Лётные испытания модернизированного авиадвигателя АПД-500

Авиационный поршневой двигатель АПД-500 создан на базе автомобильного двигателя проекта «Кортеж». Летающей лабораторией для испытания двигателя выбран самолет акробатической категории Як-52, подходящий для «кручения» фигур. Именно поэтому, самой программе разработки демонстратора дали название «Циркач».



Что конкретно нужно поменять в автомобильном двигателе, чтобы на нем полетел самолет? Именно этим вопросом были озадачены конструкторы, когда приступали к разработке авиационного варианта двигателя российского автомобиля Aurus V8.   Демонстратор двигателя АПД-500 уже этой осенью 2021г. будет установлен на Як-52, после чего пройдут наземные отработки силовой установки.

Силовая установка самолётов акробатической категории работает в условиях высоких положительных и отрицательных перегрузок, в перевёрнутом полёте, на предельных режимах. Двигатель должен иметь хорошую приемистость, а управление силовой установкой должно быть простым.
Лётные испытания самолёта Як-52 с модернизированным авиационным поршневым двигателем АПД-500, созданным в рамках программы «Циркач» на базе двигателя автомобилей семейства Aurus, пройдут в 2022 году, сообщает агентство РИА «Новости» со ссылкой на генерального директора Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова Михаила Гордина.


В начале проекта подразумевалось, что адаптация автомобильного двигателя для использования в авиации проще и дешевле, чем разработка мотора для самолетов с нуля. За основу был взят бензиновый турбированный силовой агрегат объёмом 4,4 л и мощностью 600 л.с. от Aurus Senat.     Базовая «восьмерка» получилась классической: с 90-градусным углом развала блока и двумя турбокомпрессорами на внешних его сторонах. Это полностью алюминиевый двигатель с сухими чугунными тонкостенными гильзами, в котором непосредственный впрыск топлива, управляемые фазы газораспределения и раздельная по цилиндрам система охлаждения.

АПД-500 уже прошел стендовые испытания с разработанными для него системами, которые отвечают за взаимодействие с летательным аппаратом, – управления двигателем, редуктором, воздушным винтом. Главной сложностью, которая успешно преодолена, стали требуемые лётные характеристики двигателя. В частности, безопасная работа на авиационных режимах при сохранении ресурса, поскольку автомобильный мотор большую часть времени работает в диапазоне 20-50% от максимальной мощности, а авиационный двигатель в режиме крейсерского полета – на 70-80% взлетной мощности, что накладывает дополнительные требования к его возможностям.

В дальнейшем, новые системы и технологии планируют применить при разработке линейки различных двигателей, устанавливаемых на спортивные и учебно-тренировочные летательные аппараты. 

По теме:

ЦИАМ подготовил ТЗ на разработку поршневого АД ФОРА-500

88 – летие ММП имени Чернышёва

Объединённая двигкорпорация “ОДК” в составе Ростех 2023г.