Малоизвестные авиаконструкторы советской авиации. Часть 2

Хотелось бы этой статье многократно отдать дань уважения людям, создававшим воздушный щит нашей Родины и которым все мы обязаны чистым небом над головой. Они не имеют народной славы как когорта выдающихся авиаконструкторов: Андрей Туполев, Павел Сухой, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Семён Лавочкин, Николай Камов, Владимир Мясищев, Сергей Королёв и др., именами которых названы улицы, города, КБ и самолёты. Многие из перечисленных в данной статье людей и сегодня пользуются всемирной славой и уважением. К их именам уже никогда не прилипнет грязь и всевозможные обвинения, “Враги народа” — создатели советской авиации, потому что они всей своей жизнью и заслугами доказали преданность своему отечеству…

Георгий Михайлович Бериев советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы,– патриарх морской авиации . В отрасли проектирования и конструирования гидросамолетов и самолетов-амфибий свое имя навсегда вписал выдающийся ученый – Георгий Михайлович Бериев – авиаконструктор, опередивший инженерную мысль своего времени и оставивший после себя промышленный комплекс и созвездие талантливых последователей. После окончания Политехнического института (Ленинград) в 1930 году начал работать конструктором ОКБ в МОС ВАО, возглавляемом французским конструктором Полем Эне Ришаром. Затем это КБ вливается в состав ЦКБ ЦАГИ. Здесь, в бригаде морского отдела ЦКБ И.В.Четверикова, Г.М.Бериевым в 1930 г. был предложен проект морского ближнего разведчика МБР-2. После успешного испытания опытного самолета в мае 1932 г. принимается решение о запуске его в серийное производство. В 1933 в ЦКБ-39 Бериев возглавляет бригаду №5.  1 октября 1934 согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934 г. к в г.Таганроге создается ЦКБ морского самолетостроения. Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев… 

Серийно выпускался и гражданский вариант МБР-2 – МП-1. Корабельный катапультный самолет КОР-1 (Бе-2) был построен небольшой серией, а морской дальний разведчик МДР-5 и МБР-7были построены всего в 2 экземплярах. Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией во время ВОВ уже в Сибири. Вслед за заводом КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск. В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144. Это позволило после испытаний ЛЛ-143 в 1945, уже в 1949 создать летающую лодку Бе-6, а в 1948 многоцелевую амфибию Бе-8. На Бе-8 были испытаны в качестве взлетно-посадочных устройств подводные крылья… 

  • Вслед за экспериментальной летающей лодкой Р-1 (1949) с двумя ТРД, появляется разведчик-торпедоносец М-10 (Бе-10) со стреловидным крылом. Он строился серийно (24 самолета) с 1956 по 1961 г. В 1961 на Бе-10 была достигнута рекордная для гидросамолета скорость – 912 км/ч и были установлены мировые рекорды высоты.
  • На серийном противолодочном самолете-амфибии Бе-12 (М-12) “Чайка” с более экономичными ТВД также были установлены рекорды высоты полета.
  • С началом “ракетизации всей страны” в начале 60-х были закрыты работы по сверхзвуковому гидросамолету, а также гигантской стратегической летающей лодке ЛЛ-600 (со взлетным весом до 1000 т). В этих условиях ОКБ-49 создает крылатую ракету П-10 и прорабатывает проект КР П-100 в вариантах средней и межконтинентальной дальности… 

Начинает разработку самолета для замены Ан-2 на местных авиалиниях. В 1968 совершил первый полет пассажирский 14-местный самолет Бе-30. Как и его развитие – Бе-32, он имел также транспортный и санитарный варианты. ОКБ Бериева участвует в создании специализированного сельскохозяйственного Ан-2М, совместно с КБ О.К.Антонова разрабатывался проект пассажирского самолета для местных авиалиний Ан-Бе-20 (ставший впоследствии самолетом Як-40) и создает  самолет аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в серию под названием Ан-30.

Похоронен в Москве
на 
Кунцевском кладбище
.

Несколько проектов не были построены даже в опытных экземплярах, но спустя много лет после кончины конструктора созданные им заделы были воплощены его таганрогскими авиастроителями, вновь вернув России передовые позиции в мировой гидроавиации.

  • Самолётам Г. М. Бериева принадлежат практически все высшие мировые рекорды, зарегистрированные ФАИ для гидросамолётов.
  • В августе 1968 года по болезни покинул пост главного конструктора и уволен в отставку из ВМФ.
  • С 1968 года жил в Москве, занимался научной работой, будучи членом Научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике.

Алексей Кириллович Константинов главный конструктор ОКБ-49. Возглавил ОКБ после ухода в 1968 г. Бериева на пенсию (по состоянию здоровья).  Руководил ТАНТК им. Г. М. Бериева  (ОКБ-49) до 1990 года.

Под его руководством разрабатывался экспериментальный самолёт-амфибия вертикального взлёта и посадки  ВВА-14 по проекту  Р. Л. Бартини, а затем и экраноплан 14М1П.

Проводились работы по созданию нескольких модификаций самолёта Ту-142 (ретранслятор Ту-142МР). Константинов принимал также участие в создании гидросамолёта Бе-6, самолёта-амфибии Бе-8, реактивных летающих лодок Р-1 и Бе-10, самолёта-амфибии Бе-12, пассажирского самолёта Бе-30, реактивного самолёта-амфибии А-40 «Альбатрос»

  • В 1986 взлетел самый большой в мире реактивный  самолет-амфибия А-40 с уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками. На А-40 “Альбатрос” установлено 140 мировых рекордов! На международных авиавыставках во Франции, Сингапуре, Новой Зеландии и Англии он получил высокую оценку и вызвал большой интерес зарубежных специалистов.
  • В начале 80-х на Таганрогском АНТК им. Г.М.Бериева на базе военно-транспортного Ил-76МД был разработан самолет  ДРЛО и управления А-50. Также на базе Ил-76МД была созданы летающая лазерная лаборатория А-60).
  • В этот период ведутся и работы по созданию киля и обтекателя двигателей космического самолета Буран, оказывается помощь ПНР при создании сельскохозяйственного самолета М-15, начались работы по созданию Бе-42.

C 1990 года А. К. Константинов персональный пенсионер союзного значения. Умер 27 апреля 2008 года. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями. В 1996 году за создание самолета «А-50» присуждено звание Лауреата Государственной премии Правительства России. В 1967 году за участие в создании самолета-амфибии «Бе-12» присуждена Государственная премия СССР. Почетный авиастроитель.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинскийсоветский авиаконструктор, доктор технических наук (1985), Герой Соц. Труда (1975).  По окончании Харьковского механико-машиностроительного института (ХММИ; 1930) работал инженером-расчетчиком на Харьковском турбогенераторном заводе. Принимал участие в проработке проекта первой отечественной паровой конденсационной турбины большой мощности.  С 1932 по 1940 работал в ХММИ над проектом паротурбинной установки для тяжелого бомбардировщика А.Н.Туполева. Перейдя в 1941 г. на работу в ОКБ А.И.Микояна, Г.Е.Лозино-Лозинский занялся разработкой проектов различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей. Под руководством и при непосредственном участии Г.Е.Лозино-Лозинского проходило освоение силовых установок нового типа, в том числе комбинированных (ПД+ВРД). Первая отечественная форсажная камера (и методы ее расчета) была разработана именно для поршневого (!) двигателя (форсажная камера располагалась в системе охлаждения радиатора с помощью вентиляторов), существенно улучшив его скоростные характеристики:

В 1947 г. в горизонтальном полете на опытном поршневом самолете И-250( МиГ-17) была достигнута скорость 850 км/ч. МиГ-17 был оснащен первой в нашей стране серийной форсажной камерой, разработанной под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского в сотрудничестве с ЦИАМ, увеличивавшей тягу двигателя на 30%. Эта форсажная камера имела регулируемое критическое сечение и была первой камерой такого типа в мире…

Г.Е.Лозино-Лозинский возглавил в ОКБ А.И.Микояна работы по комплексному сопряжению двигателя с воздухозаборником и форсажной камерой с целью повышения эффективности всей силовой установки. Результатом стал МиГ-19 первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель. Его заменил лучший истребитель своего времени МиГ-21 с максимальной скоростью 2М, оснащенный лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником. За участие в разработке 3-х махового истребителя-перехватчика МиГ-25 Г.Е.Лозино-Лозинский был удостоен почетного звания Героя Социалистического Труда.

С дальнейшим ростом скоростей и высоты полетов авиация вышла на порог космоса. В соответствии с пятилетним Тематическим планом ВВС по орбитальным и гиперзвуковым самолетам практические работы по крылатой космонавтике в нашей стране в 1965 г. были поручены ОКБ-155 А.И.Микояна, где их возглавил 55-летний Главный конструктор ОКБ Г.Е.Лозино-Лозинский. Тема по созданию двухступенчатой воздушно-космической системы (ВКС) получила индекс “Спираль” (тема 50). Согласно утвержденному Г.Е.Лозино-Лозинским 29 июня 1966 года аванпроекту “Спирали” , ВКС с расчетной массой 115 тонн представляла собой состыкованные воедино крылатые широкофюзеляжные многоразовые аппараты горизонтального взлета-посадки, спроектированные по схеме несущий корпус-бесхвостка : 52-тонный гиперзвуковой самолет-разгонщик (индекс 50-50 ) до скорости 6М и отделяемый от него, стартующий с его спины на высоте 28-30 км 10-тонный пилотируемый ОС длиной 8 м и размахом крыла 7,4 м. Потенциал заложенных в проект идей оказался настолько велик, что и сегодня на их основе в “НПО Молния” ведется проработка гиперзвукового пассажирского самолета на сто мест с дальностью полета до 10000 км.

Реально программа НИОКР и испытаний “Спирали была реализована лишь частично: для исследования характеристик устойчивости и управляемости на разных этапах полета и оценки теплозащиты из высокопрочных жаростойких материалов до закрытия работ были построены аналоги ОС в трех комплектациях (аналог для исследований в полетах на дозвуковой скорости – имитация атмосферного участка захода на посадку при возвращении с орбиты – получил кодовое обозначение 105.11, на сверхзвуке 105.12 , на гиперзвуке 105.13 ) и в условиях космического полета испытаны масштабные летающие модели серии “БОР.  Аналог орбитального самолета 105.11 успешно прошел серию дозвуковых летных испытаний и полностью подтвердил заявленные характеристики…

В 1971 г. Г.Е.Лозино-Лозинский назначается Главным конструктором сверхзвукового перехватчика, который впоследствии весь мир узнал как МиГ-31. Самолет предназначен для использования в системе ПВО страны, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами воздушных целей (в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными скоростными самолетами) в любое время суток, в сложных погодных условиях, при интенсивном ведении радио-электронной борьбы. Г.Е.Лозино-Лозинский принимал самое непосредственное участие и в создании фронтового истребителя МиГ-29: в частности, в 1972 г. на заседании объединенного Научно-технического совета Министерства авиационной промышленности и ВВС, на котором рассматривалось состояние работ по перспективным истребителям в рамках государственной программы ПФИ, от имени ММЗ Зенит им. А.И. Микояна именно Глеб Евгеньевич в докладе представил проект истребителя, впоследствии получившего наименование МиГ-29…

В 1974 г., после назначения В.П.Глушко на пост главного конструктора НПО Энергия, в СССР начинаются работы по тяжелой транспортно-космической системе с многоразовым орбитальным кораблем. Все понимают, что крылатый космический корабль невозможно сделать без Минавиапрома только силами и средствами Минобщемаша, а среди авиаторов сделать это может только Г.Е.Лозино-Лозинский с его уникальным опытом работы над “Спиралью” . Для создания планера орбитального корабля (ОК) “Буран” по инициативе министра МАП П.В.Дементьева на базе трех КБ (КБ “Молния”, КБ “Буревестник” и ЭМЗ во главе с В.М.Мясищевым) в 1976 г. было образовано специализированное предприятие – Научно-производственное объединение “Молния”, ставшее головным по разработке планера ОК “Буран”. Созданное НПО возглавил Г.Е.Лозино-Лозинскийгенеральный директор и Генеральный конструктор…

Несмотря на предложение НПО “Молния” применить схему орбитального самолёта “Спираль” в системе “Буран”, головной разработчик системы НПО “Энергия” настоял на использовании компоновки, близкой к американскому Шаттлу. Тем не менее, опыт работы над “Спиралью” значительно облегчил и ускорил создание Бурана . В отечественной практике ракетно-космической техники не было аналогов, по сложности равных кораблю Буран : в состав орбитального корабля (ОК) входило более 600 установочных единиц бортовой аппаратуры, скомплексированных в более чем 50 бортовых систем, объединенных в единый бортовой комплекс; более 1500 трубопроводов, более 2500 сборок (жгутов) кабельной сети, включающих около 15000 электрических соединителей…

Главным результатом напряженных многолетних усилий стал триумфальный двухвитковый беспилотный полет Бурана с автоматической посадкой 15 ноября 1988 года.

В настоящее время разрабатываются проекты легких многоцелевых самолетов Аист-2 и Молния-1,

многоцелевая авиационно-космическая система МАКС и т.д.

Разработанное под его руководством Глеба Евгеньевича семейство самолетов-трипланов:

От шестиместного самолета-такси(ЛЛ) Молния-1 до сверхтяжелого триплана Геракл грузоподъемностью до 1000 т)

является величайшими конструкторскими достижениями в авиационной и авиакосмической технике… 

Ленинская премия (1962). Государственные премии СССР (1950,1952). Награжден 2 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Выдающийся генеральный конструктор авиационно-космической отрасли Г.Е.Лозино-Лозинский скончался 28 ноября 2001 г. и похоронен на кладбище Донского монастыря. 

Александр Сергеевич Москалев советский авиаконструктор, профессор (1941), кандидат технических наук (1950), полковник-инженер. После окончания Ленинградского государственного университета (1928) работал на заводе “Красный летчик”, где была построена его летающая лодка МУ-3. С 1932 года заместитель начальника ОКБ Воронежского авиационного завода. В 1930-1945 году разработал свыше 35 проектов и построил 23 типа легких самолетов, в том числе санитарный самолёт САМ-5бис (1936), экспериментальный самолёт «Стрела» (1937) бесхвостой схемы с треугольным крылом малого удлинения, успешно прошедшего в 1937 году испытания и др. Родоначальник треугольного (дельтавидного) летающего крыла и самолета «Стрела». На самолетах Москалева установлен ряд рекордов дальности и продолжительности полета…

Во время Великой Отечественной войны:

под руководством  Москалёва. развернулось опытное и серийное производство воздушно-десантной техники (многоместные десантные подвесные кабины для самолётов ДБ-3Ф,

планёры О. К. Антонова А-2 и А-7, мотопланёры CAM-24, CAM-22, CAM-28 и др.)…

С 1948 на преподавательской работе в Ленинградской военно-инженерной академии имени А. Ф. Можайского.
Награждён орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями СССР.

Иосиф Григорьевич Неман советский ученый и авиаконструктор в области авиационной техники, профессор(1938)Участник Гражданской войны. В годы  Гражданской войны вступил добровольцем в Красную Армию. Служил политпросвет работником политотдела 4-й армии, затем — в политуправлении Харьковского военного округа и  Украинского военного округа. Окончил Харьковский технологический институт(1929). С 1926 года в КБ К.А. Калинина. Принимал участие в создании ряда самолетов Калинина. С 1936 года главный конструктор КБ завода № 135. В 1932-1938 и 1944-1952 годах заведующий кафедрой конструкции самолетов Харьковского авиационного института. Под его руководством создан первый в Европе скоростной пассажирский самолёт ХАИ-1 с убирающимся в полёте шасси, учебно-боевой самолёт  ХАИ-3, скоростные разведчики ХАИ-5 (Р-10) и ХАИ-6 и штурмовики «Иванов», ХАИ-51ХАИ-52. Арестован в декабре 1938 года, работал в ЦКБ-29 НКВД СССР над созданием бомбардировщиков Пе-2, Ту-2. Выдающимся достижением было создание под руководством Немана самолета с убирающимся шасси (впервые в Европе, то ли в мире)…

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости.

После освобождения, работал в ОКБ авиазавода в Омске.

С 1942 г. на заводе №22 (г. Казань) заместителем В. М. Мясищева.

Умер от лейкемии.

Похоронен на 2-м городском кладбище в г. Харькове.

Геннадий Сергеевич Панатов Доктор технических наук, профессор. В 1963 году окончил Куйбышевский авиационный институт и был направлен в Таганрог, где начал работать инженером-конструктором в ОКБ Г. М. Бериева. В 1980 году — назначен ведущим конструктором, а затем — заместителем Главного конструктора по самолету-амфибии А-40 «Альбатрос». В 1990 году — назначен Главным конструктором и ответственным руководителем, в 1992 году Генеральным конструктором и начальником ТАНТК имени Г. М. Бериева. С 1994 по 2002 годыГенеральный конструктор и Генеральный директор ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева». С 2002 года советник председателя Совета директоров ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» по науке. Под его руководством на базе противолодочного самолета А-40 разработаны поисково-спасательный А-42 (Бе-42) и многоцелевой гражданский самолет-амфибия Бе-200. В 1993 взлетел административный/пассажирский Бе-32К. Созданы также многоцелевые амфибии Бе-103 и Бе-112. В рамках конверсии созданы самолеты-амфибии для тушения лесных пожаров Бе-12П, Бе-12П-200 и транспортный Бе-12НХ. Из перспективных проектов ТАНТК можно отметить создание сверхтяжелых (до 5000 т) гидросамолетов и экранопланов…   

Участник создания самолетов:

Руководил программами создания конверсионных самолетов-амфибий:

Действительный член Академии транспорта РФ. Академический советник МИА. Почетный доктор Самарского государственного университета (1994). Почетный профессор Харьковского авиационного института (1999). Автор около 90 научных трудов и инженерных разработок. Награжден орденами Дружбы народов. “За заслуги перед Отечеством” IV ст., медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II ст..Лауреат Государственной премии Правительства РФ (1996).

Михаил Петрович Симонов Знаменитый советский авиаконструктор, Герой России. Окончив в 1954 г. Казанский авиационный институт (КАИ), преподавал в нём и возглавлял лабораторию. В 1959 при КАИ основал ОКБ спортивной авиации, где был главным конструктором и одновременно инструктором и лётчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В ОКБ созданы планёры КАИ-6, первые в СССР цельнометаллические рекордные планёры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19 и др. В 1969-76 зам. главного конструктора на заводах МАП, затем главный конструктор и первый зам. генерального конструктора ОКБ им. П.О.Сухого. В 1979-83 зам. министра авиационной промышленности, с 1983 генеральный конструктор ОКБ им. П.О.Сухого. 

  • Принимал участие в создании сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25 и их модификаций. Руководил постройкой спортивно-пилотажного самолёта Су-26 и его модификаций – Су-26М, Су-29, Су-31 и Су-49, ставших лучшими в мире в своем классе. Инициатор создания при ОКБ юношеской планёрной школы.
  • Истребитель-перехватчик Су-27 стал лучшим истребителем 4 поколенияНа его базе создано целое семейство многоцелевых истребителей Су-30… Су-37 и фронтовой бомбардировщик Су-34. Семейство самолетов палубной авиации Су-27К (Су-33) и Су-32ФН. В 29 апреля 1999 году пополнилось двухместным Су-27КУБ (Су-33КУБ).

  • К 1995 году в возглавляемую Симоновым корпорациюСухойвходили 32 предприятия, в том числе АО “ОКБ им. Сухого” (Москва) и авиационные заводы Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и Новосибирска.
  • К 1995 году в 21 стране мира эксплуатировалось более 2,5 тыс. самолетов марки “СУ”. ВВС России были укомплектованы этими самолетами на 70 процентов. 

  • Помимо глубокой модернизации Су-27, идет создание новых машин. 25 сентября 1997 взлетел прототип истребителя пятого поколения Су-37 “Беркут” с крылом обратной стреловидности.
  • Есть проекты легких однодвигательных – УБС С-54, истребителя Су-55 и палубного Су-56.
  • Прорабатываются проекты супераэробуса КР-860, способного перевозить почти 1000 пассажиров и сверхзвукового самолета бизнес-класса Су-21.
  • Су-80ГП в грузопассажирском варианте впервые поднялся в воздух в августе 1999 года, а осенью он в конкурсе на замену военно-транспортных Ан-26 он уступил проекту Ил-112.

В заключение

Михаил Петрович Симоновредкий мужественный и ответственный руководитель и в то же время талантливейший конструктор, учёный мирового уровня, талантливейший организатор нашей оборонки который в условиях вахканалии 90-х доказал, что наша оборонка — это не источник нашей бедности, а наоборот — источник нашей стабильности и благосостояния для коллективов многих предприятий ОПК. И что «реформаторов-рыночников» «эффективных менеджеров» уровня Чубайса, Гайдара и “государственников” уровня Горбачёва и Ельцына — этих настоящих «всадников без голов» без стыда и совести, как их называли в том числе порой и в глаза технари-оборонщики, жизнь положившие на алтарь обороны нашего Отечества. На пушечный выстрел нельзя было допускать ни к государственному управлению, ни к управлению сложнейшими народно-хозяйственным и оборонным комплексам предприятий, созданных трудом и потом нескольких поколений советских инженеров и рабочих абсолютное большинство “эффективных” финансовых менеджеров далёких от понимания вопросов организации и функционирования сложных научно- производственных комплексов…

Алексей Андреевич Туполевсоветский авиаконструктор, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Окончил МАИ (1949)С 1942 г. работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполеваконструктор завода (1942-1949 гг.). Самостоятельную конструкторскую деятельность начал в 1957 г. После окончания Московского авиационного института (1949) он – ведущий конструктор завода (1949-1963 гг.); главный конструктор завода (1963-1973 гг.) и заместитель генерального конструктора. Принимал активное участие в разработке конструкций первого реактивного пассажирского самолета ТУ-104, самолетов ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134; ТУ-154. С 1973 г. является генеральным конструктором ОКБ. С 1992 г. генеральный конструктор корпорации, созданной на базе Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. А.Н. Туполева и завода Самары…

Под руководством Алексея Туполева заканчивалось создание сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. В первые решены  сложные научные и  технические  проблемы сверхзвуковой  пассажирской авиации. Предложена общая компоновка этого  самолёта, совместно с ЦАГИ дана теория проектирования сверхтонкого треугольного крыла  малого удлинения. Новым этапом в проектировании стала разработка: высокоресурсных теплостойких конструкций для режимов длительного аэродинамического нагревания,  резервированных  комплексов бортового оборудования и управления сверхзвуковых пассажирский самолётов, взлётно-посадочной механизации с убираемым перед ним горизонтальным оперением  в «бесхвостой» схеме, отклоняемого носка кабины и др…

В начале 70-х на базе Ту-144 проектируется стратегический бомбардировщик “160”, однако под нажимом ВВС в дальнейшем вместо него было решено разработать полностью оригинальный самолет Ту-160 

19 декабря 1981 сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 совершил первый полет, а в 1988 он был продемонстрирован министру обороны США на аэродроме Кубинка.

В 1979 взлетает носитель крылатых ракет Х-55 Ту-95МС, созданный на базе Ту-142М. Являлся генеральным конструктором одноступенчатого многоразового воздушно-космического самолета (ВКС), известного как проект “Буран” (Ту-2000)(1986-1995, проект был заморожен из-за отсутствия госфинансирования)…

Массовый магистральный самолет Аэрофлота Ту-154 после модернизации и установки новых двигателей Д-30КУ получил марку Ту-154М. 15 апреля 1988 совершил первый полет экспериментальный самолет Ту-155, для которого ОКБ Н.Д. Кузнецова разработало водородный двигатель НК-88. В начале 1989 года взлетел среднемагистральный Ту-204. В марте 1992 на Казанском авиапромышленном объединении (КАПО) им. Горбунова началось серийное производствоТу-204-200...

В 1978-1985 гг. заведующий кафедрыАэродинамика и конструкция летательных аппаратов Московского авиационного технологического института

(ныне МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского в составе МАИ)…Лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР.

Награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».

Скончался А. А. Туполев 12 мая 2001 года.

По теме:

Малоизвестные авиаконструкторы советской авиации. Часть 1

Малоизвестные авиаконструкторы советской авиации. Часть3

 

One thought on “Малоизвестные авиаконструкторы советской авиации. Часть 2

  1. “Золотые слова” на злобу дня: “…На пушечный выстрел нельзя (было) допускать ни к государственному управлению, ни к управлению сложнейшими народно-хозяйственным и оборонным комплексам предприятий, созданных трудом и потом нескольких поколений советских инженеров и рабочих абсолютное большинство «эффективных» финансовых менеджеров далёких от понимания вопросов организации и функционирования сложных научно- производственных комплексов”

Comments are closed.