Положение дел со строительством Ил-112В и его перспективы

Руководство ВАСО наконец продемонстрировало третий и четвертый образцы транспортного самолета Ил-112В, которые начали строить еще в 2019 году и которые должны были быть поставлены в этом году.



Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ПАО ВАСО), которое когда-то серийно собирало Ан-148, показало состояние строительства двух новых самолетов (заводские номера 003 и 004, серийные номера 01-03 и 01-04) Ил-112В.    Как можно увидеть на фотографиях, выложенных в Instagram предприятия 1 октября 2021 года, сейчас на стапеле конечной сборки только начали собирать элементы будущего фюзеляжа.

Носовая часть одного из Ил-112В в цехе ВАСО состоянию на 1 октября 2021 года / Фото: ВАСО

На ВАСО продолжается сборка двух опытных самолетов Ил-112В. На фото – работы по сборке отсека Ф-1. По словам начальника участка Виктора Толстых, группа рабочих под руководством мастера участка Алексея Михайлишина работает ритмично, без простоев”, – отметили в заметке к фотографиям.

Носовая часть одного из Ил-112В в цехе ВАСО состоянию на 1 октября 2021 года / Фото: ВАСО

О начале строительства третьего и четвертого Ил-112В сообщил бывший руководитель ПАО “Ил” Юрий Грудинин в кулуарах авиасалона в Ле Бурже в июне 2019 года.

Носовая часть одного из Ил-112В в цехе ВАСО состоянию на 1 октября 2021 года / Фото: ВАСО

“Абсолютно нормально. Программа сверстана. Мы сейчас запустили две машины, начали производство тройки, четверки. Все нормально”, – заявил генеральный директор компании Юрий Грудинин, отвечая на вопрос, как продвигаются испытания Ил-112.

В конце 2019 года он рассказал о планах по строительству более подробно:

“В производство заложены третья и четвертая опытные машины. На сегодня их изготовление находится на этапах заготовительно-штамповочного и механического производства, изготавливаются детали агрегатов. В рамках программы реализованы необходимые меры по доработке конструкторской документации и снижению веса конструкции”, – сообщал бывший глава ПАО “Ил”.


“Работа кипит” – что делали до этого в течение трех лет непонятно/Фото: ВАСО

Юрий Грудинин также добавил, что производство опытных машин (01-03 и 01-04) планируется завершить до конца 2021 года. В 2022 году самолеты присоединятся к программе летных испытаний. При этом, на тот же год, по его словам, был запланирован и запуск серийного производства Ил-112В.   В мае текущего года  Владимир Путин озвучил следующую информацию: “Завершаются государственные испытания легкого “транспортника” Ил-112В, в текущем году запланирована поставка двух таких самолетов”.

Первый(для лётных испытаний) и второй (для наземных испытаний в ЦАГИ)) Ил-112В в цехе ВАСО в 2017 году.

По теме: 15 августа 2019 года. В ЦАГИ завершилась сборка опытного образца самолета Ил-112В

Справочно >> Второй Ил-112в В ЦАГИ на статических испытаниях:

В настоящий момент идет отладка самолетной системы уборки-выпуска шасси, механизации фюзеляжа и др. После этого пройдут жесткостные испытания летательного аппарата в целях уточнения характеристик аэроупругости, используемых при расчетах в математических и экспериментальных моделях. Далее начнется монтаж систем испытательного стенда, с помощью которого к конструкции будут прикладываться нагрузки, действующие на самолет на всех режимах полета. Следующий этап — проверка системы управления с моделированием прикладываемых летчиком нагрузок к штурвалу и педалям. Далее прочнисты приступят к ресурсным испытаниям планера летательного аппарата в объеме 5 тысяч лабораторных полетов, по окончании которых Ил-112В ожидает большой объем статических исследований на расчетные случаи нагружения, необходимые для обеспечения общей прочности самолета.

Ил-112В — первый военно-транспортный самолет, разработка которого полностью прошла в постсоветский период. Сегодня в нем есть большая потребность, он крайне необходим для пополнения парка военно-транспортной авиации России новыми самолетами. Самолет сконструирован ПАО «Ил» — головным предприятием Дивизиона транспортной авиации ОАК. При проектировании использовались российские узлы и агрегаты, был применен ряд новейших технологий в авиастроении. Ил-112В предназначен для транспортировки и воздушного десантирования легких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава, а также разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации самолета. Ил-112В сможет заходить на посадку на аэродромы, соответствующие II категории ИКАО, в автоматическом режиме. Предусмотрен ручной заход на слабо оборудованные и необорудованные в радиотехническом отношении аэродромы, включая взлетно-посадочные полосы с грунтовым покрытием.

Российские эксперты и обозреватели, после этих слов предположили, что речь идет о поставках именно доработанных 01-03 и 01-04. Поскольку первый и второй борта были исследовательскими (один для наземных, а другой для летных испытаний).К сожалению, оптимистические прогнозы оказались очень далекими от реальности.

По теме: Второй испытательный полёт нового военно-транспортного самолёта Ил-112 В

Справочно >> Двигатели ТВ7-117СТ штатно отработали во время испытательного полета Ил-112В.

«Специалисты ОДК сделали большую работу с данной силовой установкой. Техника прошла ресурсные стендовые и специальные испытания, наработав 700 часов. Были успешно завершены четыре этапа летных испытаний в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Проведены работы по наземным и цеховым отработкам в составе самого самолета, в том числе проверки внедренных мероприятий и скоростные пробежки. На данный момент мы завершаем первую часть испытаний для подтверждения межремонтного ресурса двигателей в 600 часов для типовой конструкции. Всего предприятием были изготовлены семь стендовых двигателей и три пары двигателей для испытаний в составе самолета», – комментирует генеральный конструктор АО «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев.

ТВ7-117СТ создан для нового военно-транспортного самолета Ил-112В с применением современных конструктивных решений. Мощность двигателя на максимальном взлетном режиме составляет 3100 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л.с. При этом удельный расход топлива у двигателя на уровне лучших мировых аналогов, что делает его привлекательным с экономической точки зрения.

Опытный образец Ил-112В 17 августа 2021 года года потерпел катастрофу, выполнив девять полетов по программе предварительных испытаний.

Один из последних полетов опытного образца Ил-112В (бн 41400 / 01) перед катастрофой. Август 2020 года.

Эксперты Минпромторга и МАК о причинах катастрофы Ил-112В

В свою очередь, фюзеляжи третьей и четвертой машин только начали собирать на стапеле конечной сборки. Что на ВАСО делали три года?, после анонсированного в 2019 году начала строительства этих машин, пока неизвестно.

Фюзеляж первого опытного образца Ил-112В (0001) в цехе ВАСО. Декабрь 2016 года

В заключение

По откорректированной после катастрофы программе, самолеты Ил-112В 01-03 и 01-04 будут построены летом следующего года, после чего начнут летные испытания. Планы по запуску серийного производства перенесены уже на 2025 год.

По теме: 

“АН” № 16_2021. Пиши пропало “Ильюшинское детище”