Хотелось бы этой статье многократно отдать дань уважения людям, создававшим воздушный щит нашей Родины и которым все мы обязаны чистым небом над головой. Они не имеют народной славы как когорта выдающихся авиаконструкторов: Андрей Туполев, Павел Сухой, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Семён Лавочкин, Николай Камов, Владимир Мясищев, Сергей Королёв и др., именами которых названы улицы, города, КБ и самолёты. Многие из перечисленных в данной статье людей и сегодня пользуются всемирной славой и уважением. К их именам уже никогда не прилипнет грязь и всевозможные обвинения, “Враги народа” — создатели советской авиации, потому что они всей своей жизнью и заслугами доказали преданность своему отечеству…
Георгий Михайлович Бериев – советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы,– патриарх морской авиации . В отрасли проектирования и конструирования гидросамолетов и самолетов-амфибий свое имя навсегда вписал выдающийся ученый – Георгий Михайлович Бериев – авиаконструктор, опередивший инженерную мысль своего времени и оставивший после себя промышленный комплекс и созвездие талантливых последователей. После окончания Политехнического института (Ленинград) в 1930 году начал работать конструктором ОКБ в МОС ВАО, возглавляемом французским конструктором Полем Эне Ришаром. Затем это КБ вливается в состав ЦКБ ЦАГИ. Здесь, в бригаде морского отдела ЦКБ И.В.Четверикова, Г.М.Бериевым в 1930 г. был предложен проект морского ближнего разведчика МБР-2. После успешного испытания опытного самолета в мае 1932 г. принимается решение о запуске его в серийное производство. В 1933 в ЦКБ-39 Бериев возглавляет бригаду №5. 1 октября 1934 согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934 г. к в г.Таганроге создается ЦКБ морского самолетостроения. Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев…
Серийно выпускался и гражданский вариант МБР-2 – МП-1. Корабельный катапультный самолет КОР-1 (Бе-2) был построен небольшой серией, а морской дальний разведчик МДР-5 и МБР-7были построены всего в 2 экземплярах. Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией во время ВОВ уже в Сибири. Вслед за заводом КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск. В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144. Это позволило после испытаний ЛЛ-143 в 1945, уже в 1949 создать летающую лодку Бе-6, а в 1948 многоцелевую амфибию Бе-8. На Бе-8 были испытаны в качестве взлетно-посадочных устройств подводные крылья…
- Вслед за экспериментальной летающей лодкой Р-1 (1949) с двумя ТРД, появляется разведчик-торпедоносец М-10 (Бе-10) со стреловидным крылом. Он строился серийно (24 самолета) с 1956 по 1961 г. В 1961 на Бе-10 была достигнута рекордная для гидросамолета скорость – 912 км/ч и были установлены мировые рекорды высоты.
- На серийном противолодочном самолете-амфибии Бе-12 (М-12) “Чайка” с более экономичными ТВД также были установлены рекорды высоты полета.
- С началом “ракетизации всей страны” в начале 60-х были закрыты работы по сверхзвуковому гидросамолету, а также гигантской стратегической летающей лодке ЛЛ-600 (со взлетным весом до 1000 т). В этих условиях ОКБ-49 создает крылатую ракету П-10 и прорабатывает проект КР П-100 в вариантах средней и межконтинентальной дальности…
Начинает разработку самолета для замены Ан-2 на местных авиалиниях. В 1968 совершил первый полет пассажирский 14-местный самолет Бе-30. Как и его развитие – Бе-32, он имел также транспортный и санитарный варианты. ОКБ Бериева участвует в создании специализированного сельскохозяйственного Ан-2М, совместно с КБ О.К.Антонова разрабатывался проект пассажирского самолета для местных авиалиний Ан-Бе-20 (ставший впоследствии самолетом Як-40) и создает самолет аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в серию под названием Ан-30.
на Кунцевском кладбище.
Несколько проектов не были построены даже в опытных экземплярах, но спустя много лет после кончины конструктора созданные им заделы были воплощены его таганрогскими авиастроителями, вновь вернув России передовые позиции в мировой гидроавиации.
- Самолётам Г. М. Бериева принадлежат практически все высшие мировые рекорды, зарегистрированные ФАИ для гидросамолётов.
- В августе 1968 года по болезни покинул пост главного конструктора и уволен в отставку из ВМФ.
- С 1968 года жил в Москве, занимался научной работой, будучи членом Научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике.
Алексей Кириллович Константинов – главный конструктор ОКБ-49. Возглавил ОКБ после ухода в 1968 г. Бериева на пенсию (по состоянию здоровья). Руководил ТАНТК им. Г. М. Бериева (ОКБ-49) до 1990 года.
Под его руководством разрабатывался экспериментальный самолёт-амфибия вертикального взлёта и посадки ВВА-14 по проекту Р. Л. Бартини, а затем и экраноплан 14М1П.
Проводились работы по созданию нескольких модификаций самолёта Ту-142 (ретранслятор Ту-142МР). Константинов принимал также участие в создании гидросамолёта Бе-6, самолёта-амфибии Бе-8, реактивных летающих лодок Р-1 и Бе-10, самолёта-амфибии Бе-12, пассажирского самолёта Бе-30, реактивного самолёта-амфибии А-40 «Альбатрос»…
- В 1986 взлетел самый большой в мире реактивный самолет-амфибия А-40 с уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками. На А-40 “Альбатрос” установлено 140 мировых рекордов! На международных авиавыставках во Франции, Сингапуре, Новой Зеландии и Англии он получил высокую оценку и вызвал большой интерес зарубежных специалистов.
- В начале 80-х на Таганрогском АНТК им. Г.М.Бериева на базе военно-транспортного Ил-76МД был разработан самолет ДРЛО и управления А-50. Также на базе Ил-76МД была созданы летающая лазерная лаборатория А-60).
- В этот период ведутся и работы по созданию киля и обтекателя двигателей космического самолета “Буран“, оказывается помощь ПНР при создании сельскохозяйственного самолета М-15, начались работы по созданию Бе-42.
C 1990 года А. К. Константинов — персональный пенсионер союзного значения. Умер 27 апреля 2008 года. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями. В 1996 году за создание самолета «А-50» присуждено звание Лауреата Государственной премии Правительства России. В 1967 году за участие в создании самолета-амфибии «Бе-12» присуждена Государственная премия СССР. Почетный авиастроитель.
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский – советский авиаконструктор, доктор технических наук (1985), Герой Соц. Труда (1975). По окончании Харьковского механико-машиностроительного института (ХММИ; 1930) работал инженером-расчетчиком на Харьковском турбогенераторном заводе. Принимал участие в проработке проекта первой отечественной паровой конденсационной турбины большой мощности. С 1932 по 1940 работал в ХММИ над проектом паротурбинной установки для тяжелого бомбардировщика А.Н.Туполева. Перейдя в 1941 г. на работу в ОКБ А.И.Микояна, Г.Е.Лозино-Лозинский занялся разработкой проектов различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей. Под руководством и при непосредственном участии Г.Е.Лозино-Лозинского проходило освоение силовых установок нового типа, в том числе комбинированных (ПД+ВРД). Первая отечественная форсажная камера (и методы ее расчета) была разработана именно для поршневого (!) двигателя (форсажная камера располагалась в системе охлаждения радиатора с помощью вентиляторов), существенно улучшив его скоростные характеристики:
В 1947 г. в горизонтальном полете на опытном поршневом самолете И-250( МиГ-17) была достигнута скорость 850 км/ч. МиГ-17 был оснащен первой в нашей стране серийной форсажной камерой, разработанной под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского в сотрудничестве с ЦИАМ, увеличивавшей тягу двигателя на 30%. Эта форсажная камера имела регулируемое критическое сечение и была первой камерой такого типа в мире…
Г.Е.Лозино-Лозинский возглавил в ОКБ А.И.Микояна работы по комплексному сопряжению двигателя с воздухозаборником и форсажной камерой с целью повышения эффективности всей силовой установки. Результатом стал МиГ-19 – первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель. Его заменил лучший истребитель своего времени МиГ-21 с максимальной скоростью 2М, оснащенный лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником. За участие в разработке 3-х махового истребителя-перехватчика МиГ-25 Г.Е.Лозино-Лозинский был удостоен почетного звания Героя Социалистического Труда.
С дальнейшим ростом скоростей и высоты полетов авиация вышла на порог космоса. В соответствии с пятилетним Тематическим планом ВВС по орбитальным и гиперзвуковым самолетам практические работы по крылатой космонавтике в нашей стране в 1965 г. были поручены ОКБ-155 А.И.Микояна, где их возглавил 55-летний Главный конструктор ОКБ Г.Е.Лозино-Лозинский. Тема по созданию двухступенчатой воздушно-космической системы (ВКС) получила индекс “Спираль” (тема 50). Согласно утвержденному Г.Е.Лозино-Лозинским 29 июня 1966 года аванпроекту “Спирали” , ВКС с расчетной массой 115 тонн представляла собой состыкованные воедино крылатые широкофюзеляжные многоразовые аппараты горизонтального взлета-посадки, спроектированные по схеме несущий корпус-бесхвостка : 52-тонный гиперзвуковой самолет-разгонщик (индекс 50-50 ) до скорости 6М и отделяемый от него, стартующий с его спины на высоте 28-30 км 10-тонный пилотируемый ОС длиной 8 м и размахом крыла 7,4 м. Потенциал заложенных в проект идей оказался настолько велик, что и сегодня на их основе в “НПО Молния” ведется проработка гиперзвукового пассажирского самолета на сто мест с дальностью полета до 10000 км.
Реально программа НИОКР и испытаний “Спирали“ была реализована лишь частично: для исследования характеристик устойчивости и управляемости на разных этапах полета и оценки теплозащиты из высокопрочных жаростойких материалов до закрытия работ были построены аналоги ОС в трех комплектациях (аналог для исследований в полетах на дозвуковой скорости – имитация атмосферного участка захода на посадку при возвращении с орбиты – получил кодовое обозначение 105.11, на сверхзвуке 105.12 , на гиперзвуке 105.13 ) и в условиях космического полета испытаны масштабные летающие модели серии “БОР“. Аналог орбитального самолета 105.11 успешно прошел серию дозвуковых летных испытаний и полностью подтвердил заявленные характеристики…
В 1971 г. Г.Е.Лозино-Лозинский назначается Главным конструктором сверхзвукового перехватчика, который впоследствии весь мир узнал как МиГ-31. Самолет предназначен для использования в системе ПВО страны, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами воздушных целей (в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными скоростными самолетами) в любое время суток, в сложных погодных условиях, при интенсивном ведении радио-электронной борьбы. Г.Е.Лозино-Лозинский принимал самое непосредственное участие и в создании фронтового истребителя МиГ-29: в частности, в 1972 г. на заседании объединенного Научно-технического совета Министерства авиационной промышленности и ВВС, на котором рассматривалось состояние работ по перспективным истребителям в рамках государственной программы ПФИ, от имени ММЗ Зенит им. А.И. Микояна именно Глеб Евгеньевич в докладе представил проект истребителя, впоследствии получившего наименование МиГ-29…
В 1974 г., после назначения В.П.Глушко на пост главного конструктора НПО Энергия, в СССР начинаются работы по тяжелой транспортно-космической системе с многоразовым орбитальным кораблем. Все понимают, что крылатый космический корабль невозможно сделать без Минавиапрома только силами и средствами Минобщемаша, а среди авиаторов сделать это может только Г.Е.Лозино-Лозинский с его уникальным опытом работы над “Спиралью” . Для создания планера орбитального корабля (ОК) “Буран” по инициативе министра МАП П.В.Дементьева на базе трех КБ (КБ “Молния”, КБ “Буревестник” и ЭМЗ во главе с В.М.Мясищевым) в 1976 г. было образовано специализированное предприятие – Научно-производственное объединение “Молния”, ставшее головным по разработке планера ОК “Буран”. Созданное НПО возглавил Г.Е.Лозино-Лозинский – генеральный директор и Генеральный конструктор…
Несмотря на предложение НПО “Молния” применить схему орбитального самолёта “Спираль” в системе “Буран”, головной разработчик системы НПО “Энергия” настоял на использовании компоновки, близкой к американскому Шаттлу. Тем не менее, опыт работы над “Спиралью” значительно облегчил и ускорил создание Бурана . В отечественной практике ракетно-космической техники не было аналогов, по сложности равных кораблю Буран : в состав орбитального корабля (ОК) входило более 600 установочных единиц бортовой аппаратуры, скомплексированных в более чем 50 бортовых систем, объединенных в единый бортовой комплекс; более 1500 трубопроводов, более 2500 сборок (жгутов) кабельной сети, включающих около 15000 электрических соединителей…
Главным результатом напряженных многолетних усилий стал триумфальный двухвитковый беспилотный полет Бурана с автоматической посадкой 15 ноября 1988 года.
В настоящее время разрабатываются проекты легких многоцелевых самолетов Аист-2 и Молния-1,
многоцелевая авиационно-космическая система МАКС и т.д.
Разработанное под его руководством Глеба Евгеньевича семейство самолетов-трипланов:
От шестиместного самолета-такси(ЛЛ) Молния-1 до сверхтяжелого триплана Геракл грузоподъемностью до 1000 т)
является величайшими конструкторскими достижениями в авиационной и авиакосмической технике…
Ленинская премия (1962). Государственные премии СССР (1950,1952). Награжден 2 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
Выдающийся генеральный конструктор авиационно-космической отрасли Г.Е.Лозино-Лозинский скончался 28 ноября 2001 г. и похоронен на кладбище Донского монастыря.
Александр Сергеевич Москалев – советский авиаконструктор, профессор (1941), кандидат технических наук (1950), полковник-инженер. После окончания Ленинградского государственного университета (1928) работал на заводе “Красный летчик”, где была построена его летающая лодка МУ-3. С 1932 года заместитель начальника ОКБ Воронежского авиационного завода. В 1930-1945 году разработал свыше 35 проектов и построил 23 типа легких самолетов, в том числе санитарный самолёт САМ-5бис (1936), экспериментальный самолёт «Стрела» (1937) бесхвостой схемы с треугольным крылом малого удлинения, успешно прошедшего в 1937 году испытания и др. Родоначальник треугольного (дельтавидного) летающего крыла и самолета «Стрела». На самолетах Москалева установлен ряд рекордов дальности и продолжительности полета…
Во время Великой Отечественной войны:
под руководством Москалёва. развернулось опытное и серийное производство воздушно-десантной техники (многоместные десантные подвесные кабины для самолётов ДБ-3Ф,
планёры О. К. Антонова А-2 и А-7, мотопланёры CAM-24, CAM-22, CAM-28 и др.)…
С 1948 на преподавательской работе в Ленинградской военно-инженерной академии имени А. Ф. Можайского.
Награждён орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями СССР.
Иосиф Григорьевич Неман – советский ученый и авиаконструктор в области авиационной техники, профессор(1938). Участник Гражданской войны. В годы Гражданской войны вступил добровольцем в Красную Армию. Служил политпросвет работником политотдела 4-й армии, затем — в политуправлении Харьковского военного округа и Украинского военного округа. Окончил Харьковский технологический институт(1929). С 1926 года в КБ К.А. Калинина. Принимал участие в создании ряда самолетов Калинина. С 1936 года главный конструктор КБ завода № 135. В 1932-1938 и 1944-1952 годах заведующий кафедрой конструкции самолетов Харьковского авиационного института. Под его руководством создан первый в Европе скоростной пассажирский самолёт ХАИ-1 с убирающимся в полёте шасси, учебно-боевой самолёт ХАИ-3, скоростные разведчики ХАИ-5 (Р-10) и ХАИ-6 и штурмовики «Иванов», ХАИ-51, ХАИ-52. Арестован в декабре 1938 года, работал в ЦКБ-29 НКВД СССР над созданием бомбардировщиков Пе-2, Ту-2. Выдающимся достижением было создание под руководством Немана самолета с убирающимся шасси (впервые в Европе, то ли в мире)…
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости.
После освобождения, работал в ОКБ авиазавода в Омске.
С 1942 г. на заводе №22 (г. Казань) заместителем В. М. Мясищева.
Умер от лейкемии.
Похоронен на 2-м городском кладбище в г. Харькове.
Геннадий Сергеевич Панатов – Доктор технических наук, профессор. В 1963 году окончил Куйбышевский авиационный институт и был направлен в Таганрог, где начал работать инженером-конструктором в ОКБ Г. М. Бериева. В 1980 году — назначен ведущим конструктором, а затем — заместителем Главного конструктора по самолету-амфибии А-40 «Альбатрос». В 1990 году — назначен Главным конструктором и ответственным руководителем, в 1992 году — Генеральным конструктором и начальником ТАНТК имени Г. М. Бериева. С 1994 по 2002 годы — Генеральный конструктор и Генеральный директор ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева». С 2002 года — советник председателя Совета директоров ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» по науке. Под его руководством на базе противолодочного самолета А-40 разработаны поисково-спасательный А-42 (Бе-42) и многоцелевой гражданский самолет-амфибия Бе-200. В 1993 взлетел административный/пассажирский Бе-32К. Созданы также многоцелевые амфибии Бе-103 и Бе-112. В рамках конверсии созданы самолеты-амфибии для тушения лесных пожаров Бе-12П, Бе-12П-200 и транспортный Бе-12НХ. Из перспективных проектов ТАНТК можно отметить создание сверхтяжелых (до 5000 т) гидросамолетов и экранопланов…
Участник создания самолетов:
- пассажирский самолет Бе-30
- самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14
- самолет Ту-142МР
- самолет А-50
- самолета-амфибия А-40 «Альбатрос».
Руководил программами создания конверсионных самолетов-амфибий:
- многоцелевой самолет-амфибия Бе-200
- противопожарный Бе-12П и Бе-12П-200
- грузопассажирский Бе-12НХ
- самолет местных линий Бе-32К
- легкий самолет-амфибия Бе-103.
Действительный член Академии транспорта РФ. Академический советник МИА. Почетный доктор Самарского государственного университета (1994). Почетный профессор Харьковского авиационного института (1999). Автор около 90 научных трудов и инженерных разработок. Награжден орденами Дружбы народов. “За заслуги перед Отечеством” IV ст., медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II ст..Лауреат Государственной премии Правительства РФ (1996).
Михаил Петрович Симонов – Знаменитый советский авиаконструктор, Герой России. Окончив в 1954 г. Казанский авиационный институт (КАИ), преподавал в нём и возглавлял лабораторию. В 1959 при КАИ основал ОКБ спортивной авиации, где был главным конструктором и одновременно инструктором и лётчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В ОКБ созданы планёры КАИ-6, первые в СССР цельнометаллические рекордные планёры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19 и др. В 1969-76 зам. главного конструктора на заводах МАП, затем главный конструктор и первый зам. генерального конструктора ОКБ им. П.О.Сухого. В 1979-83 зам. министра авиационной промышленности, с 1983 генеральный конструктор ОКБ им. П.О.Сухого.
- Принимал участие в создании сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25 и их модификаций. Руководил постройкой спортивно-пилотажного самолёта Су-26 и его модификаций – Су-26М, Су-29, Су-31 и Су-49, ставших лучшими в мире в своем классе. Инициатор создания при ОКБ юношеской планёрной школы.
- Истребитель-перехватчик Су-27 стал лучшим истребителем 4 поколения. На его базе создано целое семейство многоцелевых истребителей Су-30… Су-37 и фронтовой бомбардировщик Су-34. Семейство самолетов палубной авиации Су-27К (Су-33) и Су-32ФН. В 29 апреля 1999 году пополнилось двухместным Су-27КУБ (Су-33КУБ).
- К 1995 году в возглавляемую Симоновым корпорацию “Сухой” входили 32 предприятия, в том числе АО “ОКБ им. Сухого” (Москва) и авиационные заводы Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и Новосибирска.
- К 1995 году в 21 стране мира эксплуатировалось более 2,5 тыс. самолетов марки “СУ”. ВВС России были укомплектованы этими самолетами на 70 процентов.
- Помимо глубокой модернизации Су-27, идет создание новых машин. 25 сентября 1997 взлетел прототип истребителя пятого поколения Су-37 “Беркут” с крылом обратной стреловидности.
- Есть проекты легких однодвигательных – УБС С-54, истребителя Су-55 и палубного Су-56.
- Прорабатываются проекты супераэробуса КР-860, способного перевозить почти 1000 пассажиров и сверхзвукового самолета бизнес-класса Су-21.
- Су-80ГП в грузопассажирском варианте впервые поднялся в воздух в августе 1999 года, а осенью он в конкурсе на замену военно-транспортных Ан-26 он уступил проекту Ил-112.
В заключение
Михаил Петрович Симонов— редкий мужественный и ответственный руководитель и в то же время талантливейший конструктор, учёный мирового уровня, талантливейший организатор нашей оборонки который в условиях вахканалии 90-х доказал, что наша оборонка — это не источник нашей бедности, а наоборот — источник нашей стабильности и благосостояния для коллективов многих предприятий ОПК. И что «реформаторов-рыночников» «эффективных менеджеров» уровня Чубайса, Гайдара и “государственников” уровня Горбачёва и Ельцына — этих настоящих «всадников без голов» без стыда и совести, как их называли в том числе порой и в глаза технари-оборонщики, жизнь положившие на алтарь обороны нашего Отечества. На пушечный выстрел нельзя было допускать ни к государственному управлению, ни к управлению сложнейшими народно-хозяйственным и оборонным комплексам предприятий, созданных трудом и потом нескольких поколений советских инженеров и рабочих абсолютное большинство “эффективных” финансовых менеджеров далёких от понимания вопросов организации и функционирования сложных научно- производственных комплексов…
Алексей Андреевич Туполев – советский авиаконструктор, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Окончил МАИ (1949). С 1942 г. работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева – конструктор завода (1942-1949 гг.). Самостоятельную конструкторскую деятельность начал в 1957 г. После окончания Московского авиационного института (1949) он – ведущий конструктор завода (1949-1963 гг.); главный конструктор завода (1963-1973 гг.) и заместитель генерального конструктора. Принимал активное участие в разработке конструкций первого реактивного пассажирского самолета ТУ-104, самолетов ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134; ТУ-154. С 1973 г. является генеральным конструктором ОКБ. С 1992 г. – генеральный конструктор корпорации, созданной на базе Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. А.Н. Туполева и завода Самары…
Под руководством Алексея Туполева заканчивалось создание сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. В первые решены сложные научные и технические проблемы сверхзвуковой пассажирской авиации. Предложена общая компоновка этого самолёта, совместно с ЦАГИ дана теория проектирования сверхтонкого треугольного крыла малого удлинения. Новым этапом в проектировании стала разработка: высокоресурсных теплостойких конструкций для режимов длительного аэродинамического нагревания, резервированных комплексов бортового оборудования и управления сверхзвуковых пассажирский самолётов, взлётно-посадочной механизации с убираемым перед ним горизонтальным оперением в «бесхвостой» схеме, отклоняемого носка кабины и др…
В начале 70-х на базе Ту-144 проектируется стратегический бомбардировщик “160”, однако под нажимом ВВС в дальнейшем вместо него было решено разработать полностью оригинальный самолет Ту-160…
19 декабря 1981 сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 совершил первый полет, а в 1988 он был продемонстрирован министру обороны США на аэродроме Кубинка.
В 1979 взлетает носитель крылатых ракет Х-55 Ту-95МС, созданный на базе Ту-142М. Являлся генеральным конструктором одноступенчатого многоразового воздушно-космического самолета (ВКС), известного как проект “Буран” (Ту-2000)(1986-1995, проект был заморожен из-за отсутствия госфинансирования)…
Массовый магистральный самолет Аэрофлота Ту-154 после модернизации и установки новых двигателей Д-30КУ получил марку Ту-154М. 15 апреля 1988 совершил первый полет экспериментальный самолет Ту-155, для которого ОКБ Н.Д. Кузнецова разработало водородный двигатель НК-88. В начале 1989 года взлетел среднемагистральный Ту-204. В марте 1992 на Казанском авиапромышленном объединении (КАПО) им. Горбунова началось серийное производствоТу-204-200...
В 1978-1985 гг. – заведующий кафедры “Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов“ Московского авиационного технологического института
(ныне МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского в составе МАИ)…Лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР.
Награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».
Скончался А. А. Туполев 12 мая 2001 года.
По теме:
Малоизвестные авиаконструкторы советской авиации. Часть 1
Малоизвестные авиаконструкторы советской авиации. Часть3
“Золотые слова” на злобу дня: “…На пушечный выстрел нельзя (было) допускать ни к государственному управлению, ни к управлению сложнейшими народно-хозяйственным и оборонным комплексам предприятий, созданных трудом и потом нескольких поколений советских инженеров и рабочих абсолютное большинство «эффективных» финансовых менеджеров далёких от понимания вопросов организации и функционирования сложных научно- производственных комплексов”