Ракетоносец, который был лучше Ту-22М3 по некоторым ЛТХ

В настоящее время продолжается активное перевооружение армии и флота. За последние годы российские Воздушно-космические силы получили десятки новых и прошедших модернизацию самолётов. Среди них хорошо известные и хорошо зарекомендовавшие себя в ходе реальной боевой эксплуатации фронтовые бомбардировщики Су-34, многофункциональные истребители Су-30СМ и Су-35. Это если говорить о тактической (фронтовой) авиации.





Если говорить об авиации стратегической, то там картинка не такая радужная, так как авиапарк дальней авиации значительно скромнее и представлен стратегическими ракетоносцами Ту-160, Ту-95 и дальними бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-22М3.

Тем не менее стратегические бомбардировщики тоже проходят модернизацию, в ходе которой получают новые возможности. А ещё после возобновления выпуска двигателей НК-32-2 ожидается постройка новых ракетоносцев Ту-160.

Особое внимание уделено ракетоносцам Ту-22М3, которые являются самыми массовыми самолётами Дальней авиации. Сам самолёт весьма неплох. Недаром его до сих пор так боятся в НАТО. По классификации Североатлантического альянса он называется “Бэкфайр” – встречный огонь.

Подробнее: Ракетоносец Ту-22М3

Но на вооружении когда-то стоял ракетоносец, который был лучше Ту-22М3 по некоторым характеристикам. И об этом ниже:

Какой самолёт может быть лучше “Бэкфайра”?

Сразу на ум приходят его модернизированная версия Ту-22М3 и Ту-160. Отчасти верное утверждение, но не совсем так.

На самом деле, этим самолётом является ракетоносец Ту-16. А если уже совсем точно, то одна из модификаций “шестнадцатого” – Ту-16К-10-26Б. Отличный для своего времени самолёт, который мог бы быть актуальным и сейчас. К сожалению, жернова истории неумолимы, поэтому об этом самолёте теперь говорят в прошедшем времени.

Для начала необходимо понять, для чего изначально создавались самолёты-ракетоносцы. В данном случае речь идет о морской ракетоносной авиации. Так как и Ту-16К-10-26Б и Ту-22М3 – изначально морские самолёты.

Первый выпускался (и модернизировался из имеющихся Ту-16) только для авиации ВМФ. А Ту-22М3 изначально поступал в морские ракетоносные авиационные соединения, а потом уже в части Дальней авиации (ДА). Кстати, морской ракетоносной авиации уже нет. Ее функции теперь выполняет ДА, которой были переданы оставшиеся в строю Ту-22М3.

Подробнее: Ракетоносец Ту-16К-10-26Б

Оба самолета были предназначены для уничтожения авианосных ударных групп потенциального противника. Ракетоносцы. И основным их оружием были ракеты.

  • Ту-16К-10-26Б мог взять **три противокорабельных ракеты: **КСР-5 под каждой плоскость крыла и К-10С на точку подвески под фюзеляж.
  • Главным оружием Ту-22М3 являются крылатые ракеты X-22. Он так же может взять их три единицы.

Помимо чистой ракетоносной функции, оба самолета можно было применять в качестве обычного бомбардировщика. На Ту-16 (в конкретной модификации) можно было подвесить бомбы калибром от 100 до 1500 килограммов. Держатели для бомб размещались под крылом и фюзеляжем.

А работу самолета Ту-22М3 в качестве бомбардировщика все видели на телеэкранах в ходе сирийской кампании. Группы Ту-22М3 применяли обычные свободнопадающие авиационные бомбы.

Так почему же все таки Ту-16 лучше?

Ведь ракетоносец Ту-22М3 гораздо современней и технологичнее. Да и летает значительно быстрее. Может даже совершать полёт на сверхзвуковой скорости. В этом и кроется весь ответ – в сверхзвуковом режиме полёта.

Как говорилось, обе машины изначально имели морскую специализацию. Для чего “Бэкфайру” сверхзвук? Правильно – для прорыва ПВО. Да и от истребителей уйти, если возникнет такая необходимость. Как часто ракетоносцы Ту-22М3 летают на сверхзвуке? Раз в год, тогда, когда экипажам продлевают сроки. Да и от современных истребителей уйти не так просто. А если на эти истребители подвешены ракеты “воздух-воздух” дальнего радиуса действия? Ответ очевиден.

Если говорить о реальной боевой подготовке и о боевой работе, то Ту-22М3 на сверхзвуке не летают. Например, если Ту-22М3 совершает вылет на боевую службу над морем в сверхзвуковом режиме, то шансы выполнить задание стремятся к отметке “0”. Нет, в одну сторону долететь то можно. А вот вернуться на аэродром уже не получится. Расход топлива у данного самолёта на сверхзвуковом режиме полёта составляет около двух тонн в минуту!

В ракетоносной авиации важна дальность и продолжительность полета, а не скорость. **Например: 

  • У Ту-16 боевой радиус составляет 3100 километров. Это с боевой нагрузкой *12 000 килограммов.
  • Если говорить о Ту-22М3, то он с аналогичной боевой нагрузкой на крейсерской скорости может пролететь всего 2400 километров. Довольно существенная разница.

Мнение:**Пример приведён не удачно по мах боевой загрузке, если сравнивать ЛТХ Ту-16К-10-26 и Т2-22М3 соответственно(см. таблицы).

А сверхзвуковой режим у Ту-22М3 – уже ненужная “фишка”, которая, в принципе, укладывается в концепцию военного авиастроения того времени. Тогда считалось, чем быстрее – тем лучше. Это сейчас, при проектировании ПАК ДА  планируют его дозвуковым.

Как видно, по соотношению дальности полёта и боевой нагрузки Ту-16К-10-26Б превосходил более современный Ту-22М3.

Очень жаль, что когда-то военно-политическое руководство страны решило отказаться от столь хорошего ракетоносца. А ведь такой самолёт с его характеристиками был бы востребован и сейчас!

О том, что самолёт был хорош, говорит тот факт, китайские ВВС и авиация флота Китая до сих пор эксплуатируют копию Ту-16, известную под индексом H-6. И не собираются от него отказываться.

По теме: