Блок №11, важных новостей отечественной авиации

Росавиация рекомендовала авиакомпаниям и аэропортам усилить защиту самолётов от обледенения после инцидента на рейсе авиакомпании S7 Магадан – Новосибирск 2 декабря 2021 года .



Росавиация рекомендовала усилить защиту лайнеров от обледенения

В рамках расследования проводится анализ записей наземных и бортовых средств объективного контроля, специальные исследования качества противообледенительной жидкости, оценка видеозаписей камер наблюдения аэропорта Магадан и другие мероприятия.

По данным газеты «Коммерсант», в ходе расследования возбужденного СКР уголовного дела об «оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей» (ст. 238 УК РФ) было установлено, что самолёт обрабатывался жидкостями на основе пропиленгликоля, причём дважды. Сначала был удалён с поверхностей скопившийся на них за время стоянки лёд и снег, а затем была выполнена обработка, предотвращающая налипание снега во время руления и разбега. Также следствие выясняет, какое количество состава было использовано и соблюдался ли регламентированный цикл обработки.

«Есть вопросы и к действиям оператора машины-деайсера, который в случае направления потока жидкости не по ходу, а “навстречу” самолёту мог залить приёмники воздушного давления, регистрирующие путевую скорость самолёта, и датчики-флюгарки, отклоняющиеся в зависимости от угла атаки машины в полёте. Наконец, следствию предстоит выяснить, не нарушалась ли технология обработки, предписывающая дополнительно очищать от “льда, снега и остатков жидкости” все датчики системы воздушных сигналов», – пишет издание.

Посадка самолета прошла успешно

 

«В авиакомпании и аэропорты направлена директива — “Информация по безопасности полётов №23”. Исходя из анализа подобных авиаинцидентов, авиакомпаниям и аэропортам рекомендовано принять предупредительные меры, направленные на повышение безопасности полётов и исключение случаев возникновения авиационных происшествий, связанных с наземным обледенением (нарушение концепции “чистого” самолёта), обледенением в полёте, а также нарушением правил эксплуатации противообледенительной системы», – сообщили в Росавиации.

«Кроме того, авиакомпаниям и аэропортам рекомендовано внести в свои программы (процедуры, инструкции) по защите воздушного судна от наземного обледенения требование о запрете начала выполнения полёта воздушного судна при наличии на его поверхностях отложений в виде любого снега (не только мокрого) в целях исключения выпуска воздушного судна в полёт с наличием снежно-ледяных отложений, которые могут привести к возникновению условий, способствующих обледенению самолёта и, соответственно, к ухудшению лётных характеристик или отказу систем воздушного судна», – говорится в сообщении.

Росавиация продолжает расследование обстоятельств и причин авиаинцидента, произошедшего 2 декабря 20021г. после взлёта самолёта А321 авиакомпании S7 из аэропорта Магадана и связанного с обледенением самолёта. Анализируются записи наземных и бортовых средств объективного контроля, проводятся исследования качества противообледенительной жидкости, которой обрабатывался самолёт.

2 декабря 2021г. лайнер A321neo VQ-BGU авиакомпании S7 Airlines, следовавший рейсом Магадан – Новосибирск, совершил вынужденную посадку в аэропорту Иркутска. Во время полёта судно попало в зону сильного обледенения, что привело к отключению автопилота и переходу системы управления самолётом в ручной режим. Посадка прошла благополучно, никто из пассажиров и членов экипажа физически не пострадал. В связи с инцидентом Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СКР возбудило уголовное дело.

Ростех рассчитывает получить блокирующий пакет акций «Аэрофлота»

«Аэрофлот» стал обладателем престижной премии «Время инноваций 2021» в номинации Инновация года с проектом «Система контроля операционных ограничений» в категории IT и цифровые технологии. В этом году итоговое мероприятие по представлению проектов и награждению лауреатов проходило 6-7 декабря 2021г. в Дубае в рамках деловой программы павильона России на Всемирной выставке «Экспо-2020». Всего на конкурсный отбор премии от различных российских компаний было заявлено более 50 инновационных и цифровых решений, сообщили в пресс-службе авиакомпании.

Шереметьево Аэрофлот

«Проект “Система контроля операционных ограничений” представляет абсолютно новый подход к автоматизации контроля операционных ограничений при расстановке воздушных судов для выполнения рейсов. Данная система суммирует все информационные потоки и автоматизирует принятие решений. Это собственная разработка “Аэрофлота”, которая не имеет мировых аналогов. Авиакомпания уже подала заявки на получение патентов на изобретение», — рассказала представитель «Аэрофлота».

Авиакомпания неоднократно становилась обладателем премии «Время инноваций» за прорывные достижения в различных областях авиационной деятельности. Однако на фоне победных реляций пресс-службы флагманского перевозчика, ТК «Царьград» сообщил 7 декабря, что Ростех вышел с предложением о передаче блокирующего пакета акций «Аэрофлота», находящегося у Росимущества, в управление госкорпорации. С подобной инициативой Ростех уже обращался к властям несколько раз начиная с 2013 года.

“АЭРОФЛОТ” победил в 5-ти номинациях

Сейчас основной причиной того, что корпорация вновь решила вернуться к этому вопросу, стала неэффективная политика «Аэрофлота» по освоению и применению отечественной авиатехники и IT-решений.

В настоящее время государство через Росимущество контролирует 57,3% акций «Аэрофлота», ещё 1,96% – это квазиказначейский пакет, а 40,7% акций находятся в свободном обращении.

По мнению авиационного эксперта Олега Пантелеева, в небольшом временном промежутке для госкорпорации синергия производителя и эксплуатанта самолётов могла бы быть большим благом. Имея давление на перевозчика, фактически выступая его собственником, Ростех через Совет директоров мог бы проводить решения, связанные с формированием парка и выбором IT-систем. «То есть можно обеспечить сбыт для себя в подконтрольной авиакомпании», – говорит эксперт.

«Но в среднесрочной перспективе это ничего хорошего не несёт ни авиакомпании, ни производителю, – считает Олег Пантелеев. – Потому что такая ситуация не стимулирует производителя улучшать качество своих продуктов, качество сервисов и так далее. Навязали – и летайте на чём вам сказано. Естественно, на эту ситуацию крайне негативно отреагируют и частные акционеры, которых у “Аэрофлота” достаточное количество», –пояснил он.

В Тольятти сделали самолет для авиахимических работ

Резидент технопарка в сфере высоких технологий “Жигулевская долина” в Тольятти провел летно-конструкторские испытания нового одноместного самолета “СК-01”, предназначенного для авиахимических работ. Недавно компания оформила сертификат летной годности, на очереди – получение регистрационного знака

К следующим этапам испытаний планируется привлечь нескольких опытных пилотов-“химиков” для получения дополнительной информации. При проектировании техники учитывали особенности действующего законодательства в области авиахимических работ и опыт пилотов. В частности, тольяттинцы ориентировались на опыт саратовской авиакомпании “Аэрон”, которая на протяжении десяти лет занимается коммерческой эксплуатацией самолетов для авиахимии. Ее специалисты сформулировали основные требования к воздушному судну. Поэтому шасси сделали такими, чтобы “СК-01” мог взлететь и приземлиться, например, на грунтовые дороги.

Емкость топливного бака судна – 60 литров, размах крыла – десять метров. Машина сделана так, чтобы у пилота был хороший обзор. В нижней части корпуса установили съемный бак для жидких химвеществ емкостью 160 литров, под крылом на штангах разместили аппаратуру для ультрамелкого распыления.

Самолет на треть состоит из закупаемых комплектующих, а остальное компания выпускает сама. Причем основные элементы конструкции фюзеляжа делаются по новой технологии.
Самолет производится из композитных материалов. После создания математической модели планера изготавливается оснастка матрицы для деталей, затем идет их “выклейка” в матрицах под вакуумом. Применение этих технологий позволит снизить трудоемкость изготовления, количество используемого материала и, как следствие, себестоимость продукта”, – рассказал директор компании “Серебряные крылья” Валерий Андреев.

“СК-01” будет стоить в два раза дешевле иностранных аналогов. При получении заказов на изготовление у компании уйдет около одного-двух месяцев. По словам специалистов, в России сейчас поля опыляют старенькие Ан-2, а то и дельтапланы, поэтому потребности внутреннего рынка малой авиации в новом самолете такого типа достаточно велики.

У тольяттинского предприятия уже есть опыт производства полного цикла других легкомоторных самолетов – выпущено более сотни машин. Компания делает легкий гидросамолет-амфибию “Корвет-СК” и его модификации, легкий двухместный самолет “Цикада-М” общего назначения и его модификацию для авиахимических работ, легкий четырехместный “СК-04“. Легкомоторные самолеты применяются для аэрофотосъемки, мониторинга с воздуха, тушения пожаров, авиахимии, подготовки пилотов, а также туристических целей.

Справочно >> Аэрон, ООО Авиационная компания “Аэрон” первая и на данный момент единственная в Саратовской области частная авиационная компания. Компания начала свою деятельность в марте 2004 года с возникновения идеи о создании в Саратовской области авиационной компании для решения проблем сельхозтоваропроизводителей, связанных с защитой культурных растений от сорняков, вредителей и болезней.

Первой ласточкой 9 мая 2004 года в небо поднялся первый сверхлегкий самолет Х-32 “Бекас”. Этот многоцелевой аппарат, созданный на Украине, был выбран не случайно. За последние годы он великолепно зарекомендовал себя в 34 странах ближнего и дальнего зарубежья за счет простоты, надежности и широких возможностей эксплуатации. Благодаря высокопрофессиональной деятельности команды специалистов в сжатые сроки был подготовлен летный и технический состав, а так же получены все разрешительные документы и лицензии на выполнение авиационных видов деятельности. Сегодня компания располагает 6-ю единицами авиатехники и мобильными экипажами, укомплектованными всем необходимым для проживания, охраны авиатехники, комплектующими и всей необходимой документацией для автономного выполнения авиахимработ на всей территории России. Все пилоты компании с многолетним опытом выполнения АХР в различных регионах России и Казахстана…