88 – летие ММП имени Чернышёва

16 ноября 1932 года был создан Завод №82 Гражданского воздушного флота, известный сегодня как Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышёва.

В начале пути ММП выпускало звездообразные поршневые моторы, авиадизели для бомбардировщиков, первые отечественные турбореактивные двигатели. Сегодня предприятие является производителем различных модификаций двигателя РД-33 для истребителей, а также комплектующих для ВК-2500 и семейства ТВ7-117.



Легендарный директор Владимир Васильевич Чернышёв пришёл на завод сразу после войны в 1945-м. До 1983 года, то есть, почти 40 лет он руководил предприятием, которые  в последствии стало носить его имя. При участии Чернышёва на предприятии были освоены модификации двигателей для истребителей семейства МиГ. В 1958 году на заводе впервые в стране приступили к разработке технологии обработки лопаток компрессоров электрохимическим способом.

Историческая справка:

Предприятие создано в 1932 году на базе авиаремонтных мастерских Гражданского воздушного флота. Здесь впервые в стране были созданы звездообразные поршневые моторы конструкции Швецова-Назарова-Коссова: МГ-11, МГ-21 и МГ-31Ф для лёгких гражданских самолетов «Сталь-2», Ш-7. В годы Великой Отечественной войны на заводе производились авиадизели конструкции Чаромского-Тулупова-Яковлева: АН-1, М-30, АЧ-30Б для ночных бомбардировщиков Пе-8, Ер-2, а также торпедных катеров и танков. С июля 1941 по март 1942 года завод был в эвакуации в Казани. С 1945 по 1947 года главным инженером, а с 1947 по 1983 год директором завода был В. В. Чернышёв. 

В 1947 году на предприятии было организованно крупносерийное производство первых в стране турбореактивных двигателей РД-500 на базе Rolls-Royce Derwent V (всего их было выпущено с 1948 по 1951 год — 1274 единиц), а также двигатель ВК-1 (тяга 2,7 т) конструкции В. Я. Климова, который позволил истребителю-перехватчику МиГ-15бис увеличить дальность полёта до 2000 км, а фронтовому истребителю МиГ-17 стать первым отечественным самолётом, превысившим скорость звука в горизонтальном полёте. Двигатели использовались на самолётах конструкции Ильюшина, Лавочкина, Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева.

В 1952 году на заводе начали производство авиадвигателя АМ-5А (конструктор А. А. Микулин) для всепогодного истребителя-перехватчика Як-25. В 1958 году завод приступил к изготовлению двигателя С. К. Туманского  Р11Ф-300, который на истребителе МиГ-21 позволил установить рекорды скорости и высоты полёта. Одновременно на заводе производились жидкостно-реактивные двигатели С2-1150 конструкции А. Исаева для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».

В 1960—1970-е годы практически вся истребительная авиация ВВС СССР оснащалась двигателями производства ММП имени В. В. Чернышёва: на предприятии был начат серийный выпуск мощных двухвальных ТРДФ конструкции со сверхзвуковыми ступенями компрессора  С. К. Туманского,  Н. Г. Мецхваришвили — К. Хачатурова: Р11В-300, Р11АФ-300, Р11Ф2С-300, Р29-300, Р29Б-300, Р-35 с тягой от 3,9 т до 13,2 т. Двигатели устанавливались на высотных самолётах-разведчиках и сверхзвуковых истребителях (фронтовых, перехватчиках, бомбардировщиках) «Яковлева», «Микояна», «Сухого».

С 1982 года завод изготавливал двухконтурный форсированный авиадвигатель (ТРДДФ) четвёртого поколения конструкции С. П. Изотова РД-33 для истребителей МиГ-29.

Предприятие было награждено в 1966 году орденом Ленина, а в 1976 году — орденом Октябрьской Революции.

– Завод начинался с деревянных времянок, позже на этом месте появились первые кирпичные строения, в цехах были установлены станки, на предприятие шли трудиться лучшие инженеры СССР. Мы помним и ценим каждый момент рождения нашего предприятия, ведь благодаря этой истории сегодня ММП имени В.В. Чернышёва — одно из ведущих двигателестроительных предприятий страны, – говорит управляющий директор Амир Хакимов.

На предприятии работали такие легендарные инженеры, как А.Н. Напольнов, О.Н. Третьяков, А.С. Новиков, А.Д. Швецов, В.Я. Климов, А.А. Микулин, А.М. Исаев, С.К. Туманский, С.П. Изотов, А.А. Саркисов, А.Д. Чаромский, Н.Г. Мецхваришвили, К.Р. Хачатуров, Р.Ю. Нусберг и др.

Московское машиностроительное предприятие знаменито не только лучшими инженерами. Здесь также успели поработать такие известные личности, как советский вратарь (специалист инструментального цеха) Лев Яшин и рок-музыкант (вальцовщик) Гарик Сукачёв.

Сегодня это стабильный, современный, модернизированный комплекс. На предприятии при поддержке ОДК и ГК «Ростех» реализуются высокотехнологичные производственные проекты. Активно применяются технологий четвёртой промышленной революции для реализации идей и концепций современной индустрии.

Продукция предприятия 

Авиадвигатели:
РД-33
РД-93
РД-33МК
ТВ7-117СМ/СТ
ТВ3-117 / ВК-2500/ВК-3000В
РД-1700

По теме:

88 – летие ММП имени Чернышёва

ОДК строит новый производственный комплекс в Москве

One thought on “88 – летие ММП имени Чернышёва

  1. Коллективу ММП имени Чернышёва! Желаю трудовых успехов и доброго здоровья!

Comments are closed.