Полеты “во сне и наяву” ОАКа. Что происходит?

На фоне “реформ” ОАК продолжают сокращаться его кадры. Несмотря на “рапорты” о победах, ситуация в авиастроительном секторе Ростеха продолжает ухудшаться. В этой ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post. Это заслуживает внимание людей не равнодушных к состоянию отечественного самолётостроения и авиации в целом, кто рулит?…



Перетасовка и сокращение кадров

Российское самолетостроение, похоже, продолжает разваливаться: накануне из корпорации “Иркут” ушел знаменитый авиаконструктор Олег Демченко.

Известный самолетостроитель Олег Демченко, который долгое время работал в ПАО “Корпорация “Иркут”, покинул компанию. В последнее время он занимал кресло первого заместителя генерального директора. Место знаменитого конструктора занял Анатолий Гайданский: теперь он сидит сразу “на двух стульях”. По совместительству г-н Гайданский – руководитель АО “Аэрокомпозит“.

Для справки>>Демченко Олег Федорович :Талантливый руководитель и организатор производства. Кандидат экономических наук, действительный член Академии наук авиации и воздухоплавания. Лауреат Премии Правительства РФ. Родился 13 октября 1944 года в селе Пресновка Северо-Казахстанcкой области. В 1968 г. закончил Куйбышевский авиационный институт, в 1987 – Академию народного хозяйства. В 1968-1981 гг. – мастер, начальник цеха, начальник производства на предприятиях МАП. В1981 г. был выдвинут на работу в центральный аппарат МАП. За короткое время становится одним из ведущих сотрудников Министерства – начальником Главного управления, членом коллегии МАП. В1992 г. переходит на работу в ОКБ А.С. Яковлева. В1992-1994 гг. – первый заместитель Генерального конструктора. Генеральный директор завода. В 1994-2001 гг. – Президент, Генеральный директор ОАО «ОКБ имени А.С. Яковлева». С 2001 г. -Президент, председатель Совета директоров. С 2003г. – Генеральный директор – Генеральный конструктор ОКБ, одновременно с 2005 г. – президент НПК «Иркут», с 2009 г. – старший вице-президент OAK. Работая в ОКБ, принимает активное участие в создании всех новых ЛА Як. Под его руководством ОКБ первым в России наладило международное сотрудничество в создании самолётов. С израильской фирмой IAI был спроектирован административный самолёт «Гэлакси» (ныне Гольфстрим-200, США), с итальянской фирмой Аэрмакки – базовый вариант УТС Як-130. Это первый самолёт, полностью сделанный в постсоветской России. Учебно-боевой вариант Як-130 выбран по конкурсу ВВС России, успешно прошёл испытания и поступил в серийное производство, в эксплуатацию и на экспорт. Под руководством О.Ф. Демченко корпорация «Иркут» стала самой успешной авиастроительной фирмой России, первой по объёму производства и его технологического перевооружения. В составе «Иркута» – Инженерный центр им. А.С. Яковлева. С созданием OAK, корпорация «Иркут» стала его важнейшей составной частью. Корпорация была назначена головным исполнителем по разработке и производству ближнемагистрального лайнера МС-21 – основной перспективной программы гражданского авиастроения России. Эта работа чрезвычайной важности выполняется под непосредственным руководством О.Ф. Демченко. О.Ф. Демченко награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, «Знак Почёта», медалями, в том числе Авиационной спортивной медалью Международной авиационной федерации. Лауреат национальной премии «Золотая идея» за вклад в разработку продукции военного назначения. Президент ОАО «Корпорация „Иркут“ Олег Федорович Демченко признан победителем конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2013 г. в номинации «За личный вклад в развитие авиационной промышленности».

Но Олег Федорович Демченко не совсем закрыл за собой авиадверь: он остался в должности директора – генерального конструктора ОАО “ОКБ им. А.С. Яковлева”. Напомним, что Олег Демченко дважды занимал пост главы “Иркута”: с 2005 по 2011 гг. и с 2012 по 2017 гг. В 2017 году Демченко сменил генеральный директор ПАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК) Юрий Слюсарь.

Не эти ли слишком частые перестановки фигур являются одной из причин того, что творится в отечественном самолетостроении? Ко всему прочему, на места профессионалов в последнее время приходят откровенные дилетанты: но ведь построить самолет — это не сноповязальный аппарат “слудить”.

И процесс смены топ-менеджмента может продолжится: в конце прошлого года в “Ростехе” обсуждали возможность смены гендиректора, коим сейчас является выходец из Минпромторга Равиль Хакимов. Эксперты высказывают опасения, что это может повлиять на работу над новым российским самолетом МС-21, а также Sukhoi Superjet 100.

С последними, к слову, дела и так совсем не слава Богу. В начале года стало известно, что корпорация “Иркут” хочет выкупить самолеты Superjet 100 (SSJ 100), от которых отказался единственный эксплуатант в Европе – ирландская CityJet. Самолеты поставлялись в лизинг на 12 лет под гарантии остаточной стоимости со стороны производителя, сообщал “Коммерсант”. Выходит, они больше никому не нужны?

Однако Чемезов со своим “Сухим” вряд ли сдастся: уже известно, что, если выкуп состоится, машины будут переданы авиакомпаниям России, которые смогут получить госсубсидии на лизинг. То есть только благодаря подачкам государства кто-то готов на них летать?…

Под видом реорганизации

Напомним, что в прошлом, 2020 году к корпорации “Иркут” присоединились сразу три структуры ОАК: АО “Гражданские самолеты Сухого”, ООО “ОАК – центр комплексирования” и АО “Новые гражданские технологии”.

Но уже в сентябре 2020 года в дочке корпорации “Иркут” – “Региональные самолеты” (в прошлом – “Гражданские самолёты Сухого”) уволили 500 человек. В “Иркуте” тогда подтвердили сокращение около 10% работников.

Еще в 2019 году ставилась задача оптимизировать штат: убрать около 900 человек.

В АО “Гражданские самолеты Сухого” в последние годы работало более 3100 сотрудников. Получается, под сокращение могут попасть от 15 до 30% всех работников.

Основными направлениями деятельности “Региональных самолетов” являются разработка, производство, продажи и техническое обслуживание самолета Superjet 100. Главный офис находится в Москве, самолеты делают в Комсомольске-на-Амуре.

Надо заметить, что филиал “Региональные самолеты” пока остается единственным в России производителем гражданских реактивных лайнеров. Ближнемагистральный самолет SSJ100 – первый и пока единственный гражданский лайнер, который разработали с нуля.

А другие заводы ОАК выпускают единичные экземпляры самолетов Ту-204 и Ил-96 для президентского летного отряда, МЧС и силовых ведомств…

Сокращения работников из-за спада заказов продукции. Кто виноват?

На авиационном заводе «Прогресс» в Арсеньеве сократят 220 человек до конца года. В качестве причины указывается оптимизация расходов. Всего с января 2018 года по июнь 2020 года количество работников на предприятии сократится на треть, несмотря на то, что «Прогресс» является градообразующим(оборонного значения) предприятием, на котором трудятся почти 10% населения Арсеньева, а также молодые специалисты из Иркутской области, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Омска, Томска и Красноярска… 

«Изменения в кадровом составе ААК “Прогресс” связаны с оптимизацией управленческого состава и завершением проектов по модернизации производства, – прокомментировали на заводе “Прогресс”. – В результате совершенствования технологических процессов и повышения производительности труда будет поэтапно проводиться оптимизация численности персонала. Результатом структурной реорганизации станет повышение производительности труда за счет автоматизации и техперевооружения предприятия»…Подробнее: Авиазавод “Прогресс” “брошен на выживание” или?

Выйти “Сухим” из скандалов

Шуму наделала и интеграция “Сухого” и “МиГа” в единый дивизион авиации. Процесс идет объективно тяжело. В частности, в феврале 2020 года гендиректор “МиГа” Илья Тарасенко был назначен и гендиректором “Сухого”, однако уже осенью он внезапно покинул должности, а компании были подчинены гендиректору ОАК Юрию Слюсарю, который считается доверенным человеком все тех же Чемезова и Мантурова. К слову, Слюсарь в 2011-2013 годах был членом совета директоров ОАО “Корпорация Иркут”.

Интересно, что “под Слюсаря” из ОАК чуть ли не уволили экс-главу Игоря Озара. Он был на своем посту до 2018 года, когда ОАК передали в “Ростех”. Поговаривали, что он не очень-то лоялен Чемезову. Ходят упорные слухи, что у Тарасенко тоже не заладились отношения с главой “Ростеха”. При этом и Тарасенко, и Озар – эксперты отрасли. Коим был и прежний президент ОАК Михаил Погосян.

А вот личность Слюсаря, вызывает серьезные вопросы: мало того, что он успел “засветиться” во множестве скандалов, он просто-напросто не имел прямого отношения к авиации, у него даже нет профильного образования. Ведь в свое время он занимался оптовой торговлей техническими носителями информации и возглавлял совет директоров Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ). Кроме этого Юрий Слюсарь руководил автономной некоммерческой организацией “РФА” (Российский фонографический альянс). Возникает закономерный вопрос: а в состоянии ли он вообще “рулить” стратегическими предприятиями? И что же теперь будет с “МиГом” и “Сухим” вместе со Слюсарем?

Зарекомендовал он себя не в самом выгодном свете: с 2012 по 2015 год, он являлся замом Дениса Мантурова в Минпромторге, а после прихода в руководство ОАК там начало происходить нечто странное. Так, в 2014 году корпорация получила 8,4 млрд рублей прибыли, а уже спустя год – убыток в 9,4 млрд рублей. По итогам 2018 года “минус” составлял уже аж 30 млрд рублей. При этом у фирмы имеется подрядов аж на 76 млрд рублей. И куда, спрашивается, подевались денежки?…

Мнение экспертов:

А что Чемезов?

Кому может быть выгодна отставка Мантурова? Все знают о его давних отношениях с главой “Ростеха” Сергеем Чемезовым, они вместе работали еще во времена Рособоронэкспорта. Ирония судьбы в том, что сам же Чемезов и может быть заинтересован в уходе министра, несмотря на огромное количество общих дел. При этом можно не сомневаться, что вскоре Мантуров “всплывет” в одной из структур “Ростеха”, как было в случае с ОАК и скандальным экс-министром Анатолием Сердюковым.

У семей Мантурова и Чемезова совместный бизнес. Еще в 2017 году значительную долю компании “Финансовые системы” (владеет геленджикским пансионатом “Приморье”) приобрела фирма “Финансовые инвестиции”, подконтрольная сыну главы “Ростеха” Сергея Чемезова.

“Небо” подвластно – профессионалам на земле и в воздухе

Кроме того, “Финансовые системы” являются учредителем и еще одного совместного предприятия Мантуровых и Чемезовых – ООО “Мантра”, занимающегося виноделием. А бенефициаром винодельческого хозяйства является мама Дениса Мантурова – известная талантливая предпринимательница.

В общем, умеют люди работать и зарабатывать. Только почему-то на их бизнес-горизонте все чаще появляются стратегические предприятия, да еще из самых разных отраслей. В том числе – добывающей. Что-то подсказывает, что эффективных собственников из них не выйдет. Зато в чем уж они точно хороши – так это в освоении бюджетных средств компаниями, которые ими руководят.

…Ситуация вокруг Мантурова накаляется с каждым днем. Претензии к нему есть и по масштабным проектам, на которые тратили десятки миллиардов: разработка “Сухого Суперджета”, проблемы вертолетостроения, новые начинания по гражданской авиации, в основе которых нашлись старые аналоги из Европы, например, чешские легкомоторные самолёты.

Амбиции Дениса Мантурова стали проблемой для Сергея Чемезова?

Похоже, против Мантурова и вправду может сыграть даже сам Чемезов. Но сильно его никто журить не будет, ведь министр должен очень много знать. А вот “подрезать” ему крылья и самому сесть на миллиардные бюджетные потоки, идущие через Минпромторг – запросто…

Чемезов затягивает в Ил

Под “объединительный” каток главы “Ростеха” Сергея Чемезова попадет еще одно стратегическое предприятие – ПАО “ВАСО”. Его ждет незавидная судьба аналогичных активов ОАК, которые “под крылом” госкорпорации катятся в бездну банкротств?

Как сообщает корреспондент The Moscow Post в Воронежской области, в Объединенной авиастроительной корпорации (входит в госкорпорацию “Ростех”) продолжается консолидация активов в рамках ПАО “Ил”, в результате которой подконтрольные предприятия дивизиона меняют форму самостоятельных юрлиц на статус филиалов или обособленных подразделений. Это может коснуться и Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) уже в 2021 году. Предприятие и так проблемное – сидит в убытках, его пытались банкротить, постоянно таскают по судам. А, зная, как укрупнение повлияло на другие транспортные структуры “Ростеха”, становится немного тревожно за его будущую судьбу. Под чутким надзором главы госкомпании Сергея Чемезова ВАСО стремительно “пикирует” в скандалы?…

Как видно, “объединительная” политика ОАК пока до добра не довела. А ведь стоит вспомнить, что эксперты изначально переживали, что с приходом Чемезова в ОАК дела пойдут не гладко. Как писала “Версия”, перспектива создания единого центра самолетостроения фактически поставила крест на истории многих предприятий. Ходили слухи, что под соусом слияний на самом деле заводы хотят просто-напросто растащить. Такая задача изначально и могла быть у господина Чемезова, в 2018 возглавившего совет директоров ОАК, чтобы “взять вопрос корпоративных реформ под личный контроль”? “Контроль” налицо.(*…Мечты сбываются… )

…И есть основания полагать, что аналогичная судьба ждет и воронежское предприятие, которое, к тому же, и так находится не в самом лучшем положении. Что если Чемезов его “добьет”, а после попросит у государства миллиарды на его исцеление?…

Чемезов хочет сменить имя самолетам Superjet

В “Ростехе” рассматривают возможность организовать всероссийский конкурс по смене имени Sukhoi Superjet.

Об этом рассказал глава госкорпорации Сергей Чемезов, передает корреспондент The Moscow Post.

Его не устраивает, что самолет, созданный в России, должен быть с “английской аббревиатурой”.

“Мы создаем новую модификацию Суперджета (Sukhoi Superjet New) и эта работа еще впереди. Считаю, что название надо менять, конечно. Почему самолет российского производства должен английской аббревиатурой называться?”, – отметил он.

Журналисты спросили, как можно изменить самолету название. На что глава “Ростеха” ответил, что возможно проведут конкурс.

“Пока не думали об этом. Может быть, объявим всероссийский конкурс”, – сказал он.

К слову, еще два года назад Чемезов допускал ребрендинг Sukhoi Superjet 100 после серии проблем, среди которых – катастрофа в Шереметьево. Тогда он отмечал необходимость уходить от иностранных комплектующих в воздушном лайнере. По его словам, каждый российский самолет создается с убытком…(*…”Голова” всему “Глава”…)

Чемезову в “МиГ” заправят “крылья”?

Похоже, власти недовольны реформами в ОАК ГК “Ростех” Сергея Чемезова – люди остаются без работы, предприятия закрываю

тся, а деньги с госзаказов улетучиваются неведомо куда под целым сонмом уголовных дел.

Как передаёт корреспондент The Moscow Post, в высших эшелонах власти растет недовольство процессом объединения двух основных структур, которые занимаются разработкой истребителей – РСК “МиГ” и компании “Сухой”. Обе входят в “Объединённую авиастроительную корпорацию”, которую курирует ГК “Ростех” под руководством Сергея Чемезова.

Последний считается одним из самых скандальных госменеджеров, и, по слухам, давно хотел бы “укрупнить” входящие в “Ростех” структуры, чтобы усилить контроль над бюджетными потоками стратегических предприятий.

Объединения идет и в других подведомственных “Ростеху” структурах. Поговаривают, что высшее руководство страны недовольно, что после этого сотни людей остаются без рабочих мест, не говоря уже об огромных минусах в финансовых показателях. Уж не выводятся ли с этих предприятий деньги?…

“Байкал” в пролете: Чемезов и Мантуров заводят бюджетный мотор

Из-за меркантильных интересов министра Дениса Мантурова и главы “Ростеха” Сергея Чемезова государство еще не скоро увидит новый легкий магистральный самолет вместо антикварного Ан-2?… Подробнее:

Новый проект Минпромторга и УЗГА по созданию легкомоторного самолета “Байкал” может закончиться никому ненужной грудой металлолома за бюджетные миллиарды?

Как передаёт корреспондент The Moscow Post, Россия и Казахстан совместно разработают новый легкомоторный самолёт “Байкал” вместо устаревшего АН-2. Разработкой уже сейчас занимается 100% дочерняя структура “Уральского завода гражданской авиации” (УЗГА), 75% которого принадлежит владельцу “НК банка” Виктору Григорьеву.  

Банкир Виктор Григорьев консолидирует оборонные активы страны в интересах главы “Ростеха” Сергея Чемезова? Недоброжелатели называют владельца НК Банка “кошельком” топ-менеджера госкорпорации…Подробнее: 

Последнего называют доверенным лицом главы “Ростеха” Сергея Чемезова и министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, а сам проект, по мнению экспертов, может закончиться чуть ли не провалом и “распилом” государственных средств, выделенных на создание новинки.

Ранее, в 2005 году, господин Григорьев занимался вертолётными программами в “Оборонпроме”, бывшей структуре “Ростеха”, ныне ликвидированной. Он же был заместителем Дениса Мантурова, который тогда был председателем совета директоров компании. Чемезов – генеральным директором.

“Оборонпром” бесплатно получал государственные доли предприятий, а частные доли выкупал через сторонние компании. Сколько же миллионов при такой финансовой неразберихе остались на закрытых счетах, оценить трудно. Никто не заинтересовался возможными махинациями. Точно так же никто не заинтересовался, почему “Оборонпром” – главный поставщик для Минпромторга, и почему Чемезов получал от Мантурова миллиардные контракты? Общая сумма – более 11 млрд рублей…

По теме: 

One thought on “Полеты “во сне и наяву” ОАКа. Что происходит?

  1. Мнение: Какова ситуация в авиапроме и в целом в стране, если верить публикациям “Общероссийской общественно-политической газете”, то нашему поколению “повезло” начинали при социализме и одной ногой были в коммунизме, закачиваем свой жизненный путь при государственном капитализме с олигархическим укладом и “социальным личиком”… да и ну дела! Надеемся на лучшее, а получится как? …

Comments are closed.