О надёжности самых “безопасных самолётов” мира

Наличие технических недоработок новых моделей самолетов, поступающих в эксплуатацию, является общемировой тенденцией. Выделять какого-либо производителя или конкретную модель самолета было бы некорректно. Кроме того, все современные самолеты выпускаются в рамках международного сотрудничества авиастроительных корпораций.




К примеру, в разработке Boeing 787 Dreamline принимали участие в числе прочих и российские производители, а эксперты Boeing занимались рядом направлений при реализации проекта самолета Sukhoi Superjet 100.

Авиационная промышленность находится в условиях ожесточенной конкуренции за покупателя. Мировой авиационный парк морально устаревает, повышаются экологические требования, растут запросы авиаперевозчиков. Разработка новых моделей самолетов сопряжена со значительными капиталовложениями, требуется привлечение существенных инвестиций.

Желая поскорее извлечь прибыль, производители стремятся вводить новые самолеты в эксплуатацию в максимально сжатые сроки, что, как показала практика, оказывается неоправданным. Эксплуатация уже имеющих налет самолетов приостанавливается при выявлении недочетов на законодательном уровне, авиакомпании терпят финансовые убытки. По мере устранения обнаруженных «детских болезней» самолеты возобновляют плановые полеты, однако пассажиры по вполне понятным причинам стараются летать на других авиалайнерах. На фоне этого потенциальные покупатели обращают свои взоры в сторону продукции конкурентов. Репутационные риски недооцениваются авиастроителями, что сказывается на объемах стартовых продаж. Очевидно, что спешка с выводом новых самолетов на рынок в конечном итоге разнится с интересами всех сторон.

Если рассматривать перечень неисправностей вводимых в эксплуатацию самолетов, то подавляющее большинство из них не носит угрожающего безопасности полета характера, разговоры о том, что мировая авиапромышленность находится в упадке, не соответствуют действительности. Самолеты отвечают всем требованиям безопасности, отсутствуют инженерные и конструктивные недоработки высокого и среднего уровней критичности. Неисправности, возникающие в полетах первых серийных образцов, связаны с ненадлежащим качеством сборки и недобросовестной отладкой воздушных судов.

Это обусловлено двумя причинами:

  • Во-первых, специалисты производственных и сборочных подразделений не обладают достаточным опытом проведения новых для них технологических операций. Современные самолеты существенно отличаются в техническом плане, в их конструкции широко применяются инновационные технологии, с которыми ранее сталкиваться не приходилось. Требуется строгое соблюдение технического регламента проводимых работ.
  • Второй причиной является несовершенство самого регламента, обусловленное поспешным выводом новой машины на рынок. Как уже отмечалось, это является тенденцией, в прежние времена самолеты подвергались тщательной доводке после успешного прохождения летных испытаний. Стоит добавить, что это проблема не только авиастроения, но и большинства производственных сфер, причина все та же — конкуренция.

Для предотвращения досадных неисправностей авиапроизводителям в будущем следует уделять пристальное внимание процессам сборки, устанавливать более строгий контроль за качеством выполняемых работ, организовывать мероприятия по выявлению недочетов. Тщательная проработка технического регламента необходима, нельзя ограничиваться опрометчивым коммерческим интересом, стремясь как можно раньше завершить постройку воздушного судна. Прохождение процедур по сертификации — это подтверждение безопасности самолета, что называется, на чертежах. Безопасность каждой отдельной единицы — это вопрос качества технического исполнения.

Что касается надежности машин, то расчетные данные являются лишь оценочными, носят скорее маркетинговый характер. Более того, сами данные производителями не разглашаются, надежность характеризуется как «очень высокая», одновременно несколько производителей позиционируют свои лайнеры как «самые безопасные в мире».

С действительностью это ничего общего не имеет: надежность самолета определяется спустя миллионы часов налета и, к сожалению, после ряда катастроф. Показатель надежности учитывает общее число часов налета всех выпущенных единиц техники и число авиакатастроф, из которого вычитаются те из них, что произошли по вине экипажа или наземного персонала. В конечном итоге показатель надежности есть соотношение летных часов и катастроф, произошедших по техническим причинам.

В настоящий момент самым надежным самолетом считается Boeing 777 — 20 млн летных часов за 15 лет, ни одной катастрофы не было. Еще один авиалайнер, на борту которого не погиб ни один человек, — Airbus А340, однако его налет существенно ниже, так как он дорог в обслуживании и спрос на него невелик. Это два исключения, все остальные гражданские самолеты в катастрофы попадали.

Вопреки расхожему мнению отечественные самолеты вполне надежны: так, одна авиакатастрофа Ту-154 приходилась на 1,041 млн летных часов, Boeing 737 попадает в катастрофу в два раза чаще.

Отдельного внимания заслуживает  катастрофа среднемагистрального лайнера Sukhoi Superjet 100  в Индонезии в ходе демонстрационного полета около Джакарты. Тогда лайнер врезался в склон горы Салак, погибли все находившиеся на борту 45 человек. Причиной ЧП стала ошибка пилотирования.  Эксперты признали, что технических неисправностей машина не имела. Несмотря на то что ряд потенциальных заказчиков отказались от приобретения данного лайнера, но в тот  момент имелись соглашения на поставку более 150 машин, несколько из них будет летать в воздушном пространстве США.

По теме смотреть видео: Итоговый доклад о катастрофе самолета Sukhoi SuperJet 100 в Индонезии(докладчики Ю.Слюсарь и П.Власов)

SSJ-100 после крушения в Шереметьево

 5 мая 2019 года российский пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот», летевший из Москвы в Мурманск, вернулся в аэропорт Шереметьево и загорелся при аварийной посадке. В результате ЧП погиб 41 человек. Как показало расследование государственной комиссии, причиной катастроф стал человеческий фактор. Это вторая авиакатастрофа в истории самолетов данного типа, тогда как в небольшие аварии SSJ-100 за последнее десятилетие попадал не менее 25 раз.

Самолет обладает рядом уникальных летных характеристик, отвечает современным требованиям, представляет интерес для рынка. Сегодня он уже находится в постоянной эксплуатации, и спустя некоторое время можно ожидать существенного увеличения спроса на него. Необходимо время, чтобы первая катастрофа перестала быть причиной настороженности со стороны авиакомпаний.

Что ещё влияет на надежность самолета

Помимо технических характеристик, критерием для оценки надежности авиалайнера являются:

  • год выпуска;
  • срок эксплуатации;
  • техническое состояние;
  • квалификация экипажа;
  • авиакомпания.

Чем крупнее авиакомпания, владеющая самолетом, тем лучше его техническое состояние. Лучшие авиалинии беспокоятся о собственном имидже, поэтому их авиалайнеры своевременно проходят профилактический ремонт. Тем не менее, даже современные модели самолетов, которые используются крупными авиакомпаниями, не застрахованы от аварии или катастрофы. Немаловажную роль при этом играет человеческий фактор и особенности погодных условий. Чаще всего аварии происходят во время взлета либо при посадке из-за ошибок экипажа или неправильных действий пилотов при неблагоприятной погоде.

 

По теме:

One thought on “О надёжности самых “безопасных самолётов” мира

  1. Мнение: В видео представлены результаты “показухи” и новых рыночных отношений… и начало “звёздного” пути продюсера в авиацию (с 2012г…по н.в)

Comments are closed.