Все привыкли, что авиация вообще, делится на две составляющие, это военная и гражданская авиация, а всё остальное – это “малая авиация“ и так было в Советский период…
Что такое АОН – авиация общего назначения, мало кто себе представляет. СМИ в России зачастую тоже неверно трактуют этот термин. Маленький, легкий самолетик, катающий для развлечения публики с деревенского поля, это еще не авиация общего назначения. Для нас, для россиян, термин «авиация» имеет несколько иное значение, нежели для европейцев или американцев. Для нас авиация это самолеты, летчики, аэродромы, технический персонал, в общем, многозначный термин. Для всего мира авиация, прежде всего действие, то есть сами полеты. Отсюда двоякость толкования самого термина АОН у нас и там. На Западе принят термин «General aviation», то есть – общая авиация, которая не относится ни к военной, ни к коммерческой на регулярных линиях. Все остальные полеты и есть – general aviation…
Для лучшего понимания места АОН в наших, отечественных условиях, вполне уместно провести аналогию с наземным автомобильным транспортом:
Есть городской транспорт, автобусы, троллейбусы, трамваи перевозящие пассажиров из точки А в точку Б. Есть маршрутные такси, тоже перевозящие пассажиров на коммерческой основе. И есть такси.
Помимо этих видов, существуют еще вспомогательные виды наземного, автомобильного транспорта. Это уборочные машины, всевозможные специальные машины, полицейские, машины скорой помощи. Есть машины, которые снимают асфальт, бурят скважины, подметают и поливают дороги и т.д. Но есть и личный, частный автотранспорт…
Следовательно, если наша авиация общего назначения не относится к регулярным авиалиниям, и не относится к военной авиации, значит, она должна выполнять все остальные функции, а именно:
• Мониторинг нефтепроводов и ЛЭП.
• Мониторинг городских кварталов в инфракрасном свете на предмет утечек тепла.
• Мониторинг лесоохраны на предмет возгораний и пожарной безопасности.
• Малая санитарная авиация.
• Полицейская авиация.
• Малая авиация МЧС.
• Аэрофотосьемка.
• Сельхозработы.
• Перевозка почты.
• Учебные полеты в частных аэроклубах и центрах подготовки пилотов.
• Экскурсионные полеты над достопримечательностями.
• Реклама в воздухе посредством самолетов, вертолетов и других ЛА или СЛА.
• Частные полеты из города в город.
• Корпоративные полеты, в деловых или развлекательных целях.
• и другие…
К малой авиации может быть отнесена гражданская авиация (коммерческая и авиация общего назначения), государственная авиация (авиация специального назначения), которая осуществляет свою деятельность и выполняет возложенные на нее функции, используя воздушные суда (ВС) с максимальной взлетной массой 500–8600 кг и числом пассажиров до 20 человек, предназначенные для воздушных перевозок и выполнения различных видов авиаработ, обучения, спорта, частного использования, а также выполнения задач государственной и экспериментальной авиации…
Для справки:
По гражданской(малой) авиации
– К региональным самолётам относят ещё более мелкие по габаритам воздушные суда. Они перевозят до 100 пассажиров на расстояния до 2-3 тысяч километров.
– Наиболее мелкий класс пассажирских самолётов составляют местные самолёты, предназначенные для перевозки малого количества пассажиров (до 20) на расстояния до 1000 километров. – Местные аэропорты России – аэропорты местных воздушных линий (аэропорты МВЛ), открытые для приема и отправки воздушных судов, выполняющих полеты в пределах региона Российской Федерации.
Тип воздушного судна (Aircraft Type ICAO)
Первый знак:
- L сухопутный самолет (Landplane)
- S гидросамолет (Seaplane)
- A амфибия (кроме поплавковых гидросамолетов со съемными поплавками) (Amphibian)
- H вертолет (Helicopter)
- G автожир (Gyrocopter)
- T воздушное судно с поворотным крылом (Tilt-wing aircraft)
Второй знак:
- 1, 2, 3, 4, 6, 8 или С — число двигателей (С — для спаренных двигателей)
Третий знак:
- P поршневой двигатель (Piston engine)
- T турбовинтовой / турбовальный двигатель (Turboprop / Tturboshaft engine)
- J турбореактивный двигатель (Jet engine)
- E электрический двигатель (Electric engine)
Например:
- L1P — Ан-2 (сухопутный, однодвигательный, поршневой)
- L3J — Ту-154 (сухопутный, трехдвигательный, турбореактивный)
- A2J — Бе-200 (амфибия, двухдвигательный, турбореактивный)
- L2J — Б-737 (сухопутный, двухдвигательный, турбореактивный)
- L4J — А-380 (сухопутный, четырехдвигательный, турбореактивный)
- H2T — Ми-8 (вертолет, двухдвигательный, турбовинтовой)
- H1P — P44 (вертолет, двухдвигательный, поршневой)
Конечно, в России существует и так называемая «бизнес авиация», или иначе «деловая авиация». Но, во-первых, официального статуса она пока не имеет, а во-вторых, существует эта авиация полулегально. Хотя она и имеет свои фирмы, самолеты, даже аэропорты (Внуково-3, Центр деловой авиации, к примеру)…
Обзор рынка малой авиации и тенденций его развития
Российские производители
В соответствии со статьей 21 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения…
Несмотря на то, что АОН была определена в Воздушном кодексе Российской Федерации как вид гражданской авиации еще в 1997 году, интенсивный рост полетов в этом сегменте авиации начался лишь с 2006 года. Так, если в 2010 году всего было выполнено 1678 полетов воздушных судов АОН, в том числе 112 международных полетов, то в 2017 году – уже 71807 и 3078 полетов соответственно. Таким образом, в период с 2010 по 2017 годы этот показатель увеличился более чем в 40 раз.
В настоящее время количество малых авиастроительных предприятий в России ничтожно мало по сравнению с теми странами, где развита авиационная промышленность: в 50–75 раз меньше по сравнению с Великобританией и Францией и почти в 200 раз меньше по сравнению с США.
Количество малых авиастроительных предприятий:
- США – 10000
- Франция – 4500
- Великобритания – 3000
- Россия – 50
Отечественная малая авиация в советский период была представлена самолетами Ан-2, Ан-14, Ан-28 и чешским L-410, вертолетами Ми-2 и Ка-26. Также к малой авиации относились спортивные самолеты Як-52, Як-18Т, Як-50, Су-26, PZL-104 Wilga и различные типы планеров. Характерной особенностью формирования парка воздушных судов советской малой авиации была передача производства легких самолетов, вертолетов и двигателей в страны социалистического лагеря:
- Ан-2 и Ми-2, серийный выпуск двигателей АШ-62, Ан-28 — в Польшу; Як-52 и двигателей М-14 — в Румынию.
- Кроме того, СССР импортировал из ЧССР самолеты Л-410 и планеры L-13 «Бланик».
- Производство планеров и ремонт воздушных судов были развернуты в Литве и Украине.
Таким образом, после 1991 года производство основных типов воздушных судов малой авиации оказалось за пределами России.
Развитие малой авиации России, подобно развитию международной авиации общего назначения, происходит под влиянием как глобальных, так и внутригосударственных факторов…
Прогнозы развития авиации общего назначения
По оценкам Национальной ассоциации производителей техники авиации общего назначения, базирующимся на «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» Минэкономразвития, парк ВС АОН России до 2020 г. будет пополняться в среднем на 400–500 ВС в год, из которых до 50% будут производить отечественные предприятия. Общее количество ВС АОН к 2020 году удвоится и достигнет 6000 ВС, а к 2025 году превысит 11000 ВС.
До 2020 г. России для увеличения производства сельскохозяйственных культур требуется более 700 самолетов для малообъемного и ультрамалообъемного опрыскивания. Потребность в самолетах может быть удовлетворена исключительно отечественными производителями…
«Аэрохимфлот» о создании специального арктического лётного отряда
Государственная поддержка малой авиации
Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №303 была утверждена Стратегия развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности:
Цель Стратегии — устойчивый рост экспорта продукции гражданского назначения российской авиационной промышленности. Стратегией предусматривается оказание комплексной поддержки российским производителям продукции авиационного двигателе-, агрегато- и приборостроения для получения заказов и осуществления поставок на экспорт. (почему? не на нужды страны внутренний рынок)…
В рамках Стратегии утверждена подпрограмма «Малая авиация» государственной программы Российской Федерации подробнее: Действующая редакция госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы»:
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1>> В части «малой авиации»:
- организация на территории Российской Федерации производства современных самолетов “малой авиации” как российской, так и иностранной разработки;
- разработка и сертификация ряда новых самолетов “малой авиации”, в том числе на производственных мощностях организаций, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа и Дальневосточного федерального округа (Улан-Удэнский авиационный завод);
- организация эффективной системы интегрированной логистической поддержки воздушных судов авиации общего назначения российского и иностранного производства.
>Целевые индикаторы и показатели подпрограммы: >>количество поставленных вновь созданных воздушных судов «малой авиации» (самолетов)…
Она предусматривает субсидии компаниям – производителям воздушных судов для местных и региональных воздушных линий на компенсацию части затрат на сертификацию таких воздушных судов, а также на компенсацию части затрат на реализацию проектов по подготовке и сертификации производства воздушных судов для местных и региональных воздушных линий…
Безопасность полётов АОН
Соответственно, вопрос обеспечения безопасности полетов воздушных судов АОН начал набирать свою актуальность, также начиная с 2006 года. Для сравнения: если за период с 1997 года по 2005 год произошло лишь 2 авиационных происшествия, то за период с 2006 по 2017 годы в Российской Федерации с воздушными судами АОН произошло 229 авиационных происшествий, более половины из которых (55%) закончились катастрофами, в которых погибло 248 человек.
Таким образом, в период с 2006 по 2017 годы этот показатель увеличился в 114 раз.
Сейчас авиационные происшествия с воздушными судами АОН происходят в среднем каждые две недели. В каждой катастрофе гибнет в среднем 2 человека. Доля авиационных происшествий в АОН от общего числа авиационных происшествий, происшедших в российской гражданской авиации, ежегодно составляет 60 – 70%…
Для самолетов АОН наиболее распространенными авиационными происшествиями являются происшествия из-за потери управления в полете. Как правило, причина этих происшествий – попытка выполнить фигуры сложного или даже высшего пилотажа, получить необычные, острые ощущения, достичь границы возможностей как воздушного судна, так и самого пилота, переоценивая собственные навыки и пренебрегая летно-техническими характеристиками самолета…
Столкновение с препятствиями или землей вследствие нарушения минимума погоды и сознательного выполнения полета на высоте ниже безопасной является наиболее распространенной причиной авиационных происшествий с вертолетами.
При этом результаты расследований таких авиационных событий показывают, что зачастую пилоты демонстрируют слабые знания в области законов и правил, касающихся выполнения функций обладателя свидетельства частного пилота, динамики полета и аэродинамики, общих знаний конструкции воздушного судна применительно к соответствующему виду воздушного судна, принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования.
Сознательное нарушение требований воздушного законодательства, запрещающего использование воздушных судов АОН для предоставления платных услуг, уже стало обыденным нарушением. В сети Интернет существует множество сайтов, предлагающих так называемые «покатушки». Лица, организующие подобные полеты, пользуются тем, что сил и полномочий Ространснадзора и Росавиации абсолютно недостаточно для организации непрерывного контроля за всеми известными посадочными площадками, на которых базируются воздушные суда АОН. Аналогичным образом обстоит дело и с выполнением авиационных работ при отсутствии соответствующего сертификата. Чтобы создать видимость безопасности полетов для непосвященных в правилах авиационной деятельности лиц, организаторы таких полетов сознательно идут на дезинформацию и различного рода фальсификации.
Зарубежные производители
Рынок авиации общего назначения (малой авиации) разнообразен, а барьеры для выхода на большинство его сегментов существенно ниже, чем на рынки региональных и магистральных самолетов.
В настоящее время в области производства воздушных судов авиации общего назначения и обеспечивающих его производств в мире специализируется свыше 1150 компаний, характер деятельности которых, капитализация и правовые формы определяются выпускаемой продукцией.
Наибольшую стоимость создают 8 производителей бизнес-джетов, в число которых входят все крупные компании, занятые выпуском магистральных и региональных самолетов. Среди собственно производителей ВС АОН в этом сегменте лидируют Cessna Aircraft Company, Gulfstream Aerospace Corporation, Dassault Falcon Jet.
В сегменте турбовинтовых самолетов конкурируют 12 компаний, лидерами среди которых по количеству выпущенных самолетов являются Air Tractor, Beechcraft Corporation, Cessna Aircraft Company.
В производстве вертолетов лидерами являются Airbus Helicopters (бывшая Eurocopter), Bell Helicopters и Robinson Helicopter Company…
Вследствие кризиса 2009 года в сегменте легких самолетов с поршневыми двигателями из 29 компаний сегодня активны только 12, лидерами среди которых являются Cirrus Aircraft, Cessna Aircraft Company, Piper Aircraft, Inc. В результате кризиса общее количество компаний, занятых серийным выпуском легких самолетов и вертолетов АОН, сократилось с 62 до 35, с производства снято 59 типов воздушных судов из 249. В сегментах производства воздушных судов авиации досуга (самолеты взлетной массой до 600 кг, ультралайты, планеры и мотопланеры, автожиры, сверхлегкие вертолеты, кит-наборы, дельталеты) в мире работает около 600 фирм, которые выпускают воздушные суда 900 моделей. Обслуживают деятельность в области авиации общего назначения более 500 компаний в разных странах мира.
К глобальным факторам сдерживания роста мирового рынка авиации общего назначения (малой авиации) можно отнести:
– циклические экономические кризисы, снижающие спрос на авиационных рынках;
– постоянный рост цен новой авиационной техники, значительно опережающий темпы инфляции;
– постоянный рост цен авиационного топлива;
– растущие затраты на сертификацию авиационной техники;
– дефицит летного состава…
Проблемы малой авиации(АОН)
Одним из глобальных факторов, тормозящих развитие производства воздушных судов в России, является стремительный рост цен авиационной техники, значительно опережающий темпы инфляции. Тенденцию к сокращению спроса на отечественную технику усугубляли кризисные процессы в мировом авиастроении. Падение объемов производства ВС АОН в западных странах приводило к продаже дешевой техники с вторичного рынка и увеличению импорта в России новых самолетов, невостребованных в странах Запада, а также к сокращению спроса на новые отечественные самолеты. Глобальный фактор роста цен авиационной техники в России проявляется в большей степени, чем в других странах, т.к. при относительно невысокой стоимости труда и материальных затрат темпы их роста значительно опережают темпы роста в других странах, что в сочетании с высокой трудоемкостью влечет за собой потерю конкурентоспособности отечественной техники.
Рынок легкой и сверхлегкой авиации может приносить доход в 70 млрд рублей в год. Однако из-за зарегулированности правил и законов официально приносит в пять раз меньше — около 14 млрд рублей. Так, в сельском хозяйстве оборот авиационно-химических работ оценивается в сумму до 10,5 млрд рублей, в области развлекательной деятельности и авиационного туризма — 1–1,5 млрд рублей, на рынке картографирования, аэрофотосъемки, авиапатрулирования лесов, магистралей, трубопроводов — 500–900 млн рублей, на рынке подготовки пилотов и авиаперсонала — 0,5–1 млрд рублей. Основная же часть рынка находится в серой зоне. Кроме того, серьезной проблемой является гибель авиационных школ. К авиационным учебным центрам предъявляются слишком жесткие требования. Это привело к тому, что почти все частные учебные центры лишили сертификатов…
Воздушное пространство любого государства, это не просто небо, это область экономической и хозяйственной деятельности…
Во-первых, авиация общего назначения(АОН) предлагает альтернативу регулярным авиалиниям. Способность малого воздушного судна летать с региональных и сельских аэродромов, не используемых авиалиниями, представляет заманчивые альтернативы. Но, чтобы они стали реальностью, просвещенные правительства должны принять и научиться использовать АОН. Правительства должны создать структуру сборов, привлекательную для эксплуатации малых воздушных судов, обеспечить защиту малых аэродромов и их развитие, предоставлять равноправный и справедливый доступ к воздушному пространству и инфраструктурным ресурсам. Авиационные администрации должны учитывать, что АОН является неосновным пользователем системы, разработанной и в основном обслуживающей регулярные авиалинии, но предоставляющей столь необходимый гибкий транспорт.
Во-вторых, АОН должна представлять отдельную отрасль авиапрома.
Бесславный конец проекта Т-500: что стоит за бесследным исчезновением новейших российских самолетов
У госкорпорации «Ростех», возглавляемой всесильным Сергеем Чемезовым, «пропали» аж 10 легкомоторных самолетов сельхозназначения Т-500 на общую сумму в 165 млн руб.
Предполагалось, что с 2022 года на заводе будет ежегодно производиться 60–100 аппаратов. Фото: Егор Алеев /ТАСС
Девять самолетов, себестоимость которых была оценена приставами в 90 млн руб., должны были находиться на территории Казанского авиазавода им. Горбунова; судьба десятого – выставочного – также неизвестна. Ранее все самолеты были арестованы в рамках исполнительного производства по взысканию задолженности перед бюджетом и иными взыскателями с компании МВЕН…
Новый самолет предназначен для авиахимработ, мониторинга окружающей среды, обследования промышленных объектов, обработки лесов от вредителей и даже ликвидации разливов нефти. Нужно ли говорить, что потребность в таких относительно недорогих аппаратах огромна: в свое время заинтересованность в них выразили Минсельхоз, Рослесхоз, Росагролизинг, представители Португалии и Эквадора.
В 2017 года на авиасалоне МАКС правительство Татарстана и «Ростех» подписали соглашение о серийном выпуске Т-500 в Казани. Проект был рассчитан на выпуск до 120 судов к 2019 года. К делу подключился государственный Фонд содействия инновациям, предоставивший необходимые деньги. Суммарный объем инвестиций составил 2,5 млрд руб.
С 2019 года специально под выпуск Т-500 на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Иннополис» в Татарстане велось строительство сборочного производства…Читать подробнее:
Заключение
И если Гражданская авиация регулярных рейсов, дает прибыль государству и рабочие места, то авиация общего назначения, пока что, находится в роли «падчерицы». Где-то там существует, как-то там летает. Нет ни заинтересованных ведомств и министерств, которые бы вплотную занялись развитием такой необходимой, а главное прибыльной отраслью народного хозяйства. В то время как мировая экономика расширяется и становится все более взаимосвязанной, безопасный, быстрый и доступный транспорт будет становиться еще более важным, чем когда бы то ни было. Хотя прогресс в коммуникационных технологиях делает нас ближе, необходимость в личных контактах увеличивается, что подтверждает рост воздушных перевозок. Путешествие по воздуху становится все более обычным свойством современного мира, что гарантирует его развитие…
А пока что летает АОН, в основном по правилу трех «П»- Правила Партизанского Полета…
По теме: