабилетов, в стоимость которых входит лизинговый платёж. При этом государство поможет авиапрому частично компенсировать стоимость самолётов, подчеркнул Чемезов. «Аналогичные подходы работают во многих странах, в той же Европе или Китае, где власти осознанно субсидируют стоимость авиатехники для перевозчиков, чтобы поддержать конкурентоспособный уровень цен», – заявил глава Ростеха.

В госструктурах сообщили, что стоимость МС-21 составит порядка 3 млрд рублей для российских авиакомпаний, аналогичный Boeing стоит 5-6 млрд рублей.

В Крыму на заводе «Фиолент» в рамках импортозамещения идёт производство трансформаторов для региональных самолётов SSJ-New и авиационных электрических машин (генераторы, двигатели, трансформаторы) для МС-21, сообщил 25 апреля глава республики Сергей Аксёнов.

По его словам, у завода в четыре раза вырос объём заказов, в том числе гособоронзаказа. Предприятие загружено и набирает дополнительный персонал. Завод получил 40 млн рублей субсидии из республиканского бюджета и ещё 70 млн рублей должно поступить от Минпромторга РФ на обновление станочного парка.

В апреле самолёты МС-21 совокупно выполнили 16 полётов общей продолжительностью чуть более 47 часов.

После длительного перерыва, связанного с использованием в наземных сертификационных испытаниях, в небо поднялся борт 73056, на котором выполнялся облёт перед перелётом в Ульяновск на перекрашивание.

Борт 73053 выполнял полёты по программе заводских испытаний на проверку обновления программного обеспечения, устранения замечаний, полученных во время сертификационных полётов.

Также в небо поднимался борт 73055 для уточнения характеристик двигателей ПД-14, которые были установлены на самолёт взамен отработавших два года.

По теме:

Ближне-среднемагистральный МС-21 – дайджест за март-2023

МС-21 – дайджест за февраль-202302.03.2023г.МС-21 – дайджест за февраль-2023…

МС-21 – дайджест за январь-202302.02.2023г.МС-21 – дайджест за январь-2023…