Двигатель SaM146 для самолёта-амфибии Бе-200

Объединенная двигателестроительная корпорация – ОДК в рамках проходящей в г. Геленджик 12-й Международной выставки «Гидроавиасалон-2018» провела презентацию проекта ремоторизации самолета-амфибии Бе-200 с помощью российско-французской силовой установки SaM146.

SaM146 — интегрированная силовая установка, включающая турбовентиляторный двигатель и мотогондолу с реверсивным устройством. SaM146 производится ПАО «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск) на условиях равноправного партнерства с Safran Aircraft Engines для оснащения пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100. Поставки SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию осуществляет компания PowerJet (совместное предприятие, основанное Safran Aircraft Engines и ПАО «ОДК-Сатурн»). ОДК-Сатурн отвечает за разработку и производство вентилятора и компрессора низкого давления, турбины низкого давления, общую сборку двигателя и его испытания, Safran Aircraft Engines — за компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления, коробку агрегатов, САУ, интеграцию силовой установки и летные испытания.

  • В мае 2018 г. ОДК-Сатурн и компания Safran Aircraft Engines в ходе Петербургского международного экономического форума заключили рамочное соглашение о разработке модификации двигателя SaM146 для ремоторизированной версии Бе-200. Компании договорились о проведении (серьезной доработки программного обеспечения цифровой системы автоматического управления находящейся в эксплуатации версии двигателя SaM146 c целью его интеграции с самолетом

Бе-200 и дальнейшей сертификации ремоторизированной версии.

Реализация проекта ремоторизации Бе-200, в рамках которого планируется разработать и сертифицировать новую модификацию силовой установки, позволит:

  • выйти самолету Бе-200ЧС на европейский и американский рынки;
  • в целом усилить позиции авиационной промышленности России на зарубежных рынках.

Ключевыми преимуществами силовой установки SaM146 являются:

  • Простая и надежная конструкция;
  • Международная сертификация и соответствие перспективным требованиям ICAO;
  • Обширная и развитая международная сеть обслуживания заказчиков;
  • Конкурентная цена и стоимость жизненного цикла;
  • Высокие стандарты экологичности (шум, эмиссия) на рынке региональных реактивных самолетов;
  • Обеспечение перспективных уровней топливной экономичности;
  • Низкие затраты на техобслуживание.

Показатель надежности вылета по расписанию по двигателю SaM146 составляет 99,9%. В целом, эксплуатационные показатели SaM146 находятся на уровне, превышающем среднестатистический для этого класса двигателей. Двигатель успешно эксплуатируется в экстремальных климатических условиях — при предельно низких/высоких температурах. Благодаря SaM146 самолет SSJ100 способен садиться и взлетать в любых природно-климатических условиях. При этом ряд операторов эксплуатируют двигатель крайне интенсивно — до 9 часов в день.

  • Двигатель SaM146 сертифицирован по нормам EASA и АР МАК и с 2011 года находится в коммерческой эксплуатации в составе самолета SSJ100. ОДК-Сатурн является первой компанией в России, обладающей полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по разработке, серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей.

Двигатель SaM146, созданный на основе сочетания опыта и новых технологий российского и западного двигателестроения, полностью отвечает современным экологическим требованиям. Оптимизированная степень двухконтурности и уменьшенная скорость вращения вентилятора позволили значительно снизить шум от работающего двигателя и обеспечить запас по отношению к нормам ICAO Глава IV.

  • Камера сгорания спроектирована таким образом, что гарантирует низкий уровень загрязняющих выбросов, обеспечивая соответствие нормам CAEP/8. SaM146 выполнен по конструктивной схеме с одноступенчатым вентилятором, трехступенчатым компрессором низкого давления, шестиступенчатым компрессором высокого давления, кольцевой камерой сгорания, одноступенчатой турбиной высокого давления и трехступенчатой турбиной низкого давления.
  • Система управления двигателя — цифровая, с полной ответственностью (типа FADEC). SaM146 обладает широким диапазоном регулирования тяги.
  • Силовая установка SaM146 была представлена ОДК на выставке «Гидроавиасалон-2018».

Авиадвигатель SaM146: более 700 тысяч часов на высоте

  • Недавно на рыбинском ПАО «ОДК-Сатурн» был собран трехсотый серийный SaM146. На протяжении семи лет эти двигатели успешно поднимают в небо пассажирские самолеты Sukhoi Superjet 100. Суммарная наработка парка SaM146 на сегодня превышает 700 тысяч летных часов. 
  • Изначально SaM146 создавался для нового поколения региональных и магистральных самолетов вместимостью 60–120 кресел.
  • Напомним, что первый серийный двигатель SaM146 был отгружен в 2010 году, а с 2011 года началась его коммерческая эксплуатация в составе самолета Sukhoi Superjet 100. Сегодня SaM146 поднимает в воздух пассажирские самолеты 15 операторов, как в России, так и в других странах, в частности, в Мексике, Ирландии, Таиланде. Суммарная наработка этого двигателя превышает 700 тысяч летных часов.  

SaM146 и его производство сертифицированы по международным и российским стандартам ‒ EASA и АР МАК. Кстати, это первый газотурбинный двигатель, выпускаемый в России, который получил международный сертификат типа EASA.

  • «Что касается комфорта пассажиров и экологических параметров, то двигатель отвечает всем соответствующим международным требованиям. Мотор работает тихо, в салоне комфортно», ‒ комментирует директор программы SaM146 «ОДК-Сатурн» Михаил Берденников.
  • Он также подчеркнул, что конструкция двигателя позволяет достаточно гибко осуществлять послепродажное обслуживание ‒ SaM146 можно быстро снять с крыла, к нему обеспечивается хороший доступ и на нем легко производить замену компонентов. Кроме того, с целью совершенствования системы послепродажного обслуживания в подмосковном Лыткарино и во французском Виляроше созданы центры распространения запчастей SaM146. Это позволяет доставить запчасти в течение суток практически в любую точку мира. Для заказчиков также созданы круглосуточный центр поддержки и web-портал. Особое значение придается обучению технического персонала авиакомпаний ‒ в России и Франции функционируют два учебных центра. В авиационном учебном центре «ОДК – Сатурн» реализуется программа обучения заказчиков по техобслуживанию SaM146.

На сегодняшний день существуют четыре сертифицированные модификации двигателя SaM146:1S17 ‒ базовый вариант, 1S18 ‒ версия с увеличенной на 5% тягой, а также 1S17С и 1S18С ‒ для корпоративного самолета. При этом не прекращается работа по дальнейшему совершенствованию SaM146, его эксплуатационной технологичности, а также ресурсных и технических характеристик.

One thought on “Двигатель SaM146 для самолёта-амфибии Бе-200

  1. В общем-то на гидроавиасалоне показали “хорошо” забытое “советское”, но надеемся на лучшее…

Comments are closed.