Задачи перед авиаконструкторами. Эксклюзив с Главой ОАК

Президент Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь рассказал, что:

До конца лета ожидается подписание контракта с Минобороны на закупку первой партии истребителей Су-57. По словам главы ОАК, поставка самолётов пятого поколения в войска начнётся в 2019 году.

Слюсарь также отметил, что Россия и Индия продолжают обсуждать реализацию совместного проекта истребителя FGFA.

Кроме того, до конца года начнётся научно-исследовательская работа по созданию перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации (ПАК ВТА), призванного заменить Ан-124 «Руслан».

Су-57

По словам экспертов, России удалось восстановиться от тяжелейших потрясений в самолётостроении, происходивших в 1990-е годы, и вернуть себе лидирующие позиции в этой отрасли.

Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57.

Контракт с Минобороны на поставку в подразделения Российской армии первой партии истребителей пятого поколения Су-57 должен быть подписан до конца августа. Об этом в эфире программы «Действующие лица» на телеканале «Россия 1» рассказал президент Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

  • «До конца лета, я думаю. Наверное, на «Патриоте» (выставочный центр, где пройдёт форум «Армия-2018». — RT) мы подпишем с Министерством обороны контракт — и это такое знаковое событие для нас — на поставку первой, установочной партии», — цитирует РИА Новости главу ОАК.
  • «Всего запланирована закупка порядка 12 машин. Со следующего года начнётся поставка уже непосредственно в части», — сказал он.

Отмечается, что Су-57 будет дороже самолётов четвёртого поколения, однако его цена существенно (в 2,5 раза) ниже, чем у американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

  • «Я надеюсь, что спрос на эту машину будет как по линии Министерства обороны, так и собственно по линии военно-технического сотрудничества. В своём классе при сопоставимых и превосходящих характеристиках наш самолёт будет дешевле. Причём дешевле как с точки зрения стоимости приобретения, так и на всём жизненном цикле», — подчеркнул глава ОАК.

Президент корпорации добавил, что ОАК занимается созданием новейших двигателей для Су-57.

Напомним, в конце июня замминистра обороны Алексей Криворучко заявил, что ведомство рассчитывает получить первую партию серийных истребителей Су-57 (заводской индекс Т-50, разработка в рамках проекта ПАК ФА) в 2019 году. По его словам, этот авиационный комплекс полностью подтвердил все заданные характеристики, в том числе с учётом испытаний в Сирии.

  • Позднее начальник Липецкого авиацентра Юрий Сушков отмечал, что его специалисты в ближайшее время одними из первых в армии получат Су-57 и уже прошли переобучение для работы с новейшими истребителями.

По словам директора Центра стратегической конъюнктуры Ивана Коновалова, наличие в составе Военно-воздушных сил страны истребителей пятого поколения выводит армию РФ на передовые позиции. В беседе с RT эксперт отметил, что пока такие машины есть только у России и США. О создании самолётов пятого поколения также заявляли в Пекине, однако подтверждения всех необходимых характеристик пока не было.

  • «Наличие этого самолёта свидетельствует о том, что техническое оснащение нашей армии и достижения нашего оборонно-промышленного комплекса выводят нашу армию на самые передовые позиции… Так что необходимость в Су-57 очевидна. И самое главное, я бы хотел сказать, что Су-57 участвовали в операции в Сирии и показали себя в высшей степени прекрасно, подтвердили свои характеристики», — заявил Коновалов.

Кооперация с Индией и альтернатива «Руслану»

Глава ОАК также рассказал, что Москва и Нью-Дели продолжают обсуждать реализацию российско-индийского проекта по созданию истребителя пятого поколения (Fifth Generation Fighter Aircraft, FGFA).   

  • «У нас не закрыта тема, мы продолжаем с Индией обсуждать совместную разработку пятого поколения… Достаточно интенсивно обсуждалось, что индийцы из этого проекта выходят. Они из этого проекта не выходят, они задают действительно большое количество вопросов, на которые мы даём, на наш взгляд, исчерпывающие ответы», — отметил Слюсарь.

По его словам, Индия переходит на новый этап технологического развития, когда помимо покупки самолётов она может принять участие в проекте разработки новейшего истребителя. И в случае успешного завершения переговоров Россия готова передать Индии большой объём технологий.

От новейших истребителей до гиперзвуковых ракет

  • «Индийские коллеги это понимают. Я очень надеюсь, что всё это у нас в итоге увенчается переходом, а мы закончили как раз этап эскизно-технического проектирования… Мы перейдём с ними на рабочее проектирование и будем вместе создавать наш самолёт пятого поколения», — рассказал глава ОАК.
  • «Су-57 на протяжении десятилетий будет одним из ключевых самолётов в ВКС России»

На замену АН-124

Он также отметил, что научно-исследовательская работа по созданию перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации, призванного заменить Ан-124 «Руслан», начнётся в 2018 году.

«Именно такой проект сейчас, в этом году, мы начинаем с Министерством обороны — научно-исследовательскую работу, в которой будем смотреть облик перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации», — заявил Слюсарь.

Самолёт Ан-124-100.

Президент авиастроительной корпорации добавил, что «Русланы» остаются в парке транспортной авиации, поэтому специалисты ведут их плановый капитальный ремонт и модернизацию, таким образом продлевая срок службы самолётов.

Глава ОАК рассказал, что в Воронеже и Ульяновске осваивают производство самолётов для замены всей линейки транспортных самолётов, которые раньше выпускались на Украине и в Узбекистане (начиная с лёгкого Ил-112 и заканчивая тяжёлым Ил-76).

По словам военного обозревателя «Комсомольской правды» полковника в отставке Виктора Баранца, работы по замене «Русланов» ведутся из-за серьёзного конфликта между Москвой и Киевом, а также разрыва интеграции военно-промышленного комплекса двух стран.

  • «Украинцы чуть ли не международный скандал хотели затеять из-за того, что вся технология якобы принадлежит «Антонову». Хотя мы уже после распада СССР овладели всеми технологиями, которые необходимы для создания Ан-124. Но конфликт до сих пор не урегулирован, и Киев грозит Москве международными судами», — отметил эксперт.

Вместе с тем собеседник RT выразил уверенность в том, что в случае начала судебных процессов российская сторона с лёгкостью сможет доказать, «что этот «Руслан» уже давно не украинский», тем более что у России есть богатый опыт по производству тяжёлой транспортной авиации.

  • Эксперт добавил, что после тяжелейшего периода в самолётостроении, который пришёлся на 1990-е годы, России удалось оправиться и во многом восстановить свои позиции в этой отрасли.

Операция «Ремоторизация»

Украинские власти запретили поставлять в Россию двигатели Д-436 для гражданских самолётов, сообщил замминистра промышленности РФ Олег Бочаров...

В свою очередь, исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев в разговоре с RT отметил, что процесс создания альтернативы Ан-124 может занять до 20 лет.

  • «Совершенно очевидно, что это будет технически весьма сложный проект, в котором нужно воплотить самые передовые разработки в области материалов, технологии изготовления, бортового радиоэлектронного оборудования и многих других областях. В то же время стоит напомнить, что процесс создания самолёта такого класса растягивается примерно на два десятилетия. Поэтому начинать сейчас, чтобы через 15—20 лет иметь возможность заменить чем-то «Руслан», — это трезвый расчёт», — заявил эксперт.

По словам собеседника RT, можно констатировать, что во всём мире только две страны — США и СССР (Россия как преемница) — создали самолёты такого класса. При этом можно говорить о том, что они устарели с точки зрения некоторых отдельных решений, однако модернизация позволяет поддерживать сверхтяжёлые транспортные самолёты в приемлемом для эксплуатантов состоянии.

Вместе с тем он отметил, что серьёзное обострение отношений между Москвой и Киевом не остановило эксплуатацию «Русланов», поскольку ответственность за регламентное обслуживание этих самолётов возложена на российскую компанию.

  • «Есть определённые затруднения, связанные с ремонтом двигателей «Русланов», но это задача, которую так или иначе пока удаётся решать», — подчеркнул Пантелеев.

Возвращаясь к готовности ОАК подписать контракт на поставку Су-57 в армию, эксперт отметил, что этот самолёт сможет противостоять тем угрозам, которые прогнозируются и на ближайшее время, и на некоторую перспективу.

  • «Полагаю, что сейчас действительно есть шанс получить машину, которая отвечает вызовам сегодняшнего и завтрашнего дня. При этом мы отлично понимаем, что существует модернизационный потенциал — и как платформа Су-57 на протяжении десятилетий будет одним из ключевых самолётов в ВКС России», — подытожил Пантелеев.

Новости

На форуме “Армия-2018” представлены пилотируемый и беспилотные летательные аппараты, созданные в Научно-производственном объединении “Авиационные системы”. Легкий пилотируемый вертолет создавался для первоначального обучения пилотов. Он прост в управлении и достаточно надежен, чтобы гарантировать даже начинающему летчику-вертолетчику безопасность в полете. На базе пилотируемого построен и предлагается потенциальным заказчикам беспилотный вертолет. А к беспилотнику прилагается ТАКР 7002. Аббревиатура сразу ассоциируется с тяжелым авианесущим крейсером. В данном случае, это тактический авиационный комплекс разведки. Он включает беспилотный вертолет К-0108, подвижной пункт техобслуживания и наземный пункт управления. Естественно, средство транспортировки вертолета – на автомобильной базе.

Подробнее: Тактическим беспилотным вертолетом заинтересовались в ВМФ России.

Перспективный истребитель-перехватчик ПАК ДП сможет заменить МиГ-31 около 2030 года, сообщил президент Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. Об этом пишет Интерфакс-АВН:

  • “Это должно быть по логике синхронизировано с завершением планового ресурса МиГ-31. К этому времени нужно будет новую машину разработать, то есть, мы говорим о рубеже 2030 года”,- заявил Ю.Слюсарь, отвечая на вопрос о возможных сроках создания ПАК ДП (МиГ-41). По его словам, для перспективного перехватчика, в том числе, будет разрабатываться новый планер.

Подробнее: Истребитель-перехватчик ПАК ДП придет на смену МиГ-31 в 2030 году.

Российский истребитель пятого поколения Су-57 получит искусственный интеллект, который приблизит его к перспективным беспилотным самолетам шестого поколения, заявил РИА Новости источник в авиационной промышленности. “Отдельно отмечаем комплексную систему управления и обзорно-прицельное оборудование, которые именно на этом летательном аппарате будут доведены полностью до автоматического режима боевого применения”, — добавил собеседник агентства. По его словам, на Су-57 также отработают перспективный бортовой комплекс обороны, включающий в себя новые частоты и режимы работы.

Подробнее: Су-57 получит искусственный интеллект.

В ходе учений Дальней авиации ВКС России пара стратегических ракетоносцев Ту-160 совершила перелет со своей базы в Энгельсе на аэродром Анадырь на востоке Чукотки. Местный аэродром недавно реконструирован для приема больших боевых самолетов. Затем самолеты выполнили обратный перелет протяженностью более восьми тысяч километров над Восточно-Сибирским и Карским морями, Северным Ледовитым океаном. По пути экипажи выполнили дозаправку в воздухе и условные пуски ракет по полигону в республике Коми.

Подробнее: Ракетоносцы Ту-160 приземлились в 600 километрах от США.

Это единственный в России производитель крупных самолетов-амфибий для нужд МЧС. Самолет нового поколения Бе-200 является последним достижением мировой гидроавиации, наиболее совершенным и эффективным из существующих самолетов-амфибий. Он предназначен для поиска, визуального и электронного наблюдения, спасения и эвакуации пострадавших в катастрофах и стихийных бедствиях. Первый такой самолет был произведен в 2016 году, сейчас завод выполняет ряд долгосрочных контрактов с МЧС России на поставку Бе-200ЧС.

Подробнее:

По словам бывшего заместителя главкома ВВС России генерал-полковника Николая Антошкина, создание нового российского самолёта с вертикальным взлётом и посадкой представляется перспективным. В беседе с RT он отметил, что в этом проекте можно использовать наработки и опыт, полученные в ходе работы над Як-141, однако «к старому нельзя возвращаться». Говоря о размещении самолётов на кораблях, эксперт отметил, что у СВВП есть некоторые преимущества по сравнению с существующими палубными вариантами скоростных самолётов (вариации Су-27 и МиГ-29К), которым нужна соответствующая полоса и дополнительные устройства торможения. Вместе с тем генерал-полковник отметил определённые особенности СВВП.

Подробней: При создании нового самолёта с вертикальным взлётом можно использовать опыт работы над Як-141.

Эксклюзив с Главой ОАК: “Скажут в космос полететь – полетим в космос”

Как самолёты пятого поколения Су-57 прошли “боевое крещение” в Сирии, какие новые возможности получат модернизированные стратегические ракетоносцы, о создании авиационного комплекса “Кинжал”, работе по беспилотной тематике и планах разработки перспективного истребителя-перехватчика МиГ-41 рассказал в интервью специальному корреспонденту “Интерфакса” Екатерине Мальцевой на форуме “Армия-2018” президент Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

– Юрий Борисович, в этом году российская военная авиация не была представлена на “Фарнборо”, да и на форум “Армия”, полагаю, многие иностранные партнеры не приехали. Чувствуется ли некая изоляция России от мировых авиационных трендов?

  • Санкционное давление увеличивается, мы адаптируемся. В этой ситуации наше участие в выставках, действительно, таким эволюционным образом разделилось. Мы, бывает, участвуем в крупных международных выставках через наши совместные предприятия, которые занимаются продвижением гражданской авиационной техники – так было, допустим, на Фарнборо“, но не демонстрируем там, конечно, военную технику.
  • В то же время, те выставки, на которых мы и нашим внутренним, и потенциальным зарубежным заказчикам демонстрируем возможности боевой техники, они содержат в себе минимум гражданки. Таким образом, разделение произошло. Хорошо это или плохо – сложно сказать. Но по большому счёту, мы участвуем в обоих этих форматах и свои задачи решаем. На “Фарнборо” покупателей нашей боевой техники, скажем очень мягко, меньше, чем, на выставках, например, в Чжухае, Индии, Чили и так далее. Но и покупателей гражданской техники в “Патриоте” тоже немного.

Но участие в выставках не только продаж касается, есть ещё какие-то имиджевые моменты, плюс можно посмотреть, что показывают конкуренты, понять мировые тенденции, куда кто двигается, и насколько мы вписываемся?

– За всеми тенденциями, конечно, нужно смотреть.

– Получается, если мы ни на “Фарнборо”, ни на “Ле Бурже” ездить не будем, а будем ездить только, условно говоря, в Бангалор, то какой-то отрыв от них произойдёт, нет?

– За тенденциями нужно в любом случае наблюдать – и на выставках, и между выставками, смотреть, что наши коллеги-конкуренты разрабатывают и производят. Внимательно смотреть, так же, как они внимательно смотрят на нас. А с точки зрения именно демонстрации как маркетингового канала по продвижению продукции, на наш взгляд, всё-таки более оправдано участие в выставках в Бангалоре, Чжухае или Дубае. Плюс это ещё и экономика. Участие в каждой выставке – это значительное количество средств, нужно всегда считать отдачу на инвестиции.

– Как вы считаете, закон о контрсанкциях не усугубит ситуацию? ОАК планирует приостанавливать сотрудничество с зарубежными странами в связи с этим законом?

  •  У нас в этом смысле всё достаточно просто – мы добились полного импортозамещения и импортонезависимости по боевой и стратегической авиации.
  • А что касается гражданской авиации, мы в принципе считаем, что она вообще не должна являться предметом какого бы то ни было санкционного или контрсанкционного торга, поскольку это мирная отрасль, которая занимается реализацией социальных задач – перевозкой пассажиров. В этой ситуации мы никому не угрожаем. Поэтому здесь мы международным сотрудничеством дорожим. Я очень надеюсь, что гражданская авиация не 
    станет областью, где будут применяться санкции или контрсанкции.

– То есть, недавно объявленный новый пакет американских санкций, который, как ожидается, запретит экспорт технологий двойного назначения, боевой авиации не коснётся?

  • Нет, мы по боевой авиации уже имеем эти запреты, поэтому четыре года назад была развёрнута программа импортозамещения. Сейчас по всем нашим основным продуктам она реализована. Мы импортозаместили как производителей украинских комплектующих, так и поставщиков из других стран.

– Но насколько я знаю, на украинских двигателях ещё многие самолёты летают.

  • На украинских двигателях летают, в первую очередь, “украинские”? самолёты. Сотни машин произведены в советское время “Антоновым” в разных городах от Иркутска до Харькова. В этой ситуации надо дать им возможность долетать свой назначенный срок службы. Это крепкие, надёжные машины, которые выполняют свою задачу. Мы поддерживаем их лётную годность, мы их ремонтируем, продлеваем срок службы, но всё равно эта история конечна. Именно на замену этим самолётам и приходит вся линейка 
    “Ильюшинских” военно-транспортных продуктов, которые мы разрабатываем и будем запускать.
  • А что касается украинских двигателей, они у нас на самолёте Ан-148 используются и Бе-200. По Ан-148 мы завершаем в этом году исполнение контракта и больше контрактов, заказчиков пока на него нет – поэтому здесь неактуально. А по Бе-200 уже начался процесс ремоторизации.

– Что касается экспортных поставок, ожидается их снижение или какие-то проблемы с заказчиками в связи с западными санкциями?

  •  Давление, конечно, есть. Совершенно очевидно, что наши коллеги беспрецедентному подвергаются прессингу. Но мы благодарны им за последовательную позицию и за высокую оценку наших возможностей.
  • Конечно, апробация нашей техники в боевых условиях на Ближнем Востоке показала реальные её возможности, так что помимо опыта, который получили мы, это ещё и такая демонстрация всего того, чем обладают наши самолёты, и того оружия, которое эти самолеты могут применять. Поэтому дополнительный интерес подстёгнут.

– По вашей оценке, экспортные поставки самолётов останутся на прежнем уровне? Может, они будут снижаться или наоборот, увеличиваться?

  • Сейчас в проработке есть несколько предложений, которые, в случае их реализации, поддержат, а, возможно, даже увеличат объём поставок наших самолётов на экспорт.

– Ещё один вопрос, который широко сейчас обсуждается, считаете ли вы экономически целесообразным вхождение ОАКа в Ростех? В чём может заключаться выгода от такого слияния?

  • Как я уже неоднократно говорил, мы не комментируем решения по активам, которые составляют прерогативу акционеров.
  • При этом, я уже говорил недавно, что мы внимательно анализируем мировой опыт, в том числе, изменения в мировом авиастроении, думаем о том, как повысить нашу системную эффективность.
  • По поручению министра промышленности и торговли мы с коллегами из структур Ростеха сделали определенные расчеты синергии с предприятиями, входящими в госкорпорацию, включая “Вертолёты России”. Они базируются на схожести технологического профиля, анализе инженерно-конструкторского потенциала, баланса мощностей, систем послепродажного обслуживания. К тому же у нас общие рынки. Примеры из международной практики показывают, и мы видим это в наших расчетах, помимо достижения прямых эффектов от умной консолидации, заметное сокращение административных издержек и 
    ощутимую прибавку в операционной эффективности.

– Давайте теперь перейдём к основным проектам военной авиации. Какие новые самолёты в скором времени получит на российская армия?

  • Мы подписали контракт по МиГ-35 на шесть машин ?. Уже в этом году две машины поставим.
  • Помимо того, что это новая машина, здесь ещё и новый формат взаимодействия в рамках так называемых опережающих поставок – мы делаем самолёт, а за счёт более ранней поставки получаем возможность обслуживать те кредиты, которые мы привлекаем. Эти машины как раз пойдут по опережающей модели – раньше, чем они предусмотрены в ГПВ 
    (госпрограмме вооружения до 2027 года – ИФ). Такую же схему мы предлагаем по некоторым другим типам самолётов. Например, Су-30СМ.

– Раньше говорилось о планах весь парк лёгких истребителей заменить на МиГ-35 – такие планы сохраняются?

  • На эту тему, скорее, надо с коллегами из главкомата (ВКС) беседовать – это их зона ответственности. Мы исходим из тех параметров, которые в ГПВ заложены. Сколько в ГПВ записали, столько самолётов мы должны будем произвести – и мы готовы их произвести.

– И когда начнётся уже серийное производство МиГ-35?

  • В 2018-2019 годах поставим установочную партию, а дальше уже серия.

– Ещё один ожидаемый в скором времени самолёт – это Су-57. С момента старта программы по разработке прошло больше 15 лет, когда всё-таки военные получат не опытные, а уже серийные истребители?

  • Мы подписали контракт с Минобороны, и начинаем поставлять самолеты в ВКС уже с 2019 года. Это непосредственно серийные машины, которые не будут принимать участие в испытаниях, а будут уже в эксплуатации. Всего у нас в ближайшей перспективе 15 машин будет поставлено.

– Самолёты, поставленные в рамках ОКРов (опытно-конструкторских работ), сейчас находятся в опытно-войсковой эксплуатации и уже успели побывать в Сирии. Как они проявили себя в боевых условиях?

  • Действительно, проявили себя. Были в Сирии, получили так называемое боевое крещение, все задачи были решены и по самолёту, и по вооружению, которое применялось. Заложенные характеристики подтвердили. Мы, конечно, получили большой объём информации – те нюансы и тонкости, которые сложно было бы получить в процессе испытаний и полётов здесь в России, в мирной обстановке. Этот объём данных активизировал работу.

– То есть в серийном облике будут уже какие-то изменения по результатам сирийского опыта?

  • Изменения по самолёту идут всегда. Самолёт, который перестал меняться, перестал модернизироваться – это умирающий самолёт, даже если он ещё не поступил на вооружение. Появляются новые виды вооружения, появляются новые версии программного обеспечения и других различных систем. В этом, кстати, смысл модульности. Она предполагает возможность модернизации без замены большого количества железа.
  • Су-57 – это самолёт высокоинтеллектуальный, автоматизированный, в значительной степени это летающий искусственный интеллект, который решает за лётчика большое количество задач и позволяет ему сосредоточиться на боевых задачах, где человека пока заменить сложно.
  • Так что самолёт развивается во времени, и за эти 15 лет он значительно эволюционировал. Ну и дальше останавливаться на этом не будем. Су-57 является перспективной платформой для создания новых летательных аппаратов в различных исполнениях.

– Было заявлено, что массового производства Су-57 не
планируется, видимо, оно ограничится небольшой партией. Это из-за его дороговизны?

  • По-моему, лучший ответ дан подписанным накануне контрактом с Минобороны. Но, конечно, Су-57 обладает принципиально другими возможностями. Это требует плавности перехода от самолётов четвёртого поколения к пятому.
  • Сейчас мы находимся на этапе замены самолётов третьего поколения 
    самолётами четвёртого – Су-35, МиГ-35, Су-30СМ, Су-34. На последующем этапе они будут всё больше и больше замещаться самолётами пятого поколения. Нарушать эту последовательность массовыми поставками сразу самолёта пятого поколения, наверное, не совсем правильно. На наш взгляд, здесь вопрос не столько финансовый, сколько в обеспечении вот этой плавности перехода.
  • А, вообще, мы считаем, что истребитель пятого поколения Су-57 и лёгкий истребитель МиГ-35 – это лучшие предложения в своём классе по соотношению лётно-технических характеристик самолётов, боевых возможностей и цены.

– А в чём всё-таки заключается принципиальное отличие пятого поколения от того же Су-35, например?

  • Ну это совсем разные самолёты. В первую очередь – малозаметность за счёт другой аэродинамической компоновки, другого планера, который достаточно удачно спроектирован, плюс уникальное, нами разработанное радиопоглощающее покрытие. Это и новое БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование – ИФ), новые системы связи, новый бортовой комплекс обороны, новый локатор, который позволяет “увидеть” самолёты противника на большем расстоянии, чем самолёты четвёртого поколения, что даёт 
    преимущество по времени запуска ракет – да там всё новое! Но главное, конечно, это новое оружие, новые ракеты, которые тоже имеют превосходные характеристики.

– Есть ли планы по созданию палубной версии Су-57? Или
принципиально нового истребителя, самолёта вертикального взлёта для перспективного российского авианосца?

  • Некоторые наработки у нас есть по самолёту вертикального взлёта и посадки – и с советских времён, и за последнее время. Работа по корабельным вариантам продолжается. Нужно от военных получить чёткую задачу, которую мы будем исполнять.

– В марте президент России объявил, что истребители МиГ-31
стали первыми носителями гиперзвукового оружия – ракеты “Кинжал”, эта новая модификация МиГ-31К стала настоящим гвоздём программы на параде 9 мая. Можете рассказать, как создавался этот комплекс?

  • Была проделана серьёзная работа, которая заняла большое количество времени. Необходимо было сделать системы управления, провести испытания –непростая история.
  • В итоге мы получили высокоскоростной самолёт-носитель МиГ-31, который
    способен за считанные минуты доставить ракету в необходимый район и пустить её в действие. Это действительно стало важным прорывом в разработке систем вооружения России. Это существенно расширит возможности наших ВКС.

– Сколько истребителей планируется оснастить “Кинжалами”?

  • Мы готовы обеспечить министерство обороны самолётами в необходимом количестве.

– А когда будут завершены работы по модернизации парка истребителей-перехватчиков в облик МиГ-31БМ?

  • Два имеющихся контракта по модернизации, как и планировалось, будут завершены в этом году. Далее будет следующая серия. Мы ожидаем, что в ближайшие годы ВКС получит ещё несколько десятков модернизированных МиГ-31БМ, так что к 2023 году весь существующий парк будет модернизирован.

– Жизненный цикл МиГ-31 близится к завершению, в ближайшие 10
лет ему на смену должен прийти новый истребитель-перехватчик МиГ-41, он же ПАК ДП. На каком этапе реализации находится этот проект?

  •  Мы находимся на этапе исследовательской работы. Она ответит на все вопросы – какая машина нужна, какова концепция её боевого применения, какими характеристиками она должна обладать, какие задачи решать, какой у нас есть научно-технический задел, позволяющий на эти вызовы дать ответы. Это работа на несколько лет.

– Будет новый планер?

  • Мы прорабатываем новую концепцию, да. И при создании этого авиационного комплекса планируем использовать новые технологии и материалы.

– Есть планы расширить характеристики по скорости, дальности, возможности работы в космосе?

  • Всё будет от задач зависеть. Скажут в космос полететь – полетим в космос???.

– Если исходить из оптимистичного варианта, когда может появиться эта машина?

  • Это должно быть по логике синхронизировано с завершением планового ресурса МиГ-31. К этому времени нужно будет новую машину разработать – то есть мы говорим о рубеже 2030 года.

– Одним из приоритетов новой госпрограммы вооружения является
переход к беспилотной технике. Когда на вооружение ВКС поступят
разработанные в ОАК ударные беспилотники?

  • Для нас, безусловно, беспилотная тематика является одной их приоритетных. Мы понимаем, что есть задачи сделать в разных нишах машины, которые могли бы выполнять разные задачи – от разведывательных до ударных. По ряду направлений ведутся разработки. Они есть не только у нас, но и у наших коллег. Помимо ОАК беспилотниками занимается ещё 
    несколько компаний, и все вместе мы можем покрыть всю линейку продуктов.

– Вы имеете в виду 20-тонный беспилотник “Охотник” разработки ОКБ Сухого?

  • Я не смогу рассказать конкретнее.

– Если сравнивать с зарубежными аналогами

  • Мы должны отвечать на существующие угрозы, а значит, наши беспилотники должны быть, как минимум, не хуже.

– Ещё одна широко обсуждаемая в последнее время тема – возможность возобновления производства тяжёлых дальних транспортников Ан-124 “Руслан”. Много было заявлений по этому поводу. Сейчас есть какая-то ясность – будет возобновляться его производство или нет? Или всё-таки новый самолёт будете на замену разрабатывать?

  • На этом этапе вполне хватает того парка Ан-124, который сейчас есть. В этом году мы получим уже первый комплект двигателей Д-18, отремонтированных в России. Продолжение этой работы позволит поддерживать исправность парка на высоком уровне.
  • Самолёты Ан-124 ещё далеки от исчерпания своего ресурса, так что основная задача на сегодня – восстановление и поддержание исправности существующего парка.

– Когда планируется приступить к созданию перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации – ПАК ВТА?

  • Мы сейчас обсуждаем с Минобороны возможный облик этого самолёта, какими характеристиками он должен обладать и так далее. Есть наработки по этому направлению. Но приступить непосредственно к созданию новой машины мы сможем только после согласования всех этих вопросов с заказчиком.

– Давайте ещё обсудим перспективы дальней авиации. Уже можно говорить о завершении разработки ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3М. Какие возможности получит самолет в новом облике, какими характеристиками по дальности, скорости, вооружению он будет обладать?

  • Ту-22М3М – реально новая машина, от предыдущей модификации остался только планер. В самолёте установлен новый комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования, который в значительной степени унифицирован с Ту-160М, новая система радиоэлектронного противодействия, новый комплекс связи, новый локатор, новый комплекс обороны. Проведены доработки по планеру, позволяющие продлить назначенный срок службы самолёта. Работы, произведённые в рамках модернизации, по объёму и 
    трудоёмкости сопоставимы с созданием нового самолёта. В итоге мы получили авиационный комплекс со значительно расширенным боевым потенциалом – я имею в виду и повышение боевой эффективности, и увеличение боевого радиуса.
  • На днях в Казани первый Ту-22М3М был передан на лётно-испытательную станцию. По результатам заводских и государственных испытаний Минобороны будет принимать решение об объёмах глубокой модернизации самолётов строя.

– Что из себя представляет глубоко модернизированный Ту-160М?

  • Глубоко модернизированный самолет Ту-160М получит новое пилотажно-навигационное оборудование, новый бортовой комплекс связи, новую систему управления, радиолокационную станцию, комплекс радиоэлектронного противодействия. На Ту-160М будут установлены новые двигатели, имеющие лучшие характеристики по экономичности.

– Недавно начались работы и по глубокой модернизации Ту-95МС. Чем новая версия, Ту-95МСМ, будет отличаться от базового самолёта?

  • В рамках работ по глубокой модернизации на Ту-95МС будет заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. Самолёт также получит модернизированные двигатели.
  • Модернизация позволит существенно увеличить точность навигации и показатели надежности, расширить возможности по ведению попутной оптической и радиоразведки, продлить срок эксплуатации авиационного комплекса, улучшить взлётно-посадочные характеристики самолёта. Первый Ту-95МСМ планируем поднять в воздух в 2019 году.

– Ну и конечно, нельзя обойти стороной проект перспективного авиакомплекса дальней авиации – ПАК ДА, который уже успели окрестить чуть ли не самым секретным проектом из всех ведущихся ныне авиационных разработок. Когда уже приоткроете завесу тайны и покажете хотя бы эскиз или макет этого самолёта?

  • Это определит министерство обороны.

– Конструкторская мысль никогда не останавливается на достигнутом, наверняка, и сейчас в ОАК есть далеко идущие планы. Шестое поколение, гиперзвуковые самолёты, лазерное оружие – какие перспективные разработки, по-вашему, сформируют будущее корпорации?

  • Разумеется, наука и технологии не стоят на месте. Но всё-таки прежде, чем открытия и изобретения станут технологиями, которые можно применять в производстве, нужно провести научные изыскания, опыты и тому подобное. И, что не менее важно, нужно чёткое понимание для каких задач они будут использоваться и по какой цене они будут предложены.
  • Ясности, каким будет самолет нового поколения, чем он будет принципиально отличаться от нынешнего поколения, какие будет выполнять задачи, какое оружие применять, у нас пока ещё нет. Но мы, конечно, работаем над обликом и возможными техническими решениями, которые смогут применяться в следующих перспективных авиационных комплексах. Это происходит постоянно, мы работаем над созданием более совершенных 
    образцов военной техники. В основном же, отталкиваемся от заказчиков, которые должны предъявить требования к облику самолета будущего.
  • Тем не менее, мы обсуждаем все эти вопросы с научным сообществом и 
    принимаем активное участие в определении направлений фундаментальных 
    исследований, которые и будут определять облик авиации будущего через 
    20-30 лет.

Материалы по теме:

One thought on “Задачи перед авиаконструкторами. Эксклюзив с Главой ОАК

  1. Читая эксклюзив с Главой ОАК и анализируя предыдущие высказывания, становится ясно, что ни так всё “сладко” в Авиапроме, как описывает Глава! для него выход из сложившейся ситуации только в теории “эффективного менеджера” и “губительном”объединении “ОАК” с “Ростех”- это худшее, что может быть и это факт. Пора бы прислушаться к профессионалам!

Comments are closed.