В апреле 2021 года исполнится 85 лет Лётно-испытательной станции (ЛИС) комсомольского филиала компании «Сухой» – КнААЗ имени Ю.А. Гагарина. За годы работы его коллектив прошёл сложный путь от создания самолётов Р-6, Ил-4, Ли-2 к качественно новой реактивной технике – боевым машинам семейства «Су».
Первоначально место для строительства авиационного завода №126 (сейчас это КнААЗ имени Ю.А. Гагарина), несмотря на предупреждения местного населения, оказалось выбрано неудачно. Высокий осенний паводок 1932 года частично уничтожил складированные строительные материалы и затопил подготовленный для закладки фундамента главного корпуса котлован и взлётно-посадочную полосу строящегося аэродрома.
Руководством стройки были сделаны соответствующие выводы и новую заводскую площадку и взлётно-посадочную полосу перенесли на более возвышенное место на 5 км северней от прежнего места.
Первенец ЛИС – Р-6 (АНТ-7) — многоцелевой самолёт (разведчик, трёёхместный истребитель дальнего сопровождения, бомбардировщик и торпедоносец) поднялся в небо в мае 1936 года. В июле того же года эта машина совершила перелёт в Хабаровск. Так завод отрапортовал о готовности к серийному производству авиационной техники.
В мае 1936 года на завод пришло указание наладить производство дальних бомбардировщиков конструкции С.В. Ильюшина ДБ-3, по тем временам это был достаточно совершенный самолёт, соответствующий уровню зарубежных аналогов. Несмотря на многочисленные объективные и субъективные трудности в 1938 году коллектив завода сумел сдать военным 30 самолётов. В 1939 году на заводе построили уже 100 бомбардировщиков. В первые месяцы 1941 года началось строительство торпедоносцев ДБ-3Т и ДБ-3ПТ. В дальнейшем произошёл постепенный переход на производство ДБ-3Ф (Ил-4).
За годы войны производственные мощности авиазавода и производительность труда на предприятии существенно увеличились. Годовой объём сданных самолётов за этот период возрос более чем в 2,5 раза, при этом численность рабочих осталась на довоенном уровне. Всего завод №126 в Комсомольске-на-Амуре поставил фронту 2757 бомбардировщиков Ил-4.
В 1949 г. предприятие приступило к выпуску реактивной техники – лучших на тот момент фронтовых истребителей МиГ-15. Тремя годами позже началось производство модернизированных МиГ-17. Его экспортный вариант МиГ-17Ф пользовался большим спросом за рубежом. В период с 1950 по 1958 годы было изготовлено и испытано более 800 МиГ-15 и свыше 2000 МиГ-17 различных модификаций.
1956 год – новая веха в истории ЛИС. Его коллектив приступил к испытаниям самолёта нового поколения – истребителя-бомбардировщика Су-7, ставшего первенцем семейства боевых машин марки «Су», в том числе и знаменитых его модификаций с изменяемой геометрией крыла – Су-17, получивших широкую известность во всём мире.
Строительство различных модификаций Су-17 для ВВС СССР и экспортных вариантов Су-20, Су-22, Су-22М на заводе, который в те годы именовался «Комсомольское-на-Амуре Авиационное Производственное Объединение», продолжалось до начала 90-х. Параллельно с производством истребителей-бомбардировщиков на заводе велась сборка противокорабельных крылатых ракет П-6 и «Аметист» для вооружения подводных лодок. По кооперации в Новосибирск поставлялись хвостовые части фюзеляжа с оперением и поворотные части крыла для Су-24.
Начало 80-х было отмечено выпуском одного из лучших в мире истребителей 4-го поколения – Су-27. Первыми истребители Су-27 начали осваивать пилоты 60-го иап. Этот истребительный авиаполк, прикрывавший Комсомольск-на-Амуре в течение длительного времени, использовал ВПП совместно с заводом.
17 февраля 1990 г. начались лётные испытания первого серийного самолёта корабельной модификации Су-27К (Су-33), способного базироваться на тяжёлом авианесущем крейсере.
19 мая 1999 г. с аэродрома «Дзёмги» впервые поднялся в воздух новый двухместный истребитель Су-30МК.
В сентябре 2001 года совершил первый полёт Су-80. На этапе проектирования предполагалось, что в пассажирском варианте он заменит на местных авиалиниях Як-40 и Ан-24, а в грузовом Ан-26.
Достоинствами турбовинтового Су-80 принято считать хорошие взлётно-посадочные характеристики и способность летать с необорудованных аэродромов. Это позволяло эксплуатировать Су-80 с неподготовленных аэродромов и коротких, в том числе грунтовых полос. В случае необходимости имелась возможность быстрого переоборудования из пассажирского варианта в грузовой. Су-80 должен был обеспечить приемлемый по современным меркам уровень комфорта для пассажиров и высокую транспортную эффективность авиаперевозок при минимальных эксплуатационных расходах. При необходимости самолёт мог быть использован в качестве лёгкого военно-транспортного или патрульного. Наличие грузовой рампы на Су-80 позволяет осуществлять перевозку автомобильной техники и стандартных авиационных контейнеров.
Самолёт Су-80 прошел заводские приёмосдаточные испытания на КнААПО и готовился к передаче в ОКБ на доводочные испытания, но вскоре программу остановили. По официальной версии это связано с использованием импортных узлов и агрегатов – двигателей американского производства и французских генераторов. Но как представляется, Су-80 стал неинтересен заводу и разработчику ввиду подготовки к производству, сулящего большие выгоды, ближнемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100.
Та же участь постигла лёгкий самолёт-амфибию Бе-103. Его производство продолжалось с 1997 по 2004 год. Несколько машин этого типа было продано в США и Канаду. Сейчас выпуск Бе-103 прекращён, и все работы по нему свёрнуты. На территории завода до сих пор находится 16 амфибий, которые не нашли покупателя.
19 мая 2008 года со взлётной полосы аэродрома Дзёмги в воздух впервые поднялся ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Он разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) при участии иностранных компаний Thales, PowerJet и B/E Aerospace.
2 октября 2008 года на аэродроме ЛИС состоялся первый полёт второго опытного самолёта Су-35С. Таким образом, лётные испытания этого сверхманёвренного многофункционального истребителя проходили одновременно в подмосковном Жуковском, и в Комсомольске-на-Амуре на аэродроме Дзёмги.
29 января 2010 года со взлётно-посадочной полосы поднялся в воздух самолёт 5-го поколения – ПАК ФА Т-50. В успешной реализации этой перспективной программы большая заслуга и специалистов ЛИС.
В настоящее время взлётно-посадочная полоса и инфраструктура аэродрома Дзёмги активно используется как авиастроительным заводом, так и истребительным полком. В составе авиационного парка КнААЗ имеются самолёты: Ту-154, Ан-12, Су-80, Бе-103. До недавнего времени заводом эксплуатировались спарки Су-17УМ3, используемые в тренировочных целях. Примечательным фактом является то, что истребители-бомбардировщики Су-17 всех модификаций официально сняты с вооружения ВВС России в конце 90-х. Поддержание в лётном состоянии Су-17УМ3, производство которых завершилось на Комсомольском авиазаводе более 25 лет назад, было возможно благодаря наличию квалифицированного технического персонала и большого запаса запасных частей.
На территории аэродрома регулярно проводятся авиационные праздники, на которых демонстрируются различные виды авиационной техники и проводятся показательные полёты.
В заключение:
ЛИС играл, и без сомнения будет в дальнейшем играть большую роль в обеспечении обороноспособности нашей страны. Его значение особенно возросло после того, как во время «реформирования» и «придания нового облика» вооружённым силам было «оптимизировано» значительное количество авиационных частей и ликвидировано около половины военных аэродромов на Дальнем востоке.
Примечание: КнААЗ и КнААПО – абревиатуры названия авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. С 1 января 2013 года, по окончании консолидации ОАО «КнААПО» и Компании «Сухой» официальное название авиазавода – филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина».
По теме: