300 лет российской науке и 82 года развития авиационной науки в СибНИА

8 февраля 2024 года День российской науки – профессиональный праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. 300 лет назад, 8 февраля 1724 года, Петр I издал указ о развитии науки в российском государстве и создании первой Академии наук и художеств.



В настоящее время «CибНИА имени С. А. Чаплыгина» является одним из крупнейших научно-исследовательских и испытательных центров авиационной и космической отраслей России. В СибНИА ведутся комплексные научно-исследовательские работы по заказу Министерства промышленности и торговли РФ, Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», Фонда перспективных исследований, государственных и частных авиационных опытно-конструкторских бюро.

В научных отделениях СибНИА создается и исследуется пилотируемая и беспилотная авиационная техника по следующим направлениям:

  • аэродинамика и динамика полета;
  • статическая и усталостная прочность;
  • динамическая прочность;
  • тепловая прочность;
  • научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации;
  • проектирование;
  • эксплуатация и поддержание;
  • летные исследования.

Согласно решению Минпромторга России в 2013 году СибНИА назначен ведущей научно-исследовательской организацией Минпромторга РФ по направлению «Авиационная техника малой авиации». С 2013 года по настоящее время в институте проходят широкомасштабные поисковые и прикладные научные исследования, обеспечивающие формирование научно-технического задела в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем гражданского назначения с учетом сопровождения на всех этапах жизненного цикла.

Статус программ “Малой” авиации местных авиалиний

С 2021 по 2023 годы в СибНИА проведены исследования технологий создания отечественных самолетов для скоростных перевозок на местных воздушных линиях, позволяющие сочетать характеристики скорости, дальности и загрузки.

Исследования обеспечили задел по следующим направлениям:

  • технологии высокоресурсных соединений композиционных и металло-композиционных материалов;
  • адаптивной амортизации посадочных устройств;
  • технологии исследования ударного воздействия града на изделия из полимерных композитных материалов (ПКМ);
  • оценка усталостной прочности тонкостенных элементов конструкции из ПКМ;
  • проверка уровня восстановления характеристик ПКМ на силовой композитной конструкции после проведения ремонта при типовых эксплуатационных повреждениях;
  • создание высоконесущих и ламинаризированных скоростных профилей крыла, средств управления обтеканием для скоростных самолетов МВЛ;
  • применение современных отечественных ПКМ по технологии клеевых соединений для силовой конструкции планера самолета МВЛ;
  • создание силовых частей крыла с применением бионических принципов;
  • модальные испытания как средство обеспечения безопасной эксплуатации;
  • технологии оценки технического состояния планера по коррозии в обоснование современных систем технического обслуживание по безремонтным формам.

С 2021 по 2023 годы в СибНИА выполнены исследования самолетов для перевозок на местных воздушных линиях с вертикальным взлетом и посадкой. Исследования сочетаний взлетно-посадочных характеристик (ВПХ) и летно-технических характеристик (ЛТХ) обеспечили задел по следующим направлениям:

  • выбор технических решений и технологий, обеспечивающих улучшение ВПХ с наименьшим риском;
  • анализ современных концепций самолетов УВВП и применяемых в них технических решений и технологий для улучшения ВПХ;
  • дистанционное управление;
  • разработка программного комплекса для численного моделирования динамики полета демонстратора;
  • внедрение нового российского комплекса бортового радиоэлектронного оборудования;
  • расчетно-экспериментальные исследования характеристик ВВП.

Проект концепции самолёта Ил-112М версии СибНИА

В 2023 году в СибНИА совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения проведены испытания авиационного поршневого двигателя для легких самолетов акробатической категории, которые позволят обеспечить задел по созданию силовых установок для выполнения высшего пилотажа в рамках спортивного или учебно-тренировочного применения, а также обеспечения летных испытаний и отработки силовых установок в условиях перевернутого полета.

С 2022 года по настоящее время в СибНИА продолжаются расчетно-экспериментальные исследования перспективных технологий самолетов транспортной категории и исследования по формированию облика регионального самолета с энергетическим управлением обтеканием, в том числе по направлениям:

  • исследования генетических методов проектирования бионических конструкций самолетов транспортной категории;
  • разработка встроенной системы мониторинга целостности конструкции при ее эксплуатации;
  • совершенствование алгоритмов предиктивного анализа безопасного выполнения полета воздушного судна на основе внешнетраекторных параметров;
  • постройка и испытания демонстраторов альтернативных технологий управления пограничным слоем крыла;
  • демонстрация технологий регионального самолета с распределенными винтовыми движителями в спутном следе за крылом на летающей лаборатории (ЛЛ-29);
  • демонстрация технологий регионального самолета с энергетическим управлением обтекания на летающей лаборатории (ЛЛ-40);
  • формирование облика регионального самолета с энергетическим управлением обтеканием.

С 2019 года по настоящее время в СибНИА ведутся работы по разработке и летным испытаниям демонстраторов транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей.

С 1962 года в аспирантуре СибНИА обучено более 200 инженеров и специалистов СибНИА, аспиранты защитили 11 докторских и 89 кандидатских диссертаций.

По теме:

К 80 – летию СибНИА имени С. А. Чаплыгина

ЦАГИ продолжает исследования перспективного самолета региональной авиации

Региональная авиация — ключевой вектор российского самолетостроения и важная составляющая в обеспечении транспортной доступности отдаленных муниципальных образований. Летательные аппараты данного сегмента совершают взлет и посадку на небольших аэродромах местных линий, в том числе с грунтовых взлетно-посадочных полос длиной до 1000 метров. Применение технологии энергетического управления обтеканием (ЭУО) в конструкции такого типа самолетов позволит расширить условия базирования, а также обеспечит высокую крейсерскую скорость полета. Центральный аэрогидродинамический институт …

нет комментариев

Ан-2, ТВС-2МС или ЛМС-901/192 – кто вывезет лёгкую авиацию?

Необходимость замены Ан-2 назрела давно. По сути, на нём сейчас держится значительная часть всех внутрирегиональных пассажирских и грузовых перевозок, а также авиасообщение с труднодоступными и удалёнными населёнными пунктами в Сибири и на Дальнем Востоке. Как пример: 14 августа 2024 года на Ан-2 впервые за 30 лет выполнен регулярный пассажирский рейс из омского аэропорта в посёлок …

1 комментарий

Построен новый пассажирский терминал в аэропорту Томск

Новый терминал аэропорта Томска (Богашёво) будет открыт для пассажиров 29 августа, с 30 августа 2024г.все внутренние рейсы будут выполняться из нового аэровокзала, сообщил в своем ТГ-канале губернатор Томской области Владимир Мазур. «Идут последние приготовления к открытию, которое запланировано на 29 августа. Уже с 30-го числа сюда перейдет обслуживание всех внутренних рейсов, а старое здание аэровокзала оставим …

нет комментариев

Малая авиация России может погибнуть из-за «Байкала»

Отечественный самолет «Байкал», который должен прийти на смену стареньким Ан-2, в 2025 году будет стоить в 3−4 раза дороже, чем обещал производитель. И — в 50 раз дороже его подержанных предшественников — бипланов Ан-2. Северные и дальневосточные авиакомпании чувствуют себя обманутыми, а Минпромторг — оконфуженным Минимальная цена самолета «Байкал», рассчитанного на перевозку до 9 пассажиров …

1 комментарий

С днём рождения директора СибНИА Владимир Евгеньевича Барсук

Сегодня, 11 августа, отмечает день рождения директор СибНИА, Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Владимир Евгеньевич Барсук Владимир Барсук работает в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С. А. Чаплыгина более 30 лет. Свою карьеру он начал в 1993 году в должности второго пилота вертолёта Ми-8. С 2007 года занимает должность директора СибНИА, совмещая руководство с испытательной деятельностью …