К 66-летию гидробазы ЦАГИ

В конце июня 2020 года исполнится 66 лет со дня основания и ввода в строй гидробазы ЦАГИ, расположенной на берегу Коровинского залива Иваньковского водохранилища (Московского моря) в г. Дубне...

 

Необходимость создания базы для гидроиспытаний была обусловлена рядом задач, которые поставили перед ЦАГИ в конце 20-х гг. В 30-х гг. создана гидроплощадка в Севастополе, которая просуществовала до начала Великой Отечественной войны. Затем в 1947-1948-м гг. с целью территориального приближения к основной базе института была построена гидроплощадка в районе д. Ульянково (Пироговское водохранилище). Вследствие увеличения объемов и усложнения задач гидродинамических испытаний принято решение о перебазировании гидроплощадки, и в начале 50-х гг. на побережье Иваньковского водохранилища в районе г. Дубны возникли первые постройки…

Численность специалистов гидробазы при ее основании составляла 7 человек, а к началу 90-х гг. достигала уже 130 человек. К этому времени, благодаря вводу в строй уникального комплекса звукомерных камер, в лаборатории, наряду с исследованиями в области гидродинамики, начали проводиться исследования и в области авиационной акустики…

В разные годы на гидробазе ЦАГИ научные изыскания в области скоростной гидродинамики проводили выдающие ученые: основоположник отечественной научной школы развитой кавитации – академик Г.В. Логвинович, разработчик уникального комплекса высокочастотной измерительной аппаратуры на основе пьезокристаллических датчиков – доктор технических наук О.П. Шарыгин, авторы “теории изотермичности” – Е.Н. Капанкин и Э.В. Куприянов...

Гидроаэродром «Дубна» расположен на акваториях и прилежащих прибрежных территориях Домкинского залива Иваньковского водохранилища. Наличие утвержденной инструкции на выполнение полетов и имеющееся оснащение научно-исследовательской лаборатории ЦАГИ позволили провести на гидроаэродроме натурные испытания целого ряда объектов: самолетов «Пони», «Дубна-2», «Шмель», Че-22, «Авиатика-890У», экранолета «Иволга», а также аэросаней-амфибий АНТК им. А.Н. Туполева АС-2, аппаратов на воздушной подушке «Аэрола» Дубнинского машиностроительного завода и «Кайман» ЗАО «Комвен», поисково-спасательного вездехода-амфибии летно-аэромобильного комплекса специального назначения МЧС России «Синяя птица» (ЗИЛ-4906). В проводившихся испытаниях использовались временная разметка акватории, временные крытые стоянки и временный слип. С 2004 г. на гидроаэродроме выполняют учебные полеты по забору и сбросу с воды пилоты противопожарных самолетов-амфибий МЧС Бе-200. В 2007 г. на гидроаэродроме проведены летные испытания самолета Ан-2 с поплавковым шасси, выполненным из композитных материалов.

Создание гидробазы на Московском море имело огромное значение для разработки целого ряда объектов авиационной техники и морских вооружений подводных лодок, таких как не имеющая мировых аналогов ракета-торпеда “Шквал”, летные модели самолетов А-40, Бе-200, экраноплана “Лунь”. Благодаря работам, проведенным на испытательных стендах гидробазы, ЦАГИ удерживает лидирующие мировые позиции в области исследований амфибийной авиации и скоростного движения под водой…

1.jpg