Вроде только вчера самолёт-амфибия Борей научно-производственного объединения «АэроВолга» был представлен мировой авиационной общественности в Германии на выставке АЭРО в Фридрихсхафене. Это был апрель 2018 года.
Из истории создания российского самолета “Борей”
Компания «Аэроволга» известный производитель восьмиместной амфибии La-8, приступила к серийному производству новой двухместной амфибии «Borey» и предлагает первым 10 покупателям приобрести самолёт всего за 85000 долларов США в комплектациях UL и LSA.
НПО «Аэроволга» представлять уже, наверное, никому не нужно. Самарское предприятие приступило к строительству двухместной амфибии «Борей», спроектированной по европейской весовой норме Ultra Light, но с грузоподъёмностью как в американском стандарте Light Sport Aircrafts.
Рабочие «Аэроволги» сделали макет и сейчас занимаются отработкой матрицы. И несмотря на то, что уже декабрь 2016г, новый самолёт поднимется в воздух в начале следующего года. Опыт организации рабочих процессов по мировым стандартам у «АэроВолги» имеется. И главный конструктор «борЕя» Борис Чернов тоже не новичок, спроектировал за 30 лет более десяти типов летающих лодок. Че-22, Че-24, Че-29 – две сотни этих самолётов летает по всему миру. Новая амфибия будет отличаться от «Чешек» соответствием сразу двум стандартам…
Борис Чернов, главный конструктор «Borey»:
В идеале так, чтобы самолёт был один, чтобы он вошёл по прочности как бы в 650 под LSA, чтобы он мог летать, ну 650 килограмм полный полётный вес, а чтобы вес его наоборот уложился в 495, то есть в UL. Задача конечно сложновата.
За базовую основу для «Борея» была взята амфибия Че-23. Для соответствия стандарту Ultra Light пришлось пожертвовать двумя местами. Европейские нормы очень жёсткие, и здесь итак сделана поблажка по весу для гидросамолёта в 495 килограммов – сухопутные самолёты должны иметь полную взлётную массу не более 450 килограммов.
Здесь просто не будет существовать этих двух мест совсем, но зато вместо этих двух людей схема там немножко силовая другая, там существует пилон, который убирает много лишних стоек, которые существовали на предыдущих моделях, и конечно у него скорость будет больше.
Но несмотря на столь жёсткий норматив, «Борей» будет оснащаться спассистемой МВЕН или европейской аналогичного класса, и иметь 60 литровый топливный бак, что позволит ему одним двигателем Ротакс-912 летать без посадки на 600 километров. Аналогов «Борея» среди летающих лодок нет. И вдобавок следует отметить остекление по всей ширине кабины – фирменный обзор черновских машин.
Да, это мой фирменный. Я считаю, что на таких самолётах надо летать для того, чтобы любоваться вокруг себя. Бак 60 литров, мотор ест 15 литров в час, мы знаем Ротакс, он в любом случае на 4 часа. 03:59
Также в стандарте Ultra Light заложены высокие требования к прочности конструкции. Для гарантированной защиты от флаттера и разрушения конструкции в процессе испытаний самолёт проверят на таких режимах, в которые частный пилот сможет попасть только специально.
Когда мы нормы вот эти UL, лёгкого самолёта, начали листать, то там его нужно испытывать, мы подсчитали, чуть ли не под 243 километра в час, которые двигатель конечно не даст, его придётся загонять в пикирование, потом там пишут, что 0,7 ручки при этом давать. Это очень жёсткие в общем-то нормы.
«Борей» – самолёт для ближних путешествий и полётов по своему региону с крейсерской скоростью в 160 киломеров в час с расходом от 12 до 16 литров автомобильного бензина в час. Его кабина вполне комфортна для двоих и позволяет взять до 150 килограммов груза в два достаточно габаритных багажника, а хорошая мореходность с возможностью взлёта и посадки на волну до полуметра позволит использовать его не только в реках и озёрах, но и у морских берегов. На «Аэроволге» рассчитывают, что новая амфибия станет популярной среди пилотов.
Сергей Алафинов, Председатель совета директоров НПО «Аэроволга»:
Сегодня кризис, сегодня у людей немного изменились ценовые понятия, и мы надеемся как раз, что сегодня «Борей» многим, кто мечтал, допустим о «Робинсоне», но не имеет денег и хочет летать достаточно свободно со своего участка куда-то на водную поверхность или в поля, это может быть «Борей».
Проигрывая вертолёту в объективных показателях взётно-посадочной дистанции и минимальной воздушной скорости, «Борей», тем не менее, со скоростью сваливания около 60км/час и возможностью посадки как на грунт так и на воду, даст фору любому сухопутному самолёту. И хотя среди сухопутных пилотов бытует мнение, что амфибия – она как утка, умеет и летать и плавать, но делает это одинаково плохо, Чернов с этим согласен лишь отчасти
С тех пор за это очень небольшое время российский Borey облетел вокруг Земли, получил сертификат и летает в Канаде, заканчивает лётные испытания в Германии, летает у российских владельцев в Самаре, Чебоксарах, Ростове-на-Дону и в Подмосковье. На заводских стапелях идёт сборка двадцать пятой машины. Большая часть самолётов продана на экспорт в Северную Америку и в страны Евросоюза. Двадцать пять серийных самолётов за два с небольшим года — такие темпы среди Российских производителей малой авиации являются рекордными.
Нашей программе традиционно интересны самолёты, сделанные в России, поэтому съёмочная группа FlightTV отправилась в Чебоксары, к покупателю первого серийного Borey. Эдуард был доволен своей цессной и не думал о каких-то других самолётах. А Борей появился случайно — после знакомства с «Аэроволгой» и полётов на Ла-8. Разница с привычными ему сухопутными самолётами открыла для него новый мир
Это была уже не цессна, которой требовались аэродромы, а самолёт, на котором можно летать в любую глушь. Он почувствовал себя человеком, который пересел с автомобиля на внедорожный байк. «Одно слово — это аэробайк.
Почему он мне понравился?
Это байк, только аэробайк. Летающий байк. Ты чувствуешь себя байкером. Потому что он простой, он маленький, компактный. Позволяет садиться на маленькую лужу, маленькую речку, садиться на маленькую площадку.» Борей позволил ему заново посмотреть для себя Россию. У него появилась возможность посмотреть всю страну в буквальном смысле, не привязываясь к аэродромам. Он путешествовал на Борее практически все лето и все свои отпуска — дважды на Borey за год слетал из Чебоксар на Кольский полуостров, дважды в район Нарьян-Мара. Был на Азовском и Чёрном морях, на Балтике, на Алтае и в Саянах.