Безопасность полётов коммерческой авиации и АОН в 2023 г.

В 2023 году в гражданской авиации государств-участников межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства произошло 26 авиационных происшествий, в том числе 15 катастроф с гибелью 31 человека.


 

  • В коммерческой авиации имели место 14 АП, в том числе 9 К, погибли 22 человека.
  • В авиации общего назначения произошло 12 АП, в том числе 6 К, погибли 9 человек.

По государственной принадлежности воздушных судов авиационные происшествия распределились следующим образом:

Авиационная безопасность на троих

1. В 2023 г. абсолютный показатель состояния безопасности полетов по всем видам авиационных работ (26 АП) значительно улучшился относительно показателя 2022 г. (39 АП) 17 и является лучшим показателем за период 2006–2023 гг. Из приведенных данных следует, что в 2023 г., по сравнению с 2022 г., в целом по парку воздушных судов количество авиационных происшествий уменьшилось в 1.5 раза. Однако снижения других показателей безопасности полетов не произошло: количество катастроф (по 15 – в 2023 г. и в 2022 г.), количество погибших в катастрофах людей (31 – в 2023 г., 28 – в 2022 г.). 

2. По предварительной оценке, в 2023 г. авиационные происшествия по всем видам
работ, обусловленные «человеческим фактором», составляют около 80%.

3. В 2023 г. относительный показатель состояния безопасности полетов по авиационным происшествиям в коммерческой гражданской авиации государств участников Соглашения по всем видам авиационных работ и перевозок лучший за пятилетний период 2019–2023 гг. Относительный показатель безопасности полетов
по катастрофам практически не меняется и находится в диапазоне показателей пятилетнего периода 2019–2023 гг.

4. С самолетами взлетной массой более 5700 кг в 2023 г. авиационных происшествий
не было. В 2022 г. имели место два авиационных происшествия без человеческих жертв: при выполнении регулярного пассажирского рейса и при выполнении грузовой перевозки. Относительные показатели безопасности полетов (авиационные происшествия, катастрофы) при всех видах перевозок в 2023 г. лучшие за пятилетний период 2019–2023 гг.

5. Абсолютные показатели безопасности полетов с легкими и сверхлегкими воздушными судами взлетной массой менее 5700 кг в 2023 г. по авиационным происшествиям и количеству погибших улучшились (7 АП, 5 погибших) против 2022 г. (9 АП, 7 погибших). Показатели по количеству катастроф остались на
прежнем уровне (3 К).

6. В 2023 г. относительный показатель безопасности полетов на легких и сверхлегких воздушных судах с взлетной массой менее 5700 кг по авиационным происшествиям лучший за период 2019–2023 гг., по катастрофам относительный показатель находится в диапазоне показателей пятилетнего периода 2019–2023 гг.

7. В 2023 г. на легких и сверхлегких воздушных судах с взлетной массой менее 5700 кг по одному авиационному происшествию произошло при выполнении регулярного пассажирского рейса, при выполнении учебно-тренировочного полета, по два авиационных происшествия – при выполнении лесоавиационных работ и при выполнении АХР. В одном АП цель полета уточняется. 

8. По предварительной оценке, пять авиационных происшествия связаны с «человеческим фактором», в двух авиационных происшествиях одним из факторов стал отказ/неисправность техники. В трех случаях авиационное происшествие явилось следствием столкновения с проводами ЛЭП.

9. На вертолетах абсолютные показатели безопасности полетов по авиационным происшествиям в 2023 г. (7 АП) улучшились против 2022 г. (10 АП). Снижения других показателей безопасности полетов не произошло: количество катастроф (6 –в 2023 г., 4 – в 2022 г.), количество погибших в катастрофах людей (17 человек –
в 2023 г., 6 человек – в 2022 г.).

10. В 2023 г. относительные показатели безопасности полетов на вертолетах по авиационным происшествиям и катастрофам находятся в диапазоне показателей пятилетнего периода 2019–2023 гг.

11. В 2023 г. три авиационных происшествия с вертолетами произошло при выполнении
транспортно-связных полетов, по одному авиационному происшествию – при проведении воздушных съемок, при облете магистрали нефтепровода, при оказании медицинской помощи и при лесоавиационных работах по тушению пожара.

12. По предварительной оценке, все авиационные происшествия с вертолетами связаны с ошибочными (неграмотными) действиями и нарушениями экипажа (пилота) при пилотировании ВС, в одном из авиационных происшествий ВС столкнулось с опорой ЛЭП.

13. Абсолютные показатели состояния безопасности полетов АОН в 2023 г. улучшились по всем показателям: 12 АП, 6 К и 9 погибших против: 18 АП, 8 К и 15 погибших в 2022 г. с устойчивой динамикой уменьшения за последние четыре года.
14. В связи с отсутствием в ряде государств данных по количеству вылетов и налету часов авиации общего назначения, уровень безопасности по абсолютным показателям невозможно оценить достоверно.

15. В 2023 г. доля авиационных происшествий с ВС АОН на фоне общего числа авиационных происшествий, как и ранее, составляет около 50%.

16. По предварительной оценке, 9 авиационных происшествий с ВС АОН связаны с «человеческим фактором». В трех авиационных происшествиях одним из факторов явился отказ/неисправность техники. В одном из авиационных происшествий КВС находился в состоянии алкогольного опьянения.

17. В 2023 г. продолжились случаи эксплуатации ВС АОН пилотами, не имеющими пилотских свидетельств, или с просроченными пилотскими свидетельствами, либо пилотами, не имеющими подтверждения квалификационной проверки. По предварительным данным, указанные недостатки имеют место более чем в 25% случаев от общего числа АП с ВС АОН.

18. Более чем в 25% случаев от общего числа АП с ВС АОН, по предварительной оценке, пилоты выполняли свои профессиональные обязанности без медицинского заключения о годности к полетам или с истекшим сроком его действия.

19. По предварительным данным, более чем в 30% случаев от общего количества АП с ВС АОН у ВС не было сертификата летной годности или он был просрочен, что свидетельствует о недостаточном надзоре и контроле со стороны уполномоченных органов. 

[il_button url=”https://mak-iac.org/upload/iblock/a83/461q7ykqnbro9bcmzvc7izlx7hay2efm/bp-23.pdf” target=”self” style=”3d” background=”#ffffff” color=”#030303″ size=”3″ wide=”no” center=”yes” radius=”auto” icon=”https://ilsvik.ru/wp-content/uploads/2024/06/Лог_МАКх70.png” icon_color=”#FFFFFF” text_shadow=”none”]Источник: подробнее…[/il_button]

По теме:

Правда и мифы о безопасности полетов

2021г. О безопасности полётов гражданской авиации России

МАК продолжает расследование пожара SSJ100 в мае 2019 года

 

One thought on “Безопасность полётов коммерческой авиации и АОН в 2023 г.

  1. Мнение: Статистика дело хорошее, но дальше дело ни едёт, эффективность мероприятий по безопасности полётов в ГА на протяжении многих лет не меняется в Малой авиации, так например ЛП из-за ” человеческого фактора” составляет 80% по отчёту МАК…

Comments are closed.