«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса

12 апреля 1961 года. 8:50. Объявлена десятиминутная готовность. Проверка всех основных систем и герметизации. 9:06. Минутная готовность. Гагарин занял исходное положение. 9:07. Дается зажигание. Старт корабля «Восток», в эфире слышно знаменитое «Поехали!..» Так началась эра освоения человеком космоса, пионером которой стал летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Юрий Гагарин — в этом году исполнилось 90 лет со дня его рождения.



За каждым громким открытием в этой области стоит напряженный труд коллективов ученых, инженеров, специалистов, рабочих. В День космонавтики вспоминаем вкладЦентрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского(ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в дело покорения далеких галактик.

ЦАГИ взлётная площадка и сердце авиапрома

Одно из главных достижений — запуск ракеты-носителя «Восток» с кораблем «Восток-1», который стал возможен в том числе благодаря центру авиационной науки. В институте была проведена большая работа по динамике и управлению полетом «Востока-1». Для борьбы с режимом зависания ученые предложили применить ударный демпфер — специальное устройство, уменьшающее угловые колебания. Кроме того, на специально созданной в ЦАГИ аэробаллистической установке исследовались аэродинамические характеристики корабля при гиперзвуковых скоростях полета. Проведенные эксперименты позволили изучить многие недоступные ранее явления, в том числе коэффициент аэродинамического сопротивления спускаемого аппарата «Восток-1» и картину его обтекания. На основе этих данных были определены траектория спуска аппарата в атмосфере и точка его приземления.

Еще один крупный проект 1960-х годов — комплекс «БОР» (беспилотный орбитальный ракетоплан в составе авиационно-космической системы «Спираль»). Результаты, полученные при исследованиях моделей и масштабных аналогов орбитального самолета в аэродинамических трубах института, позволили с высокой степенью точности определить аэротермодинамические характеристики его планера. Они же в свою очередь стали исходными данными для разработчиков различных систем БОРа. Опыт, накопленный в этой программе, использовался при создании многоразовых авиационно-космических систем следующих поколений.

Металлическая модель системы «Спираль» в транспортном контейнере, использовавшаяся при испытаниях в аэродинамических трубах. buran.ru

Большого внимания потребовало создание космического аппарата «Союз». Помимо изучения внешней аэродинамики, пришлось решать сложные проблемы динамики полета при спуске аппарата в атмосфере. Аналогичные задачи стояли перед учеными ЦАГИ и при разработке аппаратов для облета Луны, полетов на Венеру и Марс.

В конце 1970-х годов началась работа в рамках известной всему миру программы «Энергия — Буран». В ЦАГИ был выполнен поистине колоссальный объем испытаний по проекту. В числе основных работ — комплексные исследования по аэродинамике, прочности, расчетам тепловых режимов, разработке рекомендаций по геометрии аппаратов. Особое внимание ученые уделили системе управления «Бурана». Они дали коллегам из ОКБ «Молния» свои предложения по алгоритмам и принципам совмещения автоматического управления и управления летчиком. В институте при содействии ОКБ был создан специальный пилотажный стенд, на котором отрабатывались режимы пилотирования.

Энергия-

Визуализация обтекания системы ” Энергия – Буран” в аэродинамической трубе ЦАГИ

Велико значение ЦАГИ и в реализации современных космических проектов. Пилотируемый транспортный космический корабль «Орел», ракета-носитель «Ангара-А5», десантные модули по программе «ЭкзоМарс», прямоточные воздушные электрореактивные двигатели для долговременного поддержания космических аппаратов на сверхнизких орбитах — вот далеко не полный список объектов, исследуемых институтом в последние годы.

Сегодня, спустя более 60 лет с момента первого полета человека в космос, центр авиационной науки вновь встает перед большими вызовами, которые бросают нам тайны неизведанной Вселенной. Среди новых направлений деятельности ЦАГИ — участие в создании ракеты-носителя с возвращаемой первой ступенью. Таким образом роль института в истории освоения звездных далей можно назвать поистине «космической» — от первого «Поехали!» до инновационных проектов будущего.

Аэродинамические исследования космического корабля “Союз” с парашютом

 

По теме:

Есть первый старт «Ангары-А5М» с космодрома «Восточный»…

«Роскосмос» представил облик коммерческого модуля РОС

“Роскосмос” планирует развивать коммерческое направление

ИНТЕРФАКС – “Роскосмос” будет активнее развивать коммерческое направление деятельности, сообщил глава госкорпорации Юрий Борисов. “Структура отрасли до настоящего момента даже не содержала коммерческого направления. То есть мы создавали то, что умели, без ориентирования на спрос. В отрасли сегодня создается коммерческое направление, в задачу которого входит мониторить и аккумулировать спрос наших потребителей, и различные данные”, – …

В ЦАГИ завершен этап испытаний космического корабля «Орел»

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») проведен этап испытаний пилотируемого транспортного корабля (ПТК) «Орел», который разрабатывается в ПАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева. Предметом исследований стали аэродинамические характеристики крышки парашютного контейнера в процессе ее отделения от возвращаемого аппарата корабля. Отделение крышки парашютного контейнера напрямую связано с вводом в действие парашютной системы возвращаемого аппарата, поэтому …

Одно небо на двоих: как авиация помогала космонавтике

Космическая отрасль, возникшая на стыке ракетостроения и авиации, исторически тесно связана с авиастроительной промышленностью. Гений теоретической космонавтики Константин Циолковский параллельно с созданием теории ракетного полета, опубликованной в 1903 году, разрабатывал воздухоплавательные аппараты. А «отцы» первых ракет Сергей Королев и Николай Тихонравов начинали как конструкторы аэропланов, да и сами первые ракеты были крылатыми, самолетного типа. Из …