История создания и реформирования ОАК. Годовые Отчёты

Опираясь на ранее принятые решения по корпоративной трансформации, Совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК») утвердил 17 сентября новую организационную структуру корпорации.



Изменения направлены на централизацию управления производственными программами, развитие производственной системы ОАК и новой индустриальной модели корпорации. Блок операционного управления будет находиться в подчинении Первого Вице-президента, за ним будет закреплена ответственность по организации эффективного управления основными операционными процессами, включая закупки, производство, качество и продвижение продукции. Первому Вице-президенту будут подчинены:

  • Вице-президент по военной авиации,
  • Вице-президент по транспортной авиации,
  • Вице-президент по стратегической и специальной авиации,
  • Вице-президент по гражданской авиации,
  • Вице-президент по государственной авиации специального назначения
  • Вице-президент по ВТС,
  • Вице-президент по производству и техническому развитию,
  • Департамент закупочной деятельности,
  • Департамент по управлению программами,
  • Департамент сводного планирования и бизнес-процессов.

Блок административного управления будет работать в подчинении Исполнительного Вице-президента, он будет отвечать за поддерживающие бизнес-процессы.

Учитывая, что вопросы стратегического развития непосредственно связаны с экономическими вопросами, а также в целях усиления координации управления проектами во взаимосвязи с достигаемыми экономическими эффектами, введена должность Директора по развитию бизнеса в функциональном подчинении Вице-президента по экономике и финансам.

Еще одно изменение произведено с учетом тесной взаимосвязи процессов корпоративного управления, юридического обеспечения, а также необходимости проведения корпоративной трансформации – введена должность Вице-президента по правовому обеспечению и корпоративному развитию с исключением должности Директор по корпоративным и имущественным отношениям.

  • В подчинении Президенту ПАО «ОАК» введена должность Директор по внешним связям для поддержки эффективных взаимоотношений с государственными и муниципальными органами власти.

С целью выстраивания сквозной системы управления рисками ПАО «ОАК» и его дочерних обществ Департамент управления бизнес-процессами и рисками реорганизован с выделением функции управления рисками в самостоятельное структурное подразделение – Департамент управления рисками, в непосредственном подчинении Президента ПАО «ОАК».

Помимо этого, в отдельный филиал ПАО «ОАК» будут выделена работа по сервисному обслуживанию авиационной техники государственной авиации.

Источник: Новая оргструктура ОАК централизует контроль над производством


Краткая характеристика авиастроительной отрасли России на момент создания ОАО “ОАК”

Решение о создании «Объединенной авиастроительной корпорации» было принято в 2006 году. В это время российская авиастроительная отрасль находилась в достаточно сложном положении после кризиса, который она пережила в 90-х годах. При этом наиболее серьезные проблемы испытывал сектор гражданского авиастроения.

  • До 1992 года авиационная промышленность СССР производила в год:
  •   свыше 150 магистральных, региональных и грузовых самолетов,
  • –  300 вертолетов гражданского назначения,
  • более 620 самолетов и 390 вертолетов военного назначения. 
  • На экспорт ежегодно поставлялось свыше 120 военных самолетов и вертолетов.
  • В структуру советского авиапрома входило 242 предприятия, занимающихся разработкой и производством авиационной техники. Из этого числа на территории Российской  Федерации базировалось:
  • – 214 предприятий, в том числе 28 научно-исследовательских центров и институтов,
  • – 72 ОКБ
  •  и 114 серийных заводов.
  • К концу 80-х численность занятых в авиационной промышленности превышала 2 млн человек.
  • В СССР эксплуатировались ВС отечественного производства.

С распадом СССР за пределами России оказался ряда авиастроительных предприятий:

  • АНТК «Антонов» (Киев)*,
  • авиационный завод «Авиант» (Киев)*,
  • Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие (ранее Харьковское авиационное производственное объединение),
  • Запорожский моторостроительный завод**, Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова (ТАПОиЧ),
  • Тбилисский авиационный завод и др.

Отделение украинских и узбекского предприятий стало наиболее существенным для российского авиапрома, так как они являлись основной производственной базой военно-транспортных самолетов Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124, Ил-76 и др., а украинское АО «Мотор Сич» было одним из ведущих разработчиков и производителей авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов.

Источник: Годовой отчёт ОАК за 2011 год.


Следует напомнить как было:

Руководство Министерства       (Министр и заместители Министра)
Общественные организации   
     (Партком и Профком)
Управление  делами
1 Главное управление        
         (Создание лёгких самолётов – истребителей,  перехватчиков)
2 Главное управление   
              (Создание авиационного  вооружения)
3 Главное управление                 
(Авиационное двигателестроение)
4 Главное управление                 
(Авиационное агрегатостроение)
5 Главное управление                 
(Создание авиаприборов и оборудования)
6 Главное управление    
             (Создание тяжёлых самолётов и вертолётов)
7 Главное управление  
               (Авиационное агрегатостроение)
8 Главное управление  
               (Авиационные материаловедение и металлургия)
9 Главное управление                 
(Создание авиаприборов и оборудования)
10 Главное управление 
              (Научно-исследовательские, экспериментальные работы)
11 Главное управление   
            (Эксплуатация авиационной техники)
12 Главное управление  
             (Создание ОК”Буран” и работы для Минобщемаша СССР)
13 Главное управление 
              (Авиационное двигателестроение)

Главное планово-производственное управление
Главное техническое управление
Главное управление материально-технического снабжения
Главное управление комплектации
Главное управление сбыта и гражданской продукции
Главное управление проектирования и капитального строительства
Управление главного механика и главного энергетика
Управление организации труда, зарплаты и рабочих кадров
Финансовое управление
Управление бухгалтерского учёта и отчётности
Управление по контролю качества продукции
Управление лётной службы
Управление внешних сношений
Управление кадров и учебных заведений
Юридическое управление с арбитражем
Хозяйственное управление


В заключение:

  • Ориентиры обозначены показатели советского авиапрома (МАП и/или Минавиапром СССР, МАП СССР), а далее подробней остановимся  на основных показателях российского авиапрома (ОАК) за период его существования, а выводы и заключения сделайте сами. Своё мнение  после анализа в комментариях…

Экскурс в историю создания и развития ОАК по годам развития: 2006-2017 г.г.

Отчеты ОАК за  2007-2011 годы:

 (с 2011 г. начало публикаций годовых  отчётов ОАК)  

  • Обращение президента ОАО “ОАК ” (с 25 февраля 2011 г. назначен президентом ОАК Михаил Погосян)
  • Ключевые показатели

<<Уважаемые акционеры, коллеги и партнёры! В 2011 году «Объединенная авиастроительная корпорация» отметила пятилетие своей деятельности. За этот период нам удалось вывести российское авиастроение из глубокого кризиса, консолидировать в рамках Корпорации активы отрасли, провести модернизацию предприятий, наладить серийное производство новых моделей самолетов, начать реализацию новых перспективных проектов. Все это позволило существенно нарастить объемы производства, которые к 2012 году почти в 2 раза превысили показатели 2007 года. При этом в основном бизнес-сегменте – военной авиации – производство продукции выросло в 2 раза, в гражданской авиации – в 1,7 раза.

По состоянию на конец августа 2012 года уставный капитал ОАО «ОАК» составлял 219,7 млрд рублей. Основным акционером Корпорации с долей в 84,3 % является государство. В перспективе, согласно обновленной программе приватизации, утвержденной Правительством РФ в июне 2012 года, долю государства в ОАО «ОАК» планируется сократить до 50 % плюс 1 акция.

Дорожная карта приватизации ОАО “ОАК”

  • strong>Всего за 2007-2011 гг. заказчикам было поставлено 378 воздушных судов…>>
  • Уставный капитал ОАО «ОАК» составлял 219,7 млрд рублей
  • Основным акционером Корпорации с долей в 84,3 % является государство
  • Внутренний рынок

Гражданский сегмент:

За 2011 год количество коммерческих авиакомпаний сократилось до 126. При этом по итогам года 60 % пассажирооборота обеспечили 5 лидирующих авиакомпаний («Аэрофлот», «Транс-аэро», «ЮТэйр», «Сибирь», «Оренбургские авиалинии»).
В условиях сохранения высоких цен на топливо авиакомпании продолжили обновление самолетного парка – в основном за счет западных типов ВС с высокой топливной эффективностью.

В 2011 году российские авиаперевозчики получили 127 (6)новых воздушных судов, из них 121 – зарубежного производства. Средний возраст на момент поставки самолетов, полученных российскими авиакомпаниями в 2011 году, составил   7,5 года.

  • По долгосрочным прогнозам, средний темп роста пассажирских авиаперевозок в России и СНГ в ближайшие 20 лет ожидается на уровне 4,8 %, грузовых – 4,9 %.
  • По оценке ГосНИИ ГА, для обеспечения перевозок авиакомпаниями, с учетом списания устаревших типов воздушных судов по ресурсным показателям и потерей ими конкурентоспособности, потребность в поставках пассажирских самолетов российским авиакомпаниям в период до 2020 года составит 1 030-1 200 ВС различных классов пассажировместимости.
  • Емкость перспективного российского рынка составит до 5,5-6 % от емкости мирового рынка пассажирских самолетов.

Военный сегмент:

Что касается военной авиационной техники, то закупки для Министерства обороны России планируются в соответствии с Государственной программой вооружений на период до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ 31.12.2010) и Государственным оборонным заказом на период 2011-2013 гг., которые предусматривают существенное увеличение как объемов, таки номенклатуры поставляемых в войска боевых самолетов. Возможности Корпорации по поставкам для Министерства обороны России оцениваются в более чем 100 авиационных комплексов на период до 2013 года.

Кадровая и социальная политика

Кадровая политика ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» направлена на формирование и развитие высокопрофессиональной команды единомышленников, способной обеспечить динамичное развитие Корпорации. В отношении персонала компания стремится к всестороннему развитию своих сотрудников, обеспечивая достойный уровень социальной защиты и дополнительные возможности для их профессионального развития и роста.

  • <<Самый ценный ресурс, которым располагает Корпорация – это наш персонал! Именно он, именно люди определяют будущее нашей авиации>> Директор Департамента управления персоналом А. А. Вучкович.

Средняя заработная плата на предприятиях ОАО «ОАК» в 2011 году составила 26,5 тыс. рублей.
Положительная динамика средней заработной платы в 2011 году наблюдалась на всех предприятиях Корпорации.
В настоящее время в Корпорации начата разработка проекта по совершенствованию систем оплаты труда и мотивации персонала компаний, входящих в состав ОАО «ОАК», целями которого являются:

  • создание корпоративной системы вознаграждения, основанной на KPI;
  • внедрение единой политики оплаты труда во всех компаниях Корпорации;
  •  разработка и внедрение единой политики в области социальных льгот и гарантий во всех компаниях.

  • Средняя заработная плата на предприятиях ОАО «ОАК» в 2011 году составила 26,5 тыс. рублей
  • Общая численность штатных работников 91600 человек

Корпорации (в частности, в рамках проекта ведется работа по созданию корпоративной пенсионной программы).

Подробней по ссылке: Годовой отчёт ОАК за 2011 год.


Годовой отчет ОАК за  2012 год:

  • Обращение президента ОАО “ОАК ” 
  • Ключевые показатели

<<Уважаемые акционеры и инвесторы! Результаты отчетного года подтверждают способность Корпорации добиваться решения стратегических задач, определенных Советом директоров ОАО «ОАК» на период до 2025 года:
• занятие позиции третьего игрока на мировом рынке авиационной техники;
• доведение доли выручки от реализации гражданских самолетов до уровня не менее 40 %;
• обеспечение рентабельности продаж по чистой
прибыли в 2025 году на уровне не менее 10 % и роста производительности труда в 7,3 раза.
Одним из ключевых достижений 2012 года является 100-процентное выполнение Корпорацией государственного оборонного заказа при существенном росте объемов поставок Минобороны России – практически в два раза по сравнению с 2011 годом. Одновременно объемы  продаж гражданской авиатехники за прошлый год выросли в 2,5 раза...>>


Всего за 2012 год. заказчикам было поставлено 94 воздушных судов…>>


Целевая бизнес-структура ОАО “ОАК”

Переход к новой структуре, сформированной по дивизиональному принципу, позволит повысить конкурентоспособность и эффективность российской авиапромышленности за счет перегруппировки и концентрации ресурсов (управленческих, конструкторских,  производственных), формирования и развития недостающих компетенций и переноса фокуса конкуренции с внутренней на внешнюю.

Внутренний рынок

В 2012 году в российский парк поступило:

  • – 114 самолетов иностранного производства
  • (15 )новых отечественных самолетов.

По долгосрочным прогнозам средний темп роста пассажирских авиаперевозок в России и СНГ на ближайшие 20 лет ожидается на уровне 4,8 %, грузовых – 5,7 %. По оценке ГосНИИ ГА, для обеспечения перевозок (с учетом списания) потребность в поставках пассажирских самолетов российским авиакомпаниям в период до 2020 года составит 850–1 000 воздушных судов различных классов пассажировместимости. Емкость перспективного российского рынка составит до 5,5–6 % от емкости мирового рынка пассажирских самолетов.


Структура органов управления и контроля в ОАО «ОАК »

Высшим органом управления Корпорации является Общее собрание акционеров.

Общее руководство деятельностью Корпорации, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров, осуществляет Совет директоров ОАО «ОАК».

  • Данными полномочиями Совет директоров обладает в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом организации. 
  • При Совете директоров действуют три специализированных комитета – Комитет по аудиту, Комитет по кадрам и вознаграждениям и Комитет по стратегии.
  • Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Корпорации осуществляют Департамент внутреннего аудита и Ревизионная комиссия. 
  • Коллегиальный исполнительный орган Корпорации – Правление.

Единоличный исполнительный орган Корпорации – Президент. Президент является единоличным исполнительным органом ОАО «ОАК» и выполняет функции Председателя Правления.

  • – Президент вправе решать все вопросы текущей деятельности Корпорации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров, Совета директоров и Правления.
  • – Президент, как и Правление, подотчетен Совету директоров и Общему собранию
    акционеров.
  • Долговая политика

Чистый долг Корпорации по состоянию на 31 декабря 2012 года составил 162,7 млрд. рублей (увеличение за год на 9 %).

Увеличение совокупного долга Корпорации
обусловлено следующими факторами:

  1. Ростом инвестиционной нагрузки в связи
    с запуском перспективных и инновационных продуктов, которые должны способствовать резкому росту серийности производства с целью снижения удельных издержек, повышения рентабельности производства и выхода на положительный операционный денежный поток;
  2. Увеличением потребностей в финансировании программ реструктуризации предприятий и модернизации активов;
  3. Основные объемы инвестиций направляются на комплексное техническое перевооружение и НИОКР, что соответствует концепции Корпорации, направленной на избавление от низких переделов и концентрации на интеграторах верхнего уровня и сокращение отставания в конструкторских разработках;
  4. Необходимостью увеличения объемов оборотных средств, которыми располагает Корпорация и ее дочерние и зависимые общества, на фоне осуществляемого наращивания объемов выпуска авиационной продукции.

Определение:

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) или R&D (Research and Development* (Англ.)) — это комплекс мероприятий/услуг, включающий в себя как научные исследования, эксперименты, поиск, изыскания, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции (прототипов или тестовых образцов), …

Кадровая  и социальная политика 


  • Средняя заработная плата на предприятиях ОАО «ОАК» в 2012 году составила 30,4 тыс. рублей
  • Общая численность штатных работников 92100 человек

Средний возраст работников Корпорации составляет:

  • по производственным предприятиям – 44 года,
  • по конструкторским бюро – 48 лет.

Основные принципы планирования уровня оплаты труда работников предприятий:

• установление зависимости уровня заработной платы от результатов труда (опережение роста производительности труда перед ростом заработной платы);
• дифференцированное повышение заработной платы (ключевым категориям персонала);
• предоставление преимущества низкооплачиваемым работникам с уровнем заработной платы ниже двух прожиточных минимумов трудоспособного населения в регионе (за исключением работников, имеющих    неполную загрузку, – сокращенное рабочее время, простои).


  • Уставный капитал ОАО «ОАК» составлял 219,7 млрд рублей30,752 млрд рублей=

В феврале 2013 года Советом директоров ОАО «ОАК» было принято решение об уменьшении уставного капитала ОАО «ОАК» на 30 752 миллионов рублей путем уменьшения  номинальной стоимости акций ОАО «ОАК»(219,7 млрд рублей – 30,752 млрд рублей=…). 

 Подробней по ссылке: Годовой отчёт ОАК за 2012 год.  


Годовой отчет ОАК за  2013 год:

  • Обращение президента ОАО “ОАК ” (Председателя Правления ОАО “ОАК”)
  • Ключевые показатели

<<Уважаемые акционеры и инвесторы! По итогам 2013 г. ключевые индикаторы деятельности Корпорации сохранили, а по некоторым показателям и улучшили положительную динамику последних нескольких лет. В общей сложности в 2013 г. Корпорация произвела 126 воздушных судов, при этом объем поставок вырос на 18 %, до 111 единиц. Выручка ОАО «ОАК» в отчетном периоде увеличилась на 28,7 % и составила 220 млрд руб.; показатель EBITDA Корпорации вырос в четыре раза до 18 млрд руб. В то время как дивизион военной авиации по-прежнему остается лидером в формировании выручки ОАО «ОАК», и Корпорация сохраняет уверенный рост поставок военной техники Министерству обороны России, необходимо особо подчеркнуть именно увеличение доли продаж гражданской авиатехники в общей структуре выручки. В 2013 г. объем поставок военной авиатехники ВВС РФ вырос на 54 % по сравнению с уровнем 2012 г., до 54 самолетов, при этом выпуск гражданской авиатехники вырос более чем на 60 %...>>


В общей сложности в 2013 г. Корпорация произвела 126 воздушных судов


Внутренний рынок

За 2013 г. количество компаний, имеющих сертификат эксплуатанта, сократилось со 120 до 118. На долю 10 крупных перевозчиков приходится 75 % объема всех перевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях, и основной объем (75 %) этих перевозок осуществляется через Московский авиационный узел. В условиях сохранения высоких цен на топливо авиакомпании продолжили обновление самолетного парка в основном за счет западных типов воздушных судов с высокой топливной эффективностью.

В 2013 г. в российский парк поступил:

  • 71 новый гражданский самолет, 
  • в том числе 60 самолетов иностранного производства.

В части военной авиационной техники закупки для Минобороны России планируются в соответствии с государственной программой вооружений на период до 2020 г. (утверждена указом Президента Российской Федерации 31.12.2010) и государственным оборонным заказом на период 2013–2015 гг., которые предусматривают существенное увеличение как объемов, так и номенклатуры поставляемых в войска боевых самолетов. Возможности Корпорации по поставкам в 2014 г. воздушных судов военной авиации для Министерства обороны РФ оцениваются в порядка 100 самолетов.

Структура Корпорации

Структура органов управления и контроля в ОАО «ОАК »

Стратегические планы Корпорации “ОАК”

Государство как самый крупный акционер ОАО «ОАК» в значительной степени определяет
целевые ориентиры, ограничения и возможности по реализации стратегии развития Корпорации.
Указом Президента РФ №804 от 01.04.2012 приняты «Основы государственной политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2020 г.», в которых наличие мощного
авиационного потенциала признано необходимым условием социально-экономического и инновационного развития, а также обеспечения безопасности РФ. 
В настоящее время основными руководящими документами, определяющими параметры стратегического планирования ОАО «ОАК», являются:

  • Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.»;
  • Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011–2020 гг.»;
  • Государственная программа вооружений до 2020 г.;
  • «Основы государственной политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2020 г.»;
  • Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г.;
  • Основные положения стратегии развития ОАО «ОАК» на период до 2025 г., утвержденные Советом директоров ОАО «ОАК» 26 мая 2011 г.

Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.», новая редакция которой была утверждена Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 г., направлена на создание высоко конкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиций на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники. Для достижения этой цели по подпрограмме «Самолетостроение» необходимо решение ряда приоритетных задач, включая:

  • Завершение реструктуризации самолетостроительной отрасли;
  •  Расширение присутствия организаций самолетостроения на рынке;
  • Развитие глобальной сервисной сети и системы послепродажного обслуживания;
  • Обеспечение потребностей Российской Федерации в гражданской авиатехнике
    в значительной степени за счет отечественной продукции.

Суммарный объем финансирования госпрограммы в 2013–2025 гг. составит более 714 млрд руб. (в ценах соответствующих лет). На реализацию подпрограммы «Самолетостроение» планируется выделить свыше 83 млрд руб.

Главная цель Государственной программы вооружений до 2020 г.довести долю современных вооружений и военной техники в российских войсках к 2020 г. до 70 %. Для этого предполагается выделить 20,7 трлн руб. Крупносерийное производство авиационной техники – одна из важнейших задач российского оборонно-промышленного комплекса.

  • Среди основных направлений государственной программы вооружений в области авиационной техники фигурируют перспективное развитие воздушной составляющей стратегических ядерных сил, включая проект разработки перспективного комплекса дальней авиации (ПАК ДА),
  • модернизация штурмовика Су-25СМ,
  • поставка в войска новых фронтовых истребителей бомбардировщиков Су-34
  • и истребителя пятого поколения – ПАК ФА.

Приоритеты развития ОАО «ОАК» – увеличение объемов производства авиационной техники гражданского и военного назначения, техническое и технологическое перевооружение предприятий, формирование стратегических альянсов с зарубежными производителями в рамках совместных проектов. Корпорация стремится не только повысить конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке авиационной техники, но и стать межотраслевым центром технологических компетенций.

  • Корпорация реализует масштабную инвестиционную программу в рамках технического перевооружения предприятий, запуска новых перспективных проектов производства авиационной техники военного и гражданского назначения, развития НИОКР.

Основные характерные особенности инвестиционной программы Корпорации:

  • Инвестиции, в первую очередь, направлены в агрегатно-сборочное производство;
  • инвестирование в низкие переделы снижается, что соответствует новой индустриальной модели Корпорации;
  • Инвестиции повышают производительность и сокращают нехватку производственных мощностей.
  • Большая доля инвестиций направлена на развитие гражданской авиации и приоритетных для ОАО «ОАК» авиационных программ, таких как МС-21, которые позволят Корпорации занять в будущем значительные рыночные позиции в гражданском авиастроении.
  • Кроме того, приоритетными направлениями также являются создание национального центра авиастроения, промышленной базы производства конструкций из композитных материалов для гражданских воздушных судов «АэроКомпозит» в Казани и Ульяновске, а также выполнение плана мероприятий по техническому развитию и техническому перевооружению серийных заводов в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 гг.».

Инновации и НИОКР :

В 2013 г. ОАО «ОАК» работало над совершенствованием программы инновационного развития (ПИР) в соответствии с методическими материалами и рекомендациями Минэкономразвития России, Минпромторга России и других федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом опыта государственных корпораций и компаний с превалирующим государственным участием (ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом», ОАО «РОСНАНО», ОАО «Сбербанк»).

Кадровая и социальная политика

В 2013 г. была отмечена положительная динамика кадрового состава предприятий Корпорации. Общая численность персонала возросла с 92 100 до 93 950 человек, что было связано с увеличением производственной программы предприятий. При этом рост во многом происходил за счет приема на работу основного производственного персонала – производственных рабочих и специалистов
инженерно-технического блока. По состоянию на 31.12.2013 40 % сотрудников Корпорации имеют высшее образование. Доля персонала с полным средним и средним профессиональным образованием составляет 53 %.
По состоянию на 31.12.2013 доля работников в возрасте до 40 лет составляет 42,4 %


  • Средняя заработная плата на предприятиях ОАО «ОАК» в 2013 году составила 35,3 тыс. рублей.
  • В 2013 году общая численность персонала ОАК возросла с 92 100 до 93 950 человек

Средняя заработная плата на производственных предприятиях и конструкторских бюро Корпорации в 2013 г. выросла на 16 % и составила 35 300 руб. В настоящее время уровень средней заработной платы работников большинства предприятий Корпорации соответствует аналогичному показателю в географическом регионе. В 2013 г. в Корпорации была продолжена работа по внедрению системы  оплаты труда, основанной на ключевых  показателях эффективности  (КПЭ). В течение года КПЭ были установлены для руководителей ОАО «ОАК», включая дочерние и зависимые общества.

Подробней по ссылке: Годовой отчёт ОАК за 2013 год.


Годовой отчет ОАК за  2014 год:

  • Обращение президента ОАО “ОАК ” (В 2014 году пост Президента ОАК занимал Погосян Михаил Асланович. После окончания отчетного периода, 16 января 2015 года Совет директоров ОАК принял решение о назначении Слюсаря Юрия Борисовича на пост Президента ОАК сроком на пять лет).
  • Ключевые показатели

Уважаемые коллеги! По итогам 2014 года Объединенной авиастроительной корпорации удалось сохранить положительную динамику последних лет и достичь лучших с момента создания показателей по выручке и поставкам самолетов. В общей сложности в 2014 году Корпорация передала заказчикам 159 самолетов. Выручка Корпорации в отчетном периоде также значительно увеличилась и составила 295 млрд рублей. Основным драйвером роста по-прежнему остается военная авиация, при этом объем продаж гражданской авиатехники уверенно растет. За год Корпорация в рамках Гособоронзаказа и на экспорт поставила 124 военных самолета, таким образом, рост составил около 57% по сравнению с 2013 годом.


В общей сложности в 2014 г. Корпорация произвела 159 воздушных судов:

  • 124 военных самолёта,
  • 33 гражданских самолета
  • 2 воздушных судна специального назначения.
  • Уставный капитал ПАО «ОАК» составляет 258,196 млрд. рублей

Внутренний  и внешний рынки:

Положение Корпорации на рынке:

  • Корпорация входит в число ключевых игроков мирового рынка самолетостроения.
  • По итогам 2014 года с консолидированной выручкой около 295 млрд руб. Корпорация занимает 5–6 место среди крупнейших компаний сектора.
  • Конкурентами Корпорации являются ведущие зарубежные производители
    авиатехники, включая Airbus Group, Boeing, Bombardier, Embraer, Lockheed Martin,
    COMAC.
  • Долгосрочная Стратегия Корпорации предусматривает вхождение к 2025 году в тройку мировых лидеров самолетостроения наряду с Boeing и Airbus. Планируется нарастить выручку до более чем 800 млрд руб. и занять 3,2% гражданского и 10,9% военного рынков авиатехники к 2025 году.

Личное мнение: задачи долгостроя амбициозные, надеюсь, что ни сработает принцип ” а после нас – хоть потоп”


Целевая бизнес-структура ПАО “ОАК”

Инвестиционная программа

В рамках реализации стратегии развития Корпорация осуществляет масштабную  инвестиционную  программу. Большая доля инвестиций направлена на развитие гражданской авиации и приоритетных для ОАК авиационных программ, таких как МС-21, которые позволят Корпорации занять в будущем значительные рыночные позиции в гражданском авиастроении
Инвестиции в основном направлены на техническое перевооружение и НИОКР, при этом доля инвестиций в низкие переделы снижается.
Инвестиционный портфель на 2015–2017 годы превышает 247 млрд руб.* Программа включает собственные проекты Корпорации, а также проекты, реализуемые в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы» (ФЦП ОПК) и Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» (ГП РАП).

Структура инвестиционной программы на 2015–2017 годы по бизнес-направлениям:

  • Планируется, что 50% всех инвестиций в 2015–2017 годах будет направлено на проекты в сфере гражданской авиации,
  • 31% – на программы военной авиации. 
  • В военной авиации инвестиции направлены прежде всего на программы создания и модернизации ПАК ФА, Ту-160, МиГ.

В гражданской авиации наиболее существенный объем инвестиций приходится на НИОКР и техническое перевооружение в рамках проекта создания МС-21 (более 30% инвестиционной программы Корпорации).

На текущий момент программа МС-21 находится в активной инвестиционной фазе, завершен этап пятых ворот (гейт 5), включавший утверждение конфигурации воздушного судна. В задачи этапа входило согласование контрактов с клиентами, заключение соглашений с поставщиками, запуск рабочего проектирования, утверждение технического проекта и источников финансирования.

На текущем этапе (гейт 6) изготавливаются  опытные образцы и будет осуществлен первый полет. Наибольшая часть инвестиций по программе приходится на период до 2016 года.

 В транспортной авиации приоритетным проектом инвестиционной программы является развитие производственной базы для Ил-76МД-90А, а также разработка модификаций на основе данного самолета.

Кадровая и социальная политика

Социальная поддержка сотрудников:
Предприятия Корпорации реализуют широкий комплекс мер, направленных на повышение социальной защищенности сотрудников и создание благоприятных условий для их профессионального и личностного роста. Цели Корпорации в области социальной политики включают:

  • Обеспечение устойчивой загрузки работников предприятий, сокращение простоев;
  • Мониторинг уровня средней заработной платы работников

  • Корпорации, в том числе низкооплачиваемых категорий персонала;
  • Установление зависимости уровня зарплаты от результатов труда;
  • развитие системы переподготовки работников;
  • Развитие программ привлечения и удержания молодежи (профориентация,
    целевая подготовка, комплексные программы по работе с молодежью).
  • Развитие системы социального партнерства.


  • Средняя заработная плата на предприятиях ОАО «ОАК» в 2014 году составила 41,5 тыс. рублей
  • В 2014 году общая численность персонала ОАК  составило 98 800 чел.

В целях выполнения обязательств по оплате труда и социальным гарантиям сотрудников 15 апреля 2014 года ОАК, его дочерние и зависимые общества и Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности (ПРОФАВИА) подписали корпоративное соглашение на 2014-2016 годы. В соглашении указаны социальные гарантии, которые должны быть предоставлены сотрудникам Корпорации. Минимальный обязательный набор социальных льгот для работников включает:

  • организацию питания;
  • организацию медицинского обслуживания;
  • материальную помощь по случаям: смерти или потери трудоспособности работника, его близких родственников, лишения места проживания в результате стихийных бедствий или других форс-мажорных обстоятельств.

Для справки: Кроме того, предприятия, входящие в Корпорацию, оказывают дополнительную социальную поддержку работникам, включая выплату пособий при рождении ребенка или выходе на пенсию, предоставление возможности участия в корпоративных пенсионных программах, санаторно-курортное лечение и оздоровление, отдых работников и их детей, предоставление дополнительных отпусков.

Важной частью социальной политики Корпорации является обеспечение сотрудников жильем.

В 2011–2014 годах более 1 400 сотрудников Корпорации приобрели жилье на льготных условиях в рамках жилищных программ предприятий. В 2014 году на эти цели было выделено 175,5 млн руб.

События после отчётной даты

В связи с решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «ОАК» 06 апреля 2015 года вносятся изменения в Устав Компании в части изменения организационно-правовой формы.
Полное фирменное наименование Компании:
>> на русском языке – Публичное акционерное общество «Объединенная авиастроитель-
ная корпорация» (ПАО «ОАК»);
>> на английском языке – Public Joint Stock Company «United Aircraft Corporation».
Сокращенное фирменное наименование Общества:
>> на русском языке – ПАО «ОАК»;
>> на английском языке – PJSC «UAC».


Штатная численность работников ПАО “ОАК” на 31.12.2016 г. – 820 чел.


  • 15 апреля 2015 года завершено размещение дополнительных акций ОАО «ОАК». Итогом является дополнительный выпуск 16 208 960 тыс. штук акций номиналом 0,86 руб.
  • Руководством Российской Федерации принято решение об увеличении уставного   капитала ОАО «ОАК» на 100 млрд. рублей путем передачи облигаций федерального займа в целях реструктуризации задолженности дочерней компании ЗАО «ГСС».(219,7 млрд рублей – 30,752 млрд рублей=… +100 млрд. рублей…) Данная сумма включена в бюджет РФ на 2015 год.

Подробней по ссылке: Годовой отчёт ОАК за 2014 год.


Годовой отчет ОАК за  2015 год:

  • Обращение президента ОАО “ОАК ” 
  • Ключевые показатели

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! В 2015 году Объединенная авиастроительная   корпорация сохранила уровень производства самолётов и поставила заказчикам 156 воздушных судов.
Выручка корпорации достигла 352 млрд. рублей  это наибольший показатель за всю историю ОАК.  Одновременно при формировании  консолидированной финансовой отчётности  было принято решение провести разовые операции по обесцениванию внеоборотных активов и списанию незавершенного производства, что вынуждает констатировать существенный чистый убыток по итогам отчётного периода. Мы рассчитываем, что эффект от данных мер будет в полной мере способствовать  финансовой стабилизации ОАК уже в ближайшие годы.

  • Основную долю рекордной выручки обеспечивает сегмент военной авиации: как и годом ранее, заказчики получили 124 боевых самолета.
  • Позитивная динамика появилась и в сегменте транспортной авиации: на ульяновском заводе «Авиастар–СП» налажено серийное производство самолетов Ил–76МД–90А, и в 2015 году заказчики получили два первых воздушных судна.
  • На рынке гражданских самолетов сказался прежде всего спад перевозок на внутренних линиях в России и финансовые сложности у ряда авиакомпаний, что не позволило нам в полной мере реализовать планы по продажам самолетов Sukhoi Superjet 100. Однако ситуацию значительно улучшила стратегическая поддержка со стороны основного акционера — Российской Федерации, — выразившаяся в докапитализации ОАК на 100 млрд руб. в целях финансового оздоровления программы «Гражданских самолетов Сухого», а также докапитализации ГТЛК на 30 млрд руб. в целях покупки не менее 32 судов
    Sukhoi Superjet 100. Эти и другие меры государственной поддержки значительно смягчили негативный эффект от спада 2015 года на рынке гражданских авиаперевозок. Как следствие принятых мер, поставки SSJ составили 25 воздушных судов.

Внутренний  и внешний рынки


В общей сложности в 2015 г. Корпорация произвела 156 воздушных судов:

  • 124 военных самолёта,
  • 29 гражданских самолета,
  • транспортных самолёта,
  • 1 воздушных судна специального назначения.
  • Уставный капитал ПАО «ОАК» составляет 258,196 млрд рублей

  • В сегменте военной авиации объем поставок сохранился на уровне 2014 года. В интересах
    Минобороны России было поставлено 90 самолетов типа Су–30, Су–34, Су–35, МиГ–29 и Як–130.
  • В рамках экспортных контрактов за рубеж было поставлено 34 самолета типа Су–30, МиГ–29 и Як–130 в Беларусь, Казахстан, Вьетнам и Индию.

В гражданском сегменте заказчикам было поставлено 29 самолетов, включая 24 самолета для внутренних и пять для зарубежных заказчиков. Наибольшая доля поставок пришлась на самолеты SSJ 100: Корпорация поставила российским заказчикам 20 самолетов этого типа, в том числе десять самолетов для авиакомпании «Аэрофлот», три самолета для «Газпром авиа», два воздушных судна в МЧС России. Также в рамках процедур ремаркетинга пять воздушных судов SSJ 100 было поставлено Государственной транспортной лизинговой компании для их последующей передачи на условиях операционного лизинга российским региональным авиакомпаниям.

Кроме того, в отчетном периоде государственным заказчикам было поставлено четыре воздушных судна Ан–148. В рамках экспортных поставок четыре самолета SSJ 100 было передано мексиканской авиакомпании Interjet и один самолет — компании Сomlux.

В 2015 году первые два новейших российских серийных военно–транспортных самолета Ил–76МД–90А, построенных на ульяновском предприятии АО «Авиастар–СП», были переданы заказчику. Самолеты произведены в рамках контракта с Минобороны РФ на 39 машин этого типа.

Также в течение года Корпорация поставила одно воздушное судно специального назначения Ту–214СР в Управление делами Президента РФ.

Модельный ряд:

Формирование перспективной индустриальной модели

В 2015 году  Корпорация продолжила работу по развитию производственной базы и формированию перспективной индустриальной модели.

 С привлечением партнёров была выполнена диагностика существующей индустриальной модели, рассмотрены варианты её развития на период загрузки до 2025 года:

  • Трансформация корпоративной индустриальной модели предусматривает переход от заводов полного цикла, выполняющих все технологические процессы производства самолетов, к модели развития конкурентных технологий и компетенций.
  • При этом на базе предприятий ПАО «ОАК» формируются заводы–финалисты, центры компетенции и центры специализации, технопарки.
  • Приняты решения о создании технопарков:
  • – в Казани на базе Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова — филиала ПAO «Туполев»,
  • – в Воронеже на базе ПАО «ВАСО»,
  • – в Нижнем Новгороде на мощностях Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» — филиала АО «РСК ”МиГ”».
  •  – Изучается возможность переноса части объемов механообработки в зону опережающего развития в Комсомольске–на–Амуре.
  • Программы технического перевооружения реализуются во исполнение «Плана мероприятий по обеспечению выпуска отечественных воздушных судов в 2007−2015 годах».
  • В 2015 году развитие производственной базы дочерних предприятий ПАО «ОАК» финансировались из ряда источников, включая ФЦП, программы финансирования НИОКР в рамках гособоронзаказа, а также за счет собственных и заемных средств.

В рамках ФЦП ОПК выполнялись работы по 42 проектам в интересах 15 направлений. В рамках передачи авиаремонтных заводов Министерства обороны были реализованы проекты по развитию ремонтной базы предприятий на сумму 812,9 млн руб.

Кадровая и социальная политика

Система оплаты труда и ключевые показатели эффективности (КПЭ):

Стремясь к привлечению квалифицированных сотрудников, Корпорация поддерживает
конкурентоспособный уровень оплаты труда. При этом учитываются профессиональный уровень и компетенции сотрудников, стаж работы, а также социально-экономическое положение в регионах присутствия.

  • В настоящее время уровень средней заработной платы работников большинства предприятий Корпорации соответствует аналогичному показателю в географическом регионе либо превышает его. При этом Корпорация продолжает работу над построением эффективной системы оплаты труда, направленной на повышение операционной эффективности.
  • В Корпорации действует система вознаграждения топ-менеджмента, включающая премирование за выполнение КПЭ, сформированных исходя из реализации стратегических задач развития Группы.
  • Ежеквартальное премирование руководителей и сотрудников среднего и высшего звена
    осуществляется на базе выполнения ежеквартальных планов.

Социальные гарантии:

Предприятия Корпорации реализуют широкий комплекс мер, направленных на повышение социальной защищенности сотрудников и создание благоприятных условий для их профессионального и личностного роста. 
Социальные гарантии включают минимальный обязательный набор социальных льгот для работников:

  • организацию питания;
  • добровольное медицинское страхование;
  •  материальную помощь по случаям смерти или потери трудоспособности работника, его близких родственников, лишения места проживания в результате стихийных бедствий или других форс-мажорных обстоятельств.

  • В 2015 году общая численность персонала ОАК составила 101 380 человек
  • Уровень средней заработной платы работников большинства предприятий
    Корпорации
    со
    ответствует аналогичному показателю в географическом регионе либо превышает
    его. 

Кроме того, предприятия, входящие в Корпорацию, оказывают дополнительную социальную
поддержку работникам, включая выплату пособий при рождении ребенка или выходе на пенсию,
предоставление возможности участия в корпоративных пенсионных программах, санаторно-
курортное лечение и оздоровление, отдых работников и их детей, предоставление дополнительных отпусков.
Важной частью социальной политики Корпорации является обеспечение сотрудников жильем.
В 2011–2015 годах более 1 500 сотрудников Корпорации приобрели жилье на льготных условиях
в рамках жилищных программ.

Подробней по ссылке: Годовой отчёт ОАК за 2015 год.


Годовой отчет ОАК за  2016 год:

  • Обращение президента ПАО “ОАК “(Председателя Правления ПАО “ОАК”)
  • Ключевые показатели

<<Уважаемые коллеги! 2016 год стал плодотворным и результативным для Объединенной авиастроительной корпорации:

  • Консолидированная выручка ОАК по итогам 2016 года составила 417 млрд. руб., что является рекордной величиной.
  • Рост выручки более чем на 20 процентов по сравнению с предыдущим годом в первую очередь обусловлен 60-процентным ростом объемов послепродажной поддержки
    и модернизации авиационной техники, включая поставку комплектующих.
  • При этом экспортная выручка в отчетном году выросла более чем в два раза до 203 млрд. руб.
  • Выручка гражданского сегмента в отчетном году превысила 69 млрд. руб.

Увеличение обоих показателей является важной частью реализации Стратегии ОАК.

  • Прибыль от операционной деятельности в отчетном году составила 11 млрд. руб. против убытка в сумме 69 млрд. руб. по итогам 2015 года. Положительные результаты операционной деятельности позволили ОАК в значительной степени покрыть финансовые расходы.

Это обусловило кардинальное сокращение убытка в 25 раз до уровня 4,5 млрд. руб., что является лучшим показателем деятельности ОАК по МСФО с 2007 года.

  • Поставки ОАК составили 141 самолет, включая 7 опытных машин. Незначительное снижение поставок по сравнению с уровнем 2015 года связано с плановым сокращением объемов государственного оборонного заказа. При этом в остальных сегментах, включая поставки на внутренний рынок и на экспорт, число переданных заказчикам самолетов увеличилось.
  • В 2016 году продолжилась реализация всех актуальных самолетостроительных программ, к которым присоединились создание обновленных машин на базе Ил-114 и Ил-96.
  • Стартовала программа обновления стратегического бомбардировщика Ту-160,
  • значительный прогресс достигнут в создании транспортного самолета Ил-112В,
  • совершила первый полет амфибия Бе-200 таганрогской сборки,
  • в Иркутске первый полет совершил учебно-тренировочный самолет Як-152.

В 2016 году европейский рынок открыл для себя наши самолеты Sukhoi Superjet 100 первые машины отправились в ирландскую компанию CityJet. При этом наряду с наращиванием продаж SSJ100, мы работаем над задачей совершенствования системы послепродажного обслуживания этого воздушного судна, впоследствии эта система будет введена и для обслуживания МС-21 и других воздушных судов ОАК, находящихся в эксплуатации…

  • Поставленных целей ОАК может достичь только благодаря людям, которые работают на предприятиях, в конструкторских бюро, в корпоративном центре.
  • Сбережение ценных специалистов, привлечение и обучение молодежи, увеличение числа высокотехнологичных рабочих мест с достойной зарплатой – таковы наши приоритеты в кадровой политике.
  • Далеко не на последнем месте перед менеджментом стоят задачи по улучшению коммуникаций и развитию общей корпоративной культуры Корпорации.

Ведь только в единой команде мы сможем работать эффективно и быть конкурентоспособными на глобальном уровне>>.

Внутренний  и внешний рынки


В общей сложности в 2016 г. Корпорация произвела 141 воздушных судов:

  • 124 военных самолёта,
  • 37 гражданских самолета,
  • Уставный капитал ПАО «ОАК» составляет 258,196 млрд рублей

ПАО «ОАК» поставило в 2016 году 35 новых самолетов:

Самолет SSJ-100. В течение трех последних лет Обществом поставлено:
> в 2016 году – 26 новых самолетов коммерческим заказчикам;                                                                                                        > в 2015 году – 25 самолетов коммерческим заказчикам;
> в 2014 году – 27 самолетов коммерческим заказчикам.

  • В течение 2008 – 2015 гг. объем поставок воздушных судов ПАО «ОАК» увеличился с 53 до 156 единиц.
  • В 2016 г. поставки воздушных судов Обществом снизились и составили 141 единицу
    (включая 7 опытных ВС).
  • При этом выручка Общества в 2016 г. составила 417 млрд. рублей, что на 19% выше уровня 2015 г. и на 42 % чем в 2014 г. (351,8 млрд. руб. и 294,5 млрд. руб.
    соответственно).
  • Поставка гражданских воздушных судов заказчикам в 2016 г. составила 37 единиц, что
    соответствует уровню 2014 г. и превышает уровень 2015 г. (29 ВС).

Всего ПАО «ОАК» в 2016 году поставило 98 новых боевых самолётов на внутренний и внешний рынок, сохранив лидирующее положение среди мировых производителей авиационной техники. Вместе с этим, продвижение на экспорт боевых авиационных комплексов в последние годы сдерживается рядом внешнеполитических факторов, прежде всего, связанных с введением
санкций западных стран в отношении предприятий российского ОПК на фоне событий на
Украине.

Организационная структура: 

Структура акционерного капитала:


Штатная численность работников ПАО “ОАК” на 31.12.2016 г. – 820 чел.

У Членов Совета директоров в отчетном 2016 году:

Доля в уставном капитале Общества – 0%
Доля принадлежащих лицу обыкновенных акций – 0%,  за исключением:

По состоянию на 31.12.2016 г. Юрченко Е.В. Управляющая компания ЗАО «Финансовые активы»,  принадлежало 232 775 300 обыкновенных именных бездокументарных акций Общества.

Доля в уставном капитале Общества – 0,0644%
Доля принадлежащих лицу обыкновенных акций – 0,0644%


Стратегия развития Общества:

C момента утверждения Стратегии 2014 года существенно изменилась внешняя среда, в которой Общество ведет свою деятельность. Зафиксировано ухудшение макроэкономической ситуации.
Кроме того, введены санкции против Российской Федерации, а также отдельных российских
юридических и физических лиц.                                                                                                                                   Кроме того, приняты решения о запуске ряда авиационных программ, не запланированных в рамках Стратегии 2014 года. Эти обстоятельства привели к пересмотру прогнозов и планов Корпорации исходя из новых экономических реалий.

В период 2015-2016 гг. проводились работы по актуализации Стратегии:

  • Актуализированная Стратегия ПАО «ОАК» до 2025 года и на период до 2035 года (далее –«Стратегия») была одобрена Советом директоров ПАО «ОАК» (Протокол от 23.09.2016 г. № 166).
  • Стратегия развития ПАО «ОАК» на период до 2035 года предусматривает изменения в продуктовом портфеле Корпорации, в её операционной модели и организационной модели в целях увеличения рыночной доли, сокращения издержек, повышения операционной эффективности. Это позволит Корпорации добиться следующих целевых показателей:

Основные стратегические цели на 2025 год:
 достижение доли 4,5% на рынке гражданской авиации;
 доля ГА в структуре выручки Общества не менее 40%;
 обеспечение доли на рынке военной авиации на уровне 8%;
 выход на уровень безубыточности по чистой прибыли.

Основные стратегические цели на 2035 год:
 сохранение доли не менее 4,5% на рынке гражданской авиации;
 сохранение доли ГА в структуре выручки Общества не менее 45%;
 сохранение доли на рынке военной авиации на уровне 8%;
 создание прибыльного бизнеса, привлекательного для инвесторов;
снижение зависимости от государства в части инвестиций.

Инвестиционная программа:

Инвестиционная программа разработана в соответствии с Положением «О порядке рассмотрения, согласования и последующего контроля инвестиционных проектов в Корпорации», утвержденным Приказом Президента ПАО «ОАК» от 18.09.2015 № 341.

Основные характеристики инвестиционной программы на 2017-2019 годы: 

  • Инвестиционный портфель на 2017-2019 годы в соответствии с утвержденным планом составляет 400 млрд. руб.
  • Программа включает собственные проекты Корпорации.
  • Проекты, реализуемые в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 – 2020 годы» (ФЦП РОПК).
  • Проекты НИОКР, финансируемые в рамках государственных контрактов.

Инвестиции 2017-2019 годов по сегментам планируется порядка:

  • 70% всех инвестиций в 2017-2019 годы будет направлено на проекты в сфере военной, военно-транспортной и специальной авиации. В военной авиации наибольший объем инвестиций приходится на создание перспективных авиационных комплексов.
  • 30% – на программы гражданской авиации.

Кадровая и социальная политика на 31.12.2016 год:

Численность и структура персонала: 

Численность персонала всех предприятий ОАК составила 103 848 чел., в том числе:
промышленно-производственного персонала – 102 484 чел.
 непромышленного персонала – 1 364 чел.

Структура промышленно-производственного персонала (ППП) предприятий ОАК :

  • руководители – 16 306 чел. (15,9%);
  • специалисты – 35 597 чел. (34,7%);
  • служащие – 1 101 чел. (1,1%);
  • рабочие – 49 480 чел. (48,3%),из них численность основных производственных рабочих –— 31 325 чел. (30,6% от общей численности ППП).

Всего принято работников за 2016 год 13 415 чел.,

  • из них 55,7% (около 7 480 чел.) составляют рабочие.
  • Принято всего из профильных учебных заведений 2 674 чел. (19,9% от общего числа
    принятых), из них 1 488 чел. из вузов;
  • 1 186 чел. – из профильных средних учебных заведений.

Доля работников, принятых из профильных учебных заведений в 2016 году, превысила
аналогичный показатель 2015 года более чем в 2 раза.

Доля работников на предприятиях ОАК в возрасте:

  • до 30 лет составляет 23,0%;
  • от 30 до 39 лет – 24,5%;
  • от 40 до 49 лет – 15,0%;
  • от 50 до 59 лет – 22,0%,
  • старше 60 лет – 15,5%.

При этом динамика изменения возрастного состава в 2016 г. показала увеличение доли  работников  в возрасте до 39 лет (с 46,1% до 47,5%) и снижение возрастной группы свыше 50 лет (с 39,3% до 37,5%).

Образование:

  • Численность персонала предприятий ОАК с высшим образованием составляет 45,3% (увеличилась с начала 2016 г. с 43,0% до 45,3%);
  • численность персонала с полным средним и средним профессиональным образованием – 51,5%

За 2016 год численность персонала увеличилась с 101 380 чел. до 103 848 чел.    Средняя зарплата составила 50 950 руб.


Социальные гарантии:

В соответствии с Корпоративным соглашением между ПАО «ОАК», его дочерними и зависимыми обществами и ПРОФАВИА на 2014-2016 гг. минимальный обязательный набор социальных льгот для работников включает:
 организацию питания;
 организацию медицинского обслуживания;
 материальную помощь по случаям: смерти/потери трудоспособности работника, смерти
близких родственников (супруг/супруга, дети, родители), лишения места проживания в результате стихийных бедствий, др. форс-мажорным обстоятельствам. 

  • Предприятия ОАК в целях обеспечения конкурентоспособности на региональном рынке труда, в зависимости от их финансового положения, условиями коллективных договоров, а также в рамках совместных программ с правительствами муниципальных образований осуществляют социальную поддержку работников дополнительно по таким направлениям, как выплаты пособий при рождении ребенка или выходе на пенсию, участие работников в пенсионной программе предприятия, санаторно-курортное лечение и оздоровление, отдых работников и их детей, предоставление дополнительных отпусков и т.д.
  • Важной частью социальной политики Группы ОАК является обеспечение жильем работников
    предприятий Корпорации. В 2016 году расходы предприятий Группы на реализацию жилищных программ составили более 170 млн. руб. Основными направлениями реализации жилищных программ на предприятиях являются предоставление работникам ссуд для оплаты первоначального взноса по ипотечному кредиту; выплаты работникам для компенсации процентов по кредиту, полученного для приобретения/ строительства жилья; аренда жилья для работников или компенсация стоимости аренды; строительство жилья для работников.

Подробней по ссылке: Годовой отчёт ОАК за 2016 год.


Годовой отчет ОАК за период 2013-2017 гг.:

  • Обращение президента ПАО “ОАК “(Председателя Правления ПАО “ОАК”)
  • Ключевые показатели

  • <Уважаемые коллеги! 2017 стал годом развития Объединенной авиастроительной корпорации объединившей усилия и потенциал всего самолетостроения России.
  • Выручка Группы ОАК по итогам года составила 451,8 млрд. руб., что снова стало рекордной величиной.
  • Рост выручки более чем на 8% процентов по сравнению с предыдущим годом в первую очередь обусловлен 39-процентным ростом объемов послепродажной поддержки и модернизации авиационной техники, включая поставку комплектующих.
  • Выручка гражданского сегмента в отчетном году увеличилась более чем на 10% и превысила 75 млрд. руб.
  • В 2017 году на фоне планового уменьшения объема гособоронзаказа, увеличились поставки военной техники на экспорт, а также поставки гражданских воздушных судов. Таким образом, мы подтверждаем нашу приверженность реализации стратегических задач – расширению доли гражданской продукции в портфеле продаж и развитию высокотехнологичного экспорта.
  • В 2017 году продолжилась реализация ключевых самолетостроительных программ. Одним из самых важных событий года стал первый полет в Иркутске пассажирского лайнера нового поколения МС-21. Спустя несколько месяцев самолет совершил беспосадочный шестичасовой полет в Москву и продолжил прохождение летных испытаний в подмосковном Жуковском. Далее воздушному судну предстоит пройти сертификацию и запуск в серийное производство. Реализация программы МС-21 – важнейший вклад в реализацию одной из наших стратегических целей – существенного увеличения доли гражданской продукции в портфеле ОАК.
  • В конце прошлого года в Жуковском начались летные испытания новейшего российского истребителя пятого поколения Су-57 с двигателем второго этапа. Госиспытания первого этапа закончились и Министерство обороны начинает опытно-боевую эксплуатацию Су-57.
  • В 2017 году на Казанском авиационном заводе завершен ключевой этап реконструкции производства, без которого невозможен проект Ту-160 – запущена работа электронно-лучевой сварки титановых конструкций центральной балки самолета. Это самый крупный в мире аппарат по сварке агрегатов из титана. В конце 2017 года состоялась выкатка нового Ту-160 – первого самолета, произведенного в рамках программы воспроизводства этого стратегического бомбардировщика, а в начале 2018 года мы подняли его в воздух.
  • В минувшем году первые серийные самолеты-амфибии Бе-200, произведенные на нашем заводе в Таганроге, стали поступать заказчику – МЧС России.
  • А на производственном комплексе «МиГ» в подмосковных Луховицах состоялась мировая премьера новейшего многофункционального авиационного комплекса МиГ-35.
  • Дальнейший прогресс достигнут и в таких программах как SSJ100, Ил-96-400М, Ил-76МД-90А, в проектировании совместного с Китаем СR929, а также по другим направлениям.

Мы поступательно движемся по пути реализации принятой в 2016 году обновленной стратегии развития ОАК. Помимо решения задач по изменению индустриальной модели, по улучшению послепродажного обслуживания и по повышению производительности труда, за 2017 год мы продвинулись в деле цифровизации производственных процессов и расширили сотрудничество с малыми инновационными компаниями.

  • Хочу особо подчеркнуть роль и вклад коллектива ОАК, работников наших предприятий и конструкторских бюро. Благодаря опыту и знаниям, высокому профессионализму наших работников мы поступательно развиваемся, укрепляя позиции Корпорации на глобальном рынке, делая ее все более конкурентоспособной.

Президент,
Председатель Правления ПАО «ОАК»
Ю.Б. СЛЮСАРЬ

 Подробнее по ссылке:

В заключение следует отметить, что проведённый  мною анализ показателей отчётов ОАК  за период 2007-2017 гг. вселяет надежду  на возрождение Отечественного самолётостроения!, но настораживает текучесть кадров и отсутствие стабильности в трансформации индустриальной модели ОАК из-за недостатка компетентности(профессионализма) у управленческого персонала
   

По теме:

Объединённая Авиакорпорация “ОАК” в “Ростех” 2023 год…

2 thoughts on “История создания и реформирования ОАК. Годовые Отчёты

  1. А вывод мой таков: склонен верить коллективу ОАК и, что задачи стоящие перед ними выполнимы! Но прошедшие 6 лет оптимизации, кадровой чехардыии и санкциий, ситуацию в ОАК(в составе Ростех) усложнили, но выход есть…

  2. Имеется мнение: в настоящее время на  07.02.2020 года это не произошло: кадровая чехарда, бесконечной реформирование с ликвидацией самостоятельности КБ, НИИ, авиазаводов, не считаясь с мнением коллективов-только усугубило положение в авиационной отрасли!

Comments are closed.