Новый двигатель для крупнейшего в мире вертолёта Ми-26

Генеральный конструктор Объединенной двигателестроительной корпорации Юрий Шмотин сообщил о готовности корпорации создать новый двигатель для самого грузоподъёмного в мире вертолёта Ми-26.

По его словам, силовая установка может быть разработана на базе газогенератора новейшего двухконтурного турбовентиляторного двигателя ПД-8, который будет устанавливаться на самолёты SSJ New и Бе-200. По мнению экспертов, создание нового агрегата позволит эксплуатировать эти уникальные транспортные машины ещё несколько десятилетий.



Российские специалисты планируют разработать новый мотор для самого грузоподъёмного в мире вертолёта Ми-26. Об этом сообщил генеральный конструктор Объединённой двигателестроительной корпорации Юрий Шмотин во время Международного форума двигателестроения (МФД-2022).

«Газогенератор двигателя ПД-8 может быть использован как газогенератор для двигателя нового поколения вертолёта Ми-26», — сказал Шмотин.

C советских времён Ми-26 оснащается двигателем Д-136, созданным и выпускавшимся на Украине. Этот мотор стал самым мощным турбовальным двигателем в мире. За его создание генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс» (сейчас — «Ивченко-Прогресс») Фёдор Муравченко был удостоен Государственной премии СССР.

Взлётная мощность Д-136 составляет 10 тыс. л. с., а на чрезвычайном режиме может достигать 11,4 тыс. л. с. Без топлива мотор весит чуть более тонны.

Как отметил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, в значительной степени именно колоссальная мощь Д-136 позволяет Ми-26 перевозить грузы массой до 20 т, развивать высокую крейсерскую скорость и обеспечивать значительную дальность полёта.

Вертолёт Ми-26 транспортирует Ту-134 © rhc.aero

«Прогресс не стоит на месте. Авиационные двигатели необходимо постоянно совершенствовать, а если такой возможности нет, то нужно создавать новый мотор.», — заявил Гусаров.

Неприхотливость и исправность

Как подчеркнул исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, наиболее оптимальной базой для создания двигателя Ми-26 действительно является газогенератор ПД-8.

«Значительный объём технологий, которые действительно дадут преимущество вертолётному двигателю на базе газогенератора двухконтурного турбовентиляторного мотора ПД-8, уже разработан. Сам двигатель проходит наземные стендовые испытания, подтверждаются заложенные конструктивные решения и расчётные параметры», — рассказал Пантелеев.

Двигатель ПД-8 создаётся с применением новейших российских материалов и прогрессивных технологий, в том числе 3D-печати. В проекте задействована широкая кооперация предприятий Объединённой двигателестроительной корпорации, активно применяется опыт создания двигателя ПД-14.

«Двигатель ПД-8 по надёжности, безопасности эксплуатации, а также показателям ремонтопригодности не будет уступать двигателям, которые появятся в мире в ближайшее десятилетие», — сообщил Юрий Шмотин.

По теме: Планы создания перспективного вертолетного турбовального двигателя ПД-8В

По его словам, программа ПД-8 предполагает создание целого семейства современных газотурбинных двигателей «с возможностью развития по удельному расходу топлива, снижению стоимости жизненного цикла».

Газогенератор состоит из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления, которая «приводит силовую установку в движение».

Собрано три опытных образца двигателя ПД-8, которые сейчас участвуют в испытаниях. До конца этого года и на 2013 запланированы сертификационные и инженерные испытания.

«Главные требования к двигателю для Ми-26 — это надёжность и безопасность работы при экстремальных температурах, на высокогорье, в Арктике, на площадках в запылённой местности», — пояснил Пантелеев.

«Не имеющий аналогов»

«Ми-26 — не имеющий аналогов в мире вертолёт, способный выполнять огромное количество уникальных операций. Как и в советские годы, эта машина остаётся востребованным транспортом для российской армии и гражданских отраслей, особенно в отдалённых и труднодоступных регионах», — говорит Пантелеев.

Ми-26 может транспортировать технику и самые разнообразные грузы в труднодоступные районы, а на внешней подвеске — перевозить даже авиатехнику, в том числе тяжёлую.

Вертолёт сверхтяжёлого класса Ми-26 © heli.utair.ru

Например, широкую известность получил эпизод 2009 года, когда в Афганистане российский гигант эвакуировал американский вертолёт Boeing CH-47 Chinook.

В военной модификации вертолёт способен вместить 82 десантника с вооружением или 60 раненых военнослужащих.

Чрезвычайно широк функционал Ми-26 для гражданских нужд. В частности, машина используется при перевозках крупногабаритных грузов. На сайте одного из эксплуатантов — авиакомпании «ЮТэйр» — говорится, что каждый вертолёт оборудован тельферами – подвесными устройствами с электрическим приводом – грузоподъёмностью до 5 т и двумя грузовыми лебёдками.

Ми-26 может применяться при ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий. Известно, что вертолёт использовался в операции по установке купола весом 15 т на повреждённый энергоблок Чернобыльской АЭС.

Ми-26 занят в транспортировке буровых бригад © rhc.aero
Ми-26 занят в транспортировке буровых бригад © rhc.aero

Ещё одна специализация Ми-26 — тушение лесных пожаров, в том числе в этом году в Рязанской области. Ранее вертолёт успешно боролся с пожарами во Франции, Германии, Австрии, Италии, Болгарии, Сербии, Черногории и на Кипре.

Ми-26, оснащённый новым двигателем, надолго останется визитной карточкой отечественной тяжёлой авиации.

«Без Ми-26 сложно представить российскую армию и отрасль грузовых перевозок. Безусловно, этой машине требуется новый двигатель, который будет производиться исключительно в РФ с использованием российских комплектующих. Сейчас, насколько я понимаю, появились ресурсы для создания мотора для этой уникальной машины», — подытожил Гусаров.

По теме: