Международный двусторонний проект с участием Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), получил грантовую поддержку Российского научного фонда (РНФ). Работа нацелена на исследование аэродинамического шума и способов его снижения для крыла перспективного сверхзвукового гражданского самолета (СГС).
Это — первый международный проект с участием ЦАГИ, ставший обладателем гранта РНФ. Работа осуществляется в интересах одной из наиболее актуальных для аэрокосмической отрасли тематик — создание СГС. Партнером института в проведении исследований является Китайский аэродинамический научно-исследовательский центр CARDC.
СГС — перспективный летательный аппарат, призванный обеспечить быстрые авиаперелеты, в том числе по межконтинентальным маршрутам. В то же время такой воздушный транспорт бросает научному сообществу новые вызовы: специалистам необходимо изучить его влияние на окружающую среду, в частности, аэроакустическое воздействие.
Планируется, что СГС должен соответствовать нормам по шуму на местности, принятым для современных дозвуковых воздушных судов. Для условий посадки важным направлением является изучение шума планера, один из основных источников которого — механизированное крыло СГС.
«Для того, чтобы оптимально смоделировать крыло сверхзвукового гражданского самолета, необходимо провести достаточное количество исследований и выработать подходы к снижению уровня шума. Это и есть цель нашего проекта, и Российский научный фонд поддержал его. В процессе работы мы собираемся изучить механизмы генерации шума, связанные с обтеканием механизированного крыла СГС, которые могут существенно отличаться от механизмов шума традиционного крыла дозвуковых самолетов. Численное моделирование такой задачи пока представляет существенные трудности, поэтому в рамках совместного проекта для этого запланированы испытания модели крыла СГС в акустических камерах ЦАГИ и СARDC. Особенно важно то, что подобные исследования будут выполнены впервые в мире. Это ценный вклад в создание пассажирской сверхзвуковой авиации», — отметил руководитель проекта, начальник научно-исследовательского центра аэроакустики Московского комплекса ЦАГИ, доктор физико-математических наук Виктор Копьев.
Проект был отобран в рамках открытого конкурса РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» совместно с Государственным фондом естественных наук Китая (NSFC) за 2022 год. Работа рассчитана на 2023–2025 годы.
По теме:
- Сверхзвуковой деловой самолет (СДС)…
- Концепция сверхзвукового гражданского самолёта…
- Интервью гендиректора ЦАГИ. Летать быстрее звука…