Как уничтожали Саратовский авиационный завод

 

История создания и развития авиазавода

Прикрылся ширмочкой и частный капитал, уничтоживший до основания крупнейшее авиастроительное предприятие России под носом у государственных чиновников…

в 1929 году было принято решение о создании в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин. На базе этого производства и был впоследствии создан авиазавод. Официально годом рождения Саратовского завода комбайнов, а затем Саратовского авиационного завода считается 1931-й. За 6 лет коллектив предприятия выпустил более 39 тыс. комбайнов, а в 1937-м был переориентирован на производство авиационной техники.

Во время экскурсии в 2007-м нам довелось увидеть в музее САЗа макеты крылатых машин. Так, первым был скоростной разведчик Р-10, он взлетел с аэродрома завода в 1938 году, вторым в 1939-м поднялся в небо истребитель И-28. В июне 1940 заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором А. С. Яковлевым истребителя Як-1. В октябре 1940 первые три самолёта Як поднялись в воздух, а в войну именно истребители стали основной продукцией завода. Их выпускали даже под открытым небом, когда после немецкой бомбежки было разрушено 70% производственных площадей. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3, а после войны с конвейеров САЗа сошел первый учебно-тренировочный самолёт Як-11.

От авиазавода остался только памятник Штурмовику Ил-2… Да предприятия советского авиапрома, сохранённые Корпорацией Ростех...

В 1949-м завод испытал первый реактивный истребитель конструкции Ла-15, в 1952-м начал серийное производство вертолета Ми-4, в 1967 и 1978-м с перешел к выпуску своих фирменных самолетов Як-40 и Як-42. За период 1967-1981гг. было выпущено 1011 самолётов Як-40, а Як-42 и Як-42Д в период до 2003 года – 172. Отдельная страница в жизни предприятия – штурмовики корабельного базирования Як-38, которые, как доводилось читать, далеко превосходили аналогичную технику США, являясь самолётами вертикального взлёта и посадки. В период с 1974 по 1989 годы заводу удалось выпустить более 200 таких машин, некоторые качества которых, как доводилось слышать, не превзойдены и сегодня.

Отдельные источники даже утверждали, что именно желание конкурентов навсегда остановить выпуск столь совершенных самолетов стало причиной страшных испытаний, которые обрушились на завод с началом рыночной эры.
Но, думается, в реальности САЗ стал жертвой отнюдь не мировой закулисы, а «нашенских» мазуриков, лихо поставивших на крыло, но не самолеты, а все заводское добро. Такой большой был САЗ, что добра хватило на целых две волны эффективного менеджмента…PS…

Саратовский авиационный завод выпускал:
– легендарные истребители времён Великой Отечественной Як-1 и Як-3;
– первый реактивный истребитель конструктора Лавочкина Ла-15
– первый в СССР самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38
– один из самых безопасных гражданских самолётов Як – 42.
На предприятии создан многофункциональный безаэродромный летательный аппарат без крыльев «ЭКИП», известная всему миру «летающая тарелка».

Ангар Б-6 является самым крупным ангаром, где одновременно могли разместиться несколько самолётов. Входил в состав цеха № 71 летно-испытательной станции.
Фото: Пресс-служба ОАО “Авиакор – авиационный завод”. Когда-то завод процветал и был “лаковым кусочком” для нечистоплотных, алчных и ничего не понимающих в авиации бизнесменов…

В августе 2012 года ЗАО “САЗ” был вычеркнут из реестра предприятий РФ

Сейчас идут суды касательно аэродрома и самого авиационного завода, однако какое это все имеет значение если возвращать уже нечего.
Отдельно стоит заметить что все это разорение шло более 10-ти лет у всех на глазах, однако опомнились только сейчас..
Печально это все…

Как огромный авиазавод отдали под коммерческую застройку. Канул в небытие

В этой статье мы хотим вам наглядно показать, как территории важнейших оборонных предприятий превращались в коммерческую ерунду.
На первом снимке со спутника представлен Саратовский авиазавод. Так он выглядел в 2004 году. Здесь завод полностью цел и производит самолёты. В те годы он, в основном, выпускал всем известные ЯК-42. Предприятие, как и многие другие, тяжело перенесло 90-ые, но всё же смогло остаться на плаву. В трудные годы завод занимался выпуском не только авиационной продукции, но и гражданской.
Но к сожалению многие заводы стали закрываться уже после 90-ых, попадая нечестным способом в недобросовестные руки. Смотрите, что в итоге из этого вышло…
Далее видим снимок 2009-го года, сделанный спустя пять лет. С виду никаких изменений, но на деле это не так. Самый длинный цех слева (Сборка и Гальваника) продан в 2006 и больше не является частью авиазавода, теперь он огорожен от основной территории. К сожалению, это ещё не всё. На снимке хорошо видна вертикальная линия – широкая дорога в центре завода. Так вот всё, что находится слева, также продано под застройку коммерческого объекта.
Половина завода считай уже нет, но он пока не закрылся. Планируется сделать завод более компактным и перенести всё производство в восточную часть…PS…
Проходит ещё один год и половина завода как и не было. Зачистка этой территории производилась с невероятно большой скоростью. Всего полгода ушло на то, что бы превратить промышленные земли в пустырь…PS…
Далее снимок 2011 года. Новый “Компактный завод” не может завершить ни один самолёт. Проще говоря, ничего не выпускает. По снимку изменений не так много, в отличие от 2010-го года. Но всё же, если обратить внимание на северную часть завода, то видно как она тоже зачищается, территория также была продана…PS…

Наступает 2012 год. Это официальная дата смерти Саратовского Авиазавода. Завод просуществовал 81-год, с 1931 г. 
Летом 2012-го было принято решение о полном закрытии этого предприятия и полном списании с баланса всех реестров различных структур. Ну а в северной части уже видно несколько новостроек. Примерно два года завод стоял в замороженном состоянии и без особых изменений внешне. Но на самом заводе изменения всё же происходили. Самый восточный, изогнутый сборочный цех, в котором стояли два почти завершенных ЯК-42, был продан, а самолёты распилены. Уже в 2014-ом открывается новый торговый центр в том самом цеху слева, а остатки западной части завода начинают разрушать.
Торговый центр, построенный на территории бывшего САЗа. Фото: Яндекс

Ниже представленный снимок сделан в 2015-ом году(надо полагать украинские санкции закрепили уверенность в дальнейшем разрушении завода и сокращение рабочих мест, увольнение профессионалов авиации и никто не возбухает…) на снимке отлично видно расползание новостроек с севера и уничтожение оставшихся цехов…PS…
На календаре 2017 год. На свежей очищенной территории уже появляются котлованы для фундаментов новых жилых домов…PS...

Сравните было 2004г. и стало 2017г.

К сожалению снимка 2018-года пока нет, но мы и так расскажем вам, что на сегодняшний день там происходит (2019).
СМИ пишут о возобновлении уголовных дел в связи с незаконным уничтожением завода. Непонятно, насколько это правдивая информация, но вряд ли завод уже вернуть.

В итоге:

  • Торговый центр процветает,
  • В восточном сборочном цеху открыто другое предприятие, но половина здания так и пустует в ожидании арендатора.
  • Новостройки растут как грибы.
  • Пустырь, появившийся в 2009-ом году, так и не трогают. Видимо очень там дела грязно делались, раз за 10 лет никто ничего и не построил.
  • Одно заводоуправление отдано коммерческой организации, а другое снесено. Все убежища вырезаны и зачищены.
  • А единственный лучик света во всей этой истории, это завод “Сокол”, который расположился в цеху на юге пустыря. Там и по сей день делаются некоторые комплектующие к самолётам на том самом оборудовании, которое удалось спасти, и работают те же работники Авиазавода. Ну об этом в следующем блоге… 

Желаем этому “предприятию” продолжать своё дело и превратиться со временем в такого же гиганта, каким был САЗ, но без государственной поддержки… не обойтись… , а руководителям авиапрома и государства следует извлечь уроки… и кто же ответит за такое злодеяние “разрухи и грабёжа”, надругательством памяти предков крупнейшего авиазавода???

Есть предложение: восстановить авиазавод за счёт средств личностей(чиновников) допустивших разруху и грабёж, обогатившихся за этот период…

 

Состояние САЗ и аэродрома Саратов-Южный(ВПП) на спутниковой карте онлайн 26.02.2019г.

Для справки:

  • “Авиакор” — одно из крупнейших российских авиастроительных предприятий, входит в корпорацию «Русские машины», объединяющую машиностроительные активы группы «Базовый элемент».
  • Текущая деятельность завода включает в себя капитальный ремонт Ту-154, техобслуживание Ту-154, Ту-95МС, Ан-140, Ан-74, поставку компонентов для различного типа самолетов.

По теме:

Предприятия самолётостроения ПАО “Туполев”

Подробнее: Судьба САЗа: кипрские следы…

Из комментарий очевидцев:

Последнее стихотворение посвященное САЗ было написано на листовках, появившихся на столбах в микрорайоне САЗ и около завода у “главной конторы”, когда начали ломать центральную проходную, сломали монумент павшим, начали копать котлован под ИКЕА, как мы называли “нашу могилу” .

Стихи были такие:

  • Фашисты САЗ бомбили, не сломили,
  • Но вот настал тяжелый год,
  • Пришли “спасители”, продали, развалили,
  • Прости, прощай наш АВИАЗАВОД.
  • В мозгу “спасителей” одно – нажива,
  • Им наплевать на память, на завод,
  • Сломали монумент и роют здесь могилу,
  • Так прокляни своих могильщиков ЗАВОД.

Нашли последний ЯК-42 на Саратовском авиационном заводе:

На днях на меня нахлынули воспоминания о 2011 году. Как-то гуляя по еще не совсем распроданному Саратовскому авиационному заводу в одном из цехов мы нашли последний недостроенный самолет Як-42.
На тот момент судьба САЗа уже была ясна, однако мы были уверены что внутри цеха нечего уже нет. Однако нас ждал небольшой сюрприз в виде недостроенного корпуса самолета ЯК-42. Как позже оказалось это был последний месяц существования данного самолета- потом его распилили на метал…

Монтажные работы по сборке фюзеляжа самолета Як-42, 1978 год. Фото: vk.com/saviaz

Вокруг самого самолета уже дано нет ни какого монтажного оборудования, и все говорит о том что самолет скоро тоже отсюда исчезнет…
Вот такая печальная история про последний Самолет Саратовского Авиационного Завода.

Как уничтожался аэродром Саратов-Южный

Судьба Саратовского испытательного аэродрома “Саратов-Южный”

Аэродром сооружен в 1938 году. В годы Великой отечественной войны аэродром имел две взлётно-посадочные полосы(ВПП) с твёрдым покрытием: длиной 760 и 570 м. Лётное поле имело размеры 1650х1220 м[1]. В тех же границах аэродром оставался и впоследствии. В конце 1950-х годов была построена новая ВПП длиной 1750 м.
Инструменты гугл карт дают нам уникальную возможность посмотреть как выглядел аэродром на протяжении многих лет. С 2004-по наше время…PS…

В 2009 году в связи с банкротством Саратовского авиазавода аэродром со зданиями и оборудованием был выведен с баланса ЗАО «САЗ». Аналогично история была и с Самарский филиал ПАО «Туполев» – конструкторское бюро. Это и стало отправной точкой быстрого уничтожения полноценного аэродрома…

Сердцем аэродрома “Саратов-Южный” принято считать ангар -“Б-6“, в котором происходили конечные стадии сборки самолетов, после чего они выезжали на ВПП и взлетали. Далее самолеты проходили испытания или улетали в пункт дальнейшей эксплуатации…

О былых временах нам напомнят немногочисленные фото времен СССР, 90-х и 2000-х.

  • 2008 г.– С аэродрома увозят почти готовый ЯК-42. Самолет изначально находился в ангаре Б-6, где происходила конечная стадия сборки и проверки самолетов.
  • В 2010 году эксплуатация аэродрома прекращена. Радиотехническое и светосигнальное оборудование демонтировано.
  • 2011 г.– примерно в это время уже стало понятно что у аэродрома сложная и печальная судьба.
  • Примерно в это время тут пытались переоборудовать ВПП под место для проведения автомобильных соревнований,
  • однако успехом это не увенчалось. Однако была выделена площадка под автошколу и экзамены ГИБДД.
  • Сам же ангар “Б-6” уже начал уходить в аренду, сначала кусками потом целиком.
  • Так же в 2013 году тут (в ангаре Б-6)прошел фестиваль HI-TECH BLACK FEST
  • 11 августа 2013 года на территории аэродрома открылся автокинотеатр «Зона-51»

На тот момент тут еще были какие то остатки от самолетов, вот например двигатель от ЯК-42…

2015г. – Как видно по карте тут уже нет бетонных плит на ВПП -их уже продали. А в верхнем правом углу видно как расчистили пятачок для строительство еще одного жилого комплекса…

2017г. -Застройка аэродрома уже началась. пока что аккуратно в сторонке от единственного уцелевшего ангара Б-6. Кроме того на территории аэродрома зачем-то построили большой храм недалеко от бывшего КПП на Томской...

Сейчас идут суды касательно аэродрома и самого авиационного завода, однако какое это все имеет значение если возвращать уже нечего.
Отдельно стоит заметить что все это разорение шло более 10-ти лет у всех на глазах, однако опомнились только сейчас..
Печально это все… “и самое странное,что не наказуемо”

По теме:

Сборка Як-40, январь 1976 год. Фото: vk.com/saviaz

Сборка Як-40, январь 1976 год. Фото: vk.com/saviaz

https://ilsvik.ru/?p=64879 

Авиационные заводы в СССР