МалАП предложили отменить госрегулирование в малой авиации

В России предложили реформировать коммерческие перевозки на легких самолетах, отменив их госрегулирование. С такой инициативой выступила Ассоциация малых авиапредприятий (МалАП). Организация предложила провести эксперимент и на три года отменить дорогостоящие для таких перевозок требования, а регуляторные полномочия сконцентрировать у одной саморегулируемой организации. Действующие требования избыточны и привели к деградации малой авиации, считают в ассоциации. Интернет-торговля и турбизнес поддержали инициативу, а Росавиация, напротив, раскритиковала. 29 сентября 2021года предложение отрасли будет рассматриваться на комиссии при президенте России по вопросам авиации общего назначения.



Запустить эксперимент

На заседании совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 19 июля Владимир Путин поручил правительству не позднее 1 января 2022 года начать реализацию единой комплексной программы, направленной на модернизацию пассажирского транспорта общего пользования в субъектах России. Ассоциация МалАП заявила о необходимости включить в нее и коммерческие перевозки на легких воздушных судах (ВС) в качестве одного из видов общественного транспорта, требующего глубокой модернизации. Это следует из письма директора МалАП Дмитрия Куликова заместителю министра транспорта Игорю Чалику, курирующему авиаотрасль (есть у «Известий»).

Справочно >> Ассоциация малых авиационных предприятий @malap.ru · Общественная организация

Ассоциация создана в целях возрождения отсутствующего в России сегмента рынка гражданской авиации – коммерческих воздушных перевозок на легких воздушных судах, в обиходе называемом “малой коммерческой авиацией”. В Ассоциацию входят юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере коммерческих воздушных перевозок, подготовки коммерческих пилотов и иного летно-технического состава, эксплуатации малых аэродромов, разработки, производства и технического обслуживания легких воздушных судов, производства иных товаров и услуг, необходимых в данном сегменте рынка. ​ Мы активно работаем с органами государственной власти по вопросам снятия избыточных административных барьеров и совершенствования правоприменительной практики. Именно эти факторы стали причинами полного уничтожения малой авиации в России еще в конце 90-х годов…

Инициатива МалАП предполагает создание саморегулируемой организации (СРО), у которой будут сконцентрированы разные регуляторные полномочия. В частности, по сертификации эксплуатантов легких воздушных судов (ЛВС), операторов малых аэродромов, разработке и внедрению цифровых инновационных технологий телеметрии и телемедицины, организации рейсов, автоматизации полетов, контроля квалификации пилотов, их состояния здоровья, утверждение программ обучения и других, следует из презентации пилотного проекта (есть у «Известий»). Эти полномочия предлагается закрепить за ООО «Цисма» (учредитель МалАП). Проект предполагает, что сама ассоциация займется регулированием коммерческой деятельности игроков, включая создание компенсационных фондов для покрытия ущерба, коллективного страхования, фильтрацию пилотов и отраслевого самонадзора за всеми участниками рынка.

Развитие малой и региональной авиации России

Надзорные функции авторы инициативы предлагают сохранить за Ространснадзором, а сертификацию самолетов, разработчиков и производителей ЛВС, центров технического обслуживания, выдачу и продление сертификатов летной годности ЛВС, аттестацию пилотов — за Росавиацией.

Перечисленные меры могут позволить решить имеющиеся проблемы отсутствия коммерческих эксплуатантов ЛВС, низкой безопасности полетов, дефицита коммерческих пилотов и малых аэродромов, следует из презентации.

Пилотный проект по созданию системы пассажирских и грузовых перевозок на легких самолетах МалАП предлагается реализовать в Центральном федеральном округе. Во время эксперимента можно будет разработать и апробировать систему коллективной ответственности на основе цифровизации отрасли и правовых механизмов саморегулирования, считают в ассоциации.

Возможность запуска пилота будет рассмотрена на заседании комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе спутниковой системы ГЛОНАСС 29 сентября, следует из повестки совещания, с которой ознакомились «Известия».

Справочно >> Владимир Путин встретился с работниками завода «Цемикс»:

Е.Стариков: Добрый вечер! Стариков Евгений, замдиректора «Цемикс». Нам, как и многим жителям региона и России, часто приходится путешествовать между городами. Например, путешествие из Уфы в Магнитогорск на автомобиле занимает пять часов, на поезде – около восьми, а самолётом можно добраться только через Москву, и то парой неудобных по времени рейсов. А, например, «Аэрофлот»… В.Путин: А на «Ласточке» отсюда до Магнитогорска? Е.Стариков: Немного быстрее. В.Путин: Нет, не немного – в два раза. Е.Стариков: «Аэрофлот» перестал, к примеру, в Уфу летать. А Магнитогорский аэропорт закрывают на реконструкцию в ближайшее время. Как же нам летать теперь? И решение проблемы видится в развитии малой авиации. Это может дать большой прирост развития транспортной сети регионов и России в целом, но и также дополнительные плюсы как большая польза для тушения лесных пожаров и также медицинская малая авиация и прочее.

В.Путин: Вы абсолютно правы.

Е.Стариков: Какие есть в эту сторону движения, может быть, перспективы?

В.Путин: Да, есть перспективы, и движения есть. Есть программа развития малой авиации. И создана, во-первых, региональная компания, которая будет заниматься перевозками между регионами, и есть соответствующие планы производства российской отечественной техники для региональных перевозок. В самое ближайшее время эта техника появится на линиях. Что касается полётов отсюда, я сегодня с коллегами разговаривал, реконструкция полосы в Магнитогорске будет проводиться поэтапно, она достаточно большая в Магнитогорске, три с лишним тысячи метров. Поэтому сначала будет ремонтироваться одна часть, из той части, которая не ремонтируется, полёты будут продолжаться, а потом будет ремонтироваться вторая часть, и полёты тоже будут продолжаться. И, как мне сказали, надеюсь, так и будет, только в течение полугода, когда будет ремонтироваться центральная часть, полёты прекратятся. Но я думаю, что те, кто пользуются аэропортом Магнитогорска, должны порадоваться тому, что он будет реконструирован. И полоса будет реконструирована, и пассажирский терминал будет реконструирован, это будет современный, абсолютно современный, отвечающий всем требованиям XXI века терминал и полоса. Поэтому немножко нужно потерпеть. А «Ласточка» будет ходить – уже, по-моему, ходит – и сократит движение до ближайших аэропортов. А малая авиация – чрезвычайно важное направление развития авиационного транспорта, Вы абсолютно правы, но такие планы свёрстаны и реализуются. Надеюсь, все это почувствуют в самом ближайшем времени.

Местная деградация

Сегодня к малой авиации предъявляются те же требования, что и к эксплуатантам и операторам любых категорий самолетов и классов аэродромов. Стоимость их выполнения составляет до 50% в цене билета, сказано в презентации.

По словам представителей ассоциации, избыточные требования, например, касаются обязательного наличия в руководстве всех авиакомпаний как минимум шести директоров: по организации летной работы, авиабезопасности, поддержанию летной годности самолетов, управлению безопасности полетов, наземному обслуживанию, реализации системы управления качеством. Также МалАП считают излишними часть норм по ведению документации.

Как обстоят дела в региональной авиации

Ассоциация указала, что действующие сегодня жесткие требования к малой авиации привели к ее деградации. Так, в РФ осталось всего 48 российских легких самолетов Ан-2, 10 иностранных малых воздушных судов и 210 аэродромов. При этом в СССР было произведено 22 тыс. ЛВС (17 тыс. Ан-2 и 5 тыс. Як-12) и функционировало около 1,5 тыс. аэродромов, следует из презентации. Коэффициент авиационной подвижности населения в 1990 году на местных маршрутах составлял 0,16, в 2019 году — 0,01. Доля местных авиаперевозок в 2019 году не превышала 1,5%, в 2010 году — 2,8%.

Пилотный проект предложено запустить в 2022–2024 годах, а с 2025 года перевести его в общее федеральное регулирование. Согласно представленному прогнозу спроса, реализация проекта позволит к концу 2024 года достичь годового пассажиропотока на местных маршрутах до 4,4 млн человек (в 2019 году — 1,7 млн пассажиров), кратно снизить расходы коммерческих эксплуатантов ЛВС и стоимость авиабилетов, нарастить парк легких самолетов до 3 тыс. единиц.

Позиция против

Росавиация не поддержала инициативу ассоциации, пояснив, что предложение по исключению госрегулирования и надзора в отношении эксплуатантов, выполняющих воздушные перевозки на легких воздушных судах, и передаче этих функций СРОпротиворечит стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Об этом сказано в письме руководителя Росавиации Александра Нерадьки (есть у «Известий»).

Чиновник отметил: для решения проблем развития легкой авиации Росавиация с Минтрансом проводят работу по внесению поправок в федеральные авиационные правила. Они направлены на дифференцирование требований к юрлицам, осуществляющим коммерческие перевозки на ЛВС.

Ловкость рук – и никакого «Байкала», и нет замены Ан-2

В МалАП считают, что новые нормы недостаточно сбалансированы и всё равно создают предпосылки для деградации качества услуг и снижения уровня безопасности полетов, сказано в письме директора ассоциации Дмитрия Куликова.

Из письма Александра Нерадьки следует, что сейчас авиапроисшествия с легкими самолетами в РФ происходят в среднем раз в две недели.

В Минтрансе сочли преждевременным давать какую-либо оценку инициативы, сказано в письме директора департамента госполитики в области гражданской авиации Светланы Петровой директору МалАП Дмитрию Куликову (есть у «Известий»).

Снижение цены

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) поддержала инициативу по развитию рынка коммерческих воздушных перевозок на легких судах. Ритейлеры готовы использовать их для доставки продукции в труднодоступные регионы, дороги в которые могут практически отсутствовать, сказал «Известиям» президент ассоциации Артем Соколов.

Сейчас крупные онлайн-ритейлеры используют авиаперевозки для скоростной доставки товаров в качестве премиум-опции или же в случаях, когда это единственный способ привезти товар в труднодоступные места. Об этом сказано в письме АКИТ министру транспорта Виталию Савельеву от 28 сентября 2021года (есть у «Известий»). Нынешняя ситуация негативно влияет на стоимость и сроки доставки в труднодоступные регионы и сокращает спрос в условиях низкой покупательской способности, отмечено в документе.

В АКИТ считают, что работа малой авиации в экспериментальном режиме позволит снизить цену доставки этим способом — ее стоимость будет сопоставима с транспортировкой фурами. В ассоциации подчеркнули: если розница сможет активно использовать малую авиацию, то потребителям станут более доступны некоторые категории товаров, например лекарства.

В документе указано, что развитие рынка коммерческих перевозок пассажиров на ЛВС позволит туроператорам открыть сотни новых направлений в субъектах РФ, ранее имевших ограниченную транспортную доступность и потому не пользовавшихся популярностью среди путешественников. В связи с этим в ассоциации ожидают многократного роста внутреннего турпотока, указал Дмитрий Горин.

В заключение

Предлагаемый пилотный проект — правовой эксперимент, цель которого — на примере ограниченного круга участников доказать применимость принципов саморегулирования на основе тотальной цифровизации отрасли, сказал «Известиям» Сергей Детёнышев. По его словам, в задачи инициатора проекта могут войти разработка и внедрение единой цифровой платформы, которая позволит минимизировать негативное влияние человеческого фактора на безопасность полетов, а также проверка всех участников рынка на соответствие установленным критериям эксперимента.

По теме: 

Малая авиация от частного инвестора